Театрализованная деятельность по мотивам русской народной сказки "Каша из топора" для детей 6-7 лет
Автор: Мыжевских Наталья Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Лесобазовский детский сад», Ярский район, Удмуртия.
Описание материала. Дети любят играть, игра – это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то перевоплощаться. Они замечательные актеры: стоит надеть костюм, и ребенок сразу входит в образ. Важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, помогает сочувствовать персонажам и сопереживать происходящим событиям. Данный конспект занятия, а так же и вне занятий может быть полезен музыкальным руководителям, педагогам начальных классов, педагогам – организаторам, педагогам ДОУ детей старшей и подготовительной к школе группы.
Цель: создание условий и познавательный интерес через русские народные сказки.
Задачи: 1. Вызвать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки; учить создавать художественные приемы, упражнять в работе с изобразительным материалом;
2. Развивать интерес к литературным произведениям, желание слушать и рассматривать книги;
3. Воспитывать эстетическое отношение к произведениям устного народного творчества.
Предварительная работа. Беседа о любимых сказках, рассматривание иллюстраций к сказкам, побуждение к рисованию любимых героев сказок в самостоятельной художественной деятельности, чтение художественной литературы, беседа о видах сказок
(авторская и народная).
Материал демонстрационный. Красочно оформленная группа в стиле «Русской деревенской избы», выставка книг русских народных сказок, большой конверт с письмом, аудиозапись музыкального сопровождения.
Материал раздаточный. Гуашь, кисточки разного размера, цветные карандаши, восковые мелки, стаканчики под кисти и воду, чистые листы бумаги для рисования.
Словарь. Удивительный, неведомый, превращения, персонаж, волшебница, материк, автор.
Организованная деятельность
1. Организационный момент. Звучит аудиозапись песни «В гостях у сказки» (сл. Ю.Кима, муз. В. Дашкевича). Дети садятся на стульчики перед книжной выставкой.
Воспитатель. Дети, посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут сказочные герои. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в которой происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки?
(Да!)
Тогда я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Иван-царевич».
2. Речевая игра «Иван-царевич». Ведущий называет слово, которое является частью имени сказочного персонажа или частью названия волшебного предмета. Играющие должны назвать имя или название полностью: Иван-
(царевич), мышка-
(норушка), лягушка-
(квакушка), зайчик -
(побегайчик), лисичка-
(сестричка), мишка -
(топтыжка), сестрица
(Аленушка), братец
(Иванушка), Конек-
(горбунок), Жар-
(птица), серый
(волк), Елена
(Прекрасная), Василиса
(Премудрая), Марья-
(Искусница), Царевна-
(лягушка), шапка-
(невидимка), ковер-
(самолет), меч -
(кладенец), скатерть-
(самобранка).
Воспитатель. Молодцы! Вижу, вы хорошо знаете сказки и любите их. Мир сказок огромный, почти как наша планета Земля, на которой мы живем, а каждую сказку можно сравнить со страной. Сказочный мир делится на два больших материка: на одном живут сказки народные, а на другом – авторские. Какие сказки называются народными? А какие – авторскими? Авторская сказка придумывается и записывается одним человеком – автором. А народная сказка устно передается от бабушек и дедушек к мамам и папам, а от них к детям. Так сказка и живет.
3. Театрализованная деятельность
Действующие лица: Солдат, Бабка, Мальчишка.
Деревенская изба. На первом плане слева сени, справа – печь, посередине – стол.
На втором плане стена и окошко и лавка. В окошко выглядывает мальчишка.
Мальчишка
Жила в деревушке
В кособокой избушке
Старая бабка –
Рваные тапки,
Салоп до пупа,
Скупа да глупа.
Никому не мила,
Остальным всем взяла!
Мальчишка прячется. Из сеней выходит Бабка с набитой кошелкой и начинает выкладывать на стол продукты: пирог, булку, крупу, масло. Раздается стук в дверь и дружное хихиканье.
Хор детских голосов (поют дразнилку)
Бабка Маланья –
Голова баранья,
Бородавка на носу,
Нос, как просека в лесу!
Чтоб не выросли рога,
Дай кусочек пирога!
Коли пожалеешь,
Мигом околеешь.
Бабка (сердито)
Не дождетесь, чертенята!
Бабка хватает метлу и бросается к сеням. В окошке снова появляется Мальчишка, хватает пирог и исчезает. Бабка бежит к окну и пытается стукнуть проказника метлой.
Бабка
Убирайтесь вон из хаты!
Ах, вы тати! Ах, жульё!
