Конспект НОД на тему Осень
Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Труд» на тему «Птицы на юг улетают»
Цель: закреплять представление о перелетных и зимующих птицах.
Задачи:
1. Познакомить с птицей журавль; закрепление умений создавать фигуры птиц из природного материала;
2. Расширять и систематизировать знания о перелетных птицах; формировать умения замечать приметы осени; передавать характерные движения и пропорции птиц;
3. Воспитывать желание и умение доводить начатое дело до конца; радоваться результатам сверстников; беречь и охранять птиц.
Материал: картинки птиц, природный материал: шишки, палочки или спички, перья (по 3шт. на каждого ребенка), пластилин, доска, стеки, салфетки, плоские тарелочки для материала.
Предварительная работа: чтение рассказа М. Пришвина «Журка», заучивание стихотворения «Жура-жура-журавель», «Высоко в голубой дали…», рассматривание и знакомство с птицами, их повадками.
Воспитатель:
Лето спряталось, ушло,
Унесло с собой тепло,
Ветру и дождю не спится,
Улетают к югу...
Дети: Птицы.
Воспитатель: Правильно, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о птицах. По календарю осень наступает первого сентября. А в природе она наступает в разные сроки. То раньше, то позже опадают желтые листья с деревьев, то раньше, то позже улетают на юг перелетные птицы, прячутся на зиму насекомые и другие животные. Осень — время подготовки и перехода растений к зимнему покою. Ухода на зимовку некоторых животных, отлёта перелётных птиц.
Ребята, а кто мне скажет, какие птицы улетают осенью в теплые страны?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку, отгадав ее, вы узнаете, о какой птице сегодня мы с вами будем говорить.
Стали братья на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегу ли, на ходу ли –
Им с ходулей не сойти.
Дети: Журавли.
Воспитатель: Правильно!
(Выставляя на мольберт картинку журавля).
Рассмотрите изображение журавля. Журавль – красивая птица с белым оперением, желтым клювом и красной шапочкой на голове, она занесена в Красную книгу. Кто знает, что такое Красная книга?
Дети: В ней описаны все редкие и исчезающие животные и птицы. Их надо беречь.
Воспитатель: Журавли осенью улетают на юг. Летят они клином
(показываю картинку, выставляя на мольберт), курлыкая. Им детишки кричат: «Колесом дорога!». Догадались, почему «колесом»? «Колесо» — это круг, чтобы вернулись журавли весною!
Журавли относятся к перелетным птицам. Каких перелетных птиц вы знаете?
(Ответы детей – скворец, ласточка, жаворонок, журавль, гуси, утки, стрижи.)
Все ли птицы улетают в теплые края?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какие птицы остаются в нашем селе?
Дети: Ворона, сорока, синица, воробей, голубь.
Воспитатель: Птицы летят всегда группами — стаями. Во главе стаи – самая сильная птица – вожак. Порядок в стае очень строгий, каждая птица летит на своем месте. Весной птицы снова собираются в свои стаи. Эти стаи называются по-разному:
Вереница – гуси, лебеди.
Клин – журавли,
Стая – ласточки, грачи, скворцы.
Воспитатель организует детей в круг.
Физминутка
Высоко в голубой дали
Руки поднять вверх
Над землей летят журавли.
Помахать руками, как крыльями
Летят они, курлычут,
Наклон вправо, махая руками
Нас за собою кличут,
Наклон влево, махая руками
Как будто говоря:
Произносят слова все вместе, шагая на месте, руки опустить
«Летите вместе с нами!
За темными лесами,
Встали на носочки, руки вверх
За синими морями
Присели, руки в стороны
Есть теплые края;
Обнимая себя, руки крест - накрест
Там, в зелени долины,
Встали, поворот вправо
Мы скоротаем зиму,
А раннею весной
Поворот влево
Вернемся в край родной!»
Садимся на стульчики за стол.
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на картинку. Журавль у нас совсем один, а давайте мы сделаем целую стаю журавлей. Я вам предлагаю шишки и пластилин. Как вы думаете, можно ли из этих предметов сделать журавля?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте вспомним из чего состоит птица.
(Рассматривая картинку, дети поочереди называют части у птицы.)
Возьмите шишку. Кто мне скажет, какой частью тела она будет у нашей птицы?
Дети: Туловище.
Воспитатель: А какого цвета нужно взять пластилин, что бы сделать шею и голову.
Дети: Белого.
Пластилин перед работой нужно размять. Воспитатель показывает детям как правильно соотнести пропорции шеи и головы у птицы. Затем уточняет остальные части тела.
Воспитатель: Для клюва мы возьмем пластилин коричневого цвета. А посмотрите внимательно на голову журавля, что у него есть?
Дети: Хохолок.
Воспитатель: Какого он цвета?
Дети: Красного.
Воспитатель: Берем кусочек красного пластилина и делаем хохолок.
Обратите внимание на перья. Как вы думаете, для чего они нам нужны?
Дети: Это хвост у журавля.
Воспитатель: Берем небольшой кусочек пластилина и прикрепляем его для хвостика. А теперь вставляем перья.
Приступим к лапкам. У вас на столах есть две палочки. Возьмите их и покажите, куда вы приделаете лапки журавлю?
Закрепим их небольшим кусочком пластилина. Лапки готовы. Журавли ваши стоят?
Дети: Нет.
Воспитатель: Сделаем для них островок и травку зеленого цвета. А теперь делаем глазки.
Посмотрите, ребята, какая великолепная стая получилась.
Теперь нашему журавлю не скучно улетать на юг. Все перелетные птицы с первым теплом возвращаются в родные места, в свои гнезда. Как вы думаете, почему?
Дети: Они летят на родину, где сами вывелись и где выведут своих птенцов.
Оформляется выставка в холле. А далее воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Хромой журавль». В музыкальном сопровождении так же можно спеть песенку "Падают листья".
Рекомендуем посмотреть:
Рассказ про осень для дошкольников
Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Фрукты
Конспект ООД в старшей группе по теме «Что такое осень?»
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тем