Мальчишка опять появляется в окне и пытается схватить булку.
Бабка. Ай, отдай! Не тронь! Моё!
Бабка замахивается метлой. Мальчишка убегает. Раздается решительный стук в дверь. Бабка быстро хватает продукты и прячет их за печкой.
Бабка (ворчливо)
И кому опять неймется?
Бабка быстро усаживается за пустой стол. Входит Солдат.
Солдат
Здравствуй! Где присесть, найдется?
Прошагал я много верст.
Бабка (притворяясь глухой)
Да, харчевня через мост.
Солдат. Нет уж, ты мне дай поесть.
Бабка. Там на гвоздике повесь!
Солдат. Что совсем глуха, не чуешь?
Бабка. Под забором заночуешь.
Солдат (сам себе)
Что-то, старая карга,
Больно на ухо туга.
Пропишу-ка ей леченье,
Как солдату на ученьи.
Солдат достает розгу и гоняется по избе за Бабкой.
Солдат. Вот тебе! Зело?
Старушка мигом бросает свое притворство.
Бабка. Зело! Всё, касатик, помогло!
Солдат. То-то! А теперь харчи,
Из печи на стол мечи.
Солдат усаживается за столом и достает большую ложку.
Бабка. Так ведь нечего, служивый,
Вот те крест.
Бабка крестится и достает из печи пустой горшок.
Солдат (в сторону) Вот дьявол лживый!
Но солдат я, а не вор.
(Бабке)
Бабка, принеси топор.
Бабка идет в сени и возвращается с топором и бухается Солдату в ноги.
Бабка (испуганно) Не губи!
Солдат. Ты что, мамаша?
Из него сварю я кашу.
Бабка. Брешешь!
Солдат. Правду говорю!
Бабка. Что ж останусь, посмотрю.
(себе под нос)
Вот ведь, в гроб давно пора,
А не ела топора.
Солдат
Мне помощник пригодится.
Бабка, принеси водицы.
Бабка уходит в сени и возвращается с ведром.
Бабка. На те полное ведро.
Солдат кладет топор в горшок и заливает его водой. Бабка внимательно наблюдает.
Солдат
В общем, дело не хитро:
В котелок кладем топор,
Заливаем до сих пор.
А теперь поставим в печку
Да и подождем малечко.
Солдат ставит горшок в печь и садится на лавку.
Бабка (нетерпеливо). Долго ждать-то?
Солдат. Не спеши.
Я спою, а ты спляши.
Бабка (сердито). Я для плясок старовата.
Солдат. Ерунда, уважь солдата.
Бабка (с ностальгией)
Эх, была я молода,
Вот плясала я тогда,
А теперь ни встать – ни сесть.
Солдат
Спляшешь, будем кашу есть.
Бабка упирает руки в боки и пляшет.
Солдат (напевает и хлопает в ладоши)
Бабка Маланья –
Голова баранья,
Бородавка на носу,
Нос, как просека в лесу!
Чтоб не выросли рога,
Дай кусочек пирога.
Коли пожалеешь,
Мигом околеешь.
Бабка (запыхавшись)
Тьфу ты! Песня просто срам!
Не пора ли кушать нам?
Ты давай, милок, попробуй!
Солдат помешивает кашу ложкой и пробует.
Солдат (изображая удовольствие)
Вкус и аромат особый.
Всем бы кашица взяла,
Да без соли не мила.
Бабка. Посолить? Ну, это можно.
Бабка роется за печкой и приносит солонку.
Бабка
Сыпь, да только осторожно.
Солдат солит варево. Бабка вырывает у него солонку.
Бабка (сокрушенно)
Хватит! Хватит! Что за мот!
Плакал мой запас на год!
Не пора ль за стол садиться?
Солдат снова пробует.
Солдат
Мне бы горсточку крупицы,
Вот тогда из топора
Каша выйдет на ура.
Бабка достает из-за печки несколько мешочков с крупой.
Бабка
Есть овес, пшено и просо…
Солдат забирает у Бабки все мешочки и высыпает в свой котел.
Солдат. Всё сгодится, без вопросов!
Бабка.
Ох, убытков мне не счесть.
Солдат мешает варево и снова пробует.
Бабка (нетерпеливо). Всё? Готово? Можно есть?
Солдат (насмешливо)
Вижу, ты проголодалась.
Маслица еще бы малость,
И тогда уже за стол.
Бабка достает из-за печки горшочек с маслом.
Бабка (со вздохом). На, возьми чуток, сокол!
Солдат щедро кладет масло в варево.
Бабка (сокрушенно)
Хуже татя, гость незваный!
Разоряет, окаянный!
Солдат отдает Бабке пустой горшок.
Солдат
Зря ты воздух не тряси,
Ставь горшок да хлеб неси.
Бабка достает ухватом горшок из печки, ставит на стол и со вздохом достает из-за печки булку. Они садятся и едят кашу наперегонки.
Бабка (причмокивая). Сроду лучше не едала!
Солдат (облизывая ложку). Каша славная!
Бабка. Да мало!
Ты на ложках больно скор.
Не пора ли съесть топор?
Солдат достает горячий топор из горшка. Бросает его на стол и дует на руки.
Солдат. Эк, проклятый, раскалился!
Да беда – не доварился.
Бабка (огорченно). Что же делать?
Солдат. Не горюй –
По дороге доварю
Да позавтракаю вволю.
Солдат кладет топор в ранец.
Бабка (заискивающе)
Ты б, милок, остался что ли.
Больно каша хороша
И не стоит ни гроша.
Погостил бы хоть немного.
Солдат
Нет, пора мне в путь-дорогу.
Государевы дела!
Солдат салютует Бабке и уходит.
Бабка (сокрушенно). Зря топор я отдала.
Бабка берет ухват и примеряет его к горшку.
Бабка
Эх, сварила бы ухват
Да горшочек маловат.
В окне появляется Мальчик.
Мальчик (поет дразнилку)
Бабка Маланья –
Голова баранья…
Бабка с ухватом наперевес выбегает прочь из дома.
Раздается детский смех.
4. Художественное творчество.
Раздается стук в дверь, воспитатель находит большой красивый конверт.
Воспитатель. Я нашла конверт. Интересно: от кого оно? Адрес не указан. Хотите узнать, что в нем? Давайте посмотрим
(вскрывает конверт, достает письмо и чистые листы). Ничего не понимаю. Прочитаем письмо:
«Здравствуйте, дорогие дети! Я Волшебница из мира сказок. У меня случилось несчастье. Была у меня волшебная книга очень большая и красивая, в нее вмещались все сказки, какие только есть на свете. Когда вставало солнце, я открыла ее, и сказки разлетались по всей земле, чтобы радовать детей. А вечером, когда они возвращались, я закрывала книгу, чтобы их никто не тревожил. Но вчера я забыла это сделать, и сказки пропали. Остались только чистые листы. И теперь, чтобы сказки смогли вернуться, каждому ребенку нужно нарисовать по одной из страниц Волшебной книги сюжет своей любимой сказки. Может, вы мне поможете?»
Воспитатель. Ну что, поможем Волшебнице?
(Да!) Работа предстоит трудная. Давайте немного разомнемся, сделаем сказочную разминку.
Физкультминутка «В темном лесу есть избушка»
В темном лесу есть избушка,
(Дети шагают.)
Стоит задом наперед
(Поворачиваются.)
В той избушке есть старушка -
(Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет.
(Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком,
(Показывают пальчиком.)
Глаза большие,
(Показывают.)
Словно угольки, горят.
(Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая!
(Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят!
(Поднимают руки вверх.)
Воспитатель. А теперь за работу! Рассаживайтесь за столы, чем будете рисовать
(материал предоставляется на выбор: цветные карандаши, восковые мелки, гуашь). Вспомните свою любимую сказку, хорошо подумайте, какой отрывок из нее вы нарисуете, и приступайте к работе.
5. Выставка и анализирование детских работ.
Дети рисуют, в конце занятия оформляется выставка детских рисунков.
Воспитатель. Молодцы! Вот и вернулись сказки на свои места, и книга сказок снова будет радовать детей и взрослых волшебными историями.
Литература.
1. Дошкольное воспитание. №2, 2004г.
2. Емельянова Олеся. Каша из топора. Сценарий для постановки русской народной сказки в кукольном театре. 2014г.
3. Климова Е.П. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи. Волгоград «Учитель», 2005.
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс. Теневой театр своими руками
Постановка сказки в подготовительной группе детского сада: Лягушка-обманщица
Театрализация сказки "Три поросенка" в детском саду в подготовительной группе
Конспект совместной театрализованной деятельности в подготовительной группе по сказке "Как Шустрик г
Похожие статьи:
Театрализованная игра в подготовительной группе. Конспект
Сказка «По щучьему веленью» на новый лад. Сценарий по ролям для старших дошкольников
Конспект интегрированного занятия в группе ПО «Пришелец с неведомой планеты»
Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе