Познавательно-игровое занятие «Встреча с ансамблем «Сударушка»
(подготовительная к школе группы)
Цель: познакомить с удмуртским народным ансамблем «Сударушка».
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с особенностями костюма северных удмуртов;
2. Развивать интерес к удмуртскому фольклору и подвижным играм;
3. Воспитывать интерес к удмуртскому и русскому народному творчеству и культуре, уважение к старшим.
Материал и оборудование: платок, аккордеон, колокольчик, стульчики по числу детей и бабушек, игрушка на палке «Лошадь».
Ход занятия
Воспитатель (обращаясь к детям): Ребята, мы с вами живем в самой красивой и замечательной стране, кто мне скажет, как она называется?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно, Россия. И у нашей прекрасной России есть небольшая республика, в которой мы с вами проживаем, а как же она называется?
Дети: Удмуртия.
Воспитатель: Молодцы. В нашей стране проживают народы разных национальностей: русские, татары, удмурты, цыганы, узбеки и много других. Каждый народ разговаривает на своем языке, носит свою национальную одежду, поддерживает и бережет свою культуру. И сегодня, у нас с вами необычный день. А почему он необычный?
(Ответы детей.) Правильно, сегодня к нам пришли в гости бабушки из ансамбля «Сударушка».
Под удмуртскую народную мелодию заходят в зал ансамбль «Сударушка» Встают напротив детей.
Музыкальный руководитель (он же руководитель и ансамбля «Сударушка»): Здравствуйте, дорогие ребята!
Дети: Здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Наш ансамбль называется удмуртский ансамбль «Сударушка». В Удмуртии многие жители разговаривают на удмуртском языке, а вы знаете удмуртский язык?
(Ответы детей) Давайте поздороваемся на удмуртском языке.
Бабушки с поклоном здороваются на удмуртском языке, дети повторяя за бабушками отвечают им поклоном.
Музыкальный руководитель: А может быть, вы знаете кого-нибудь?
(Ответы детей).
Ансамбль «Сударушка» существует уже много лет. Он исполняет песни на удмуртском и русском языках, и костюмы у них тоже и русские и удмуртские. Ребята, ансамбль наш встречает гостей удмуртской песней, вот послушайте.
Под аккордеон исполняется песня «Кызы меда».
Музыкальный руководитель: Дети, а кто-нибудь понял, что нам спели бабушки?
Дети: Нет.
Бабушка «Сударушка»: Мы встречаем гостей. Спрашиваем, откуда вы приехали, как вы доехали? Если вы приехали с душой, то вы хорошо покушаете, попьете, нас порадуете.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на костюмы наших бабушек. Они такие же как у нас с вами или в них есть что-то особенное?
Дети: В них есть что-то особенное, они не такие как у нас.
Музыкальный руководитель: Мы попросим наших бабушек присесть на стульчики. А вам нравятся их костюмы? А хочется вам их потрогать руками?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель: Вставайте, подойдите к ним, потрогайте руками.
Воспитатель: Понравились костюмы?
Дети: Да.
Воспитатель: В этих костюмах наши бабушки выступают на сцене, на различных сельских праздниках. И про свой костюм нам расскажет всеми уважаемая Нина Демидовна.
Нина Демидовна: Вот этот костюм удмуртский. Раньше удмурты носили клетчатые платья, а еще есть и белые.
(Показывает костюм Нины Валериановны). Вот это нарядный костюм. Вначале надевается белая нательная рубаха – дэрем. Посмотрите, она украшена вышивкой по подолу, рукавам и горловине. Подол – это низ платья, горловина – это та часть, которая находится вверху (у горла). Вот посмотрите, ткань на платье сами ткали, в магазине не покупали, по ночам и вечерам сидели и ткали после работы. Этому переднику более ста лет, я его берегу. Нагрудник – кабачи, который тоже очень красиво украшали монетами и называется он монистой, как похожи слова монета и мониста, запомните. Люди ведь тоже разные были и богатые, и бедные. Кто был богаче, у них на монисте было много монет, а кто был бедный, соответственно и монет было мало. А вот это фартук, по - удмуртски его называют - айшет. Его украшали различными подзорами вязанными крючком, а еще вышивали различные орнаменты или пришивали полоски. Кому как нравится. А на голову повязывают платок – кышет – надевают головное полотенце, а затем платок. На ногах чулки с разноцветным орнаментом. Обратите внимание, костюм состоит в основном из красного цвета. Это костюм северных удмуртов. Так как мы живем с вами в северном районе Удмуртии. Красивый, ребятки костюм?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель: Ребятки, а вот наши бабушки очень любят танцевать. Они нам покажут кадриль.
Под аккордеон исполняется «Парная кадриль». Дети под такт музыки хлопают в ладоши.
Музыкальный руководитель: Красиво танцуют бабушки?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель: Песенки нам спели и поплясали, а теперь мы поиграем, а вы, бабушки свое детство вспомните, как играли в детстве, и в какие игры удмуртские играли раньше. А вы, ребята, знаете какие-нибудь подвижные удмуртские игры?
Дети: Водяной.
Музыкальный руководитель: А как эта игра называется на удмуртском?
Дети: Ву мурт.
Музыкальный руководитель: Молодцы! Поиграем мы с вами сейчас в игру, она называется «Быж». Знаете, что такое «Быж»?
(Нет.) Это хвост.
Удмуртская народная игра «Быж» (хвост).
Задача: сохранить хвост.
Встаем все. Вот как стояли раньше, так и вставайте, Данил будет у нас голова лошади. За ним все повернулись. А Рома будет хвост. Я буду ловить хвост, а ты Рома мне не поддавайся. Не давайте мне схватить хвост. Держимся все за плечи друг друга.
Игра проводится под подвижную удмуртскую мелодию. Повторяется 2-3 раза.
Удмуртская подвижная народная игра «Гырлыен шудон»
(игра с колокольчиком)
Еще поиграем мы с вами в игру вместе с бабушками. Она называется «Гырлыэн шудон» - игра с колокольчиком. Водящему
(вначале для ознакомления с игрой водящего выбираем взрослого) завязываются платочком глаза, а второму ребенку в руки дается колокольчик. Ребенок с колокольчиком бегает по кругу, звеня в колокольчик, а водящий должен его запятнать.
Игра проводится 3-4 раза.
Малоподвижная удмуртская игра «Кыр мышты» (подмигни глазом)
Поставим стулья по кругу. Дети сидят на стульчиках, а бабушки встают за ребятами. Водящий будет подмигивать ребяткам, а бабушки должны быть внимательными и не дать убежать ребенку. Успевший убежать, садится на стульчик к водящему, а оставшаяся одна бабушка становится водящей.
Игра проводится 5-6 раз.
Музыкальный руководитель: Ребятки, понравилась вам играть? (Ответы детей.) Давайте стульчики поставим на место и присаживаемся на них.
Воспитатель: Ребятки, а сейчас нам бабушки исполнят песни на русском языке.
Исполняется русская народная сборка «Попурри».
Воспитатель: Ну, вот и попели, поиграли, узнали много интересных удмуртских народных игр. Кто запомнил, как назывались игры, в которые мы играли?
Дети: Игра с колокольчиком, «Быж», «Кыр мышты».
Воспитатель: Узнали много интересного и про северный костюм удмуртов, но наши бабушки устали и им нужно отдохнуть, а мы с вами возвращаемся в нашу группу. Давайте, скажем до свидания нашим гостям.
Дети: До свидания!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Картины художников»
Сказка о дружбе для детей подготовительной группы. Приключения Звёздочки и Дракоши
День героев Отечества. Беседа с детьми подготовительной группы
Сюжетно-ролевая игра в подготовительной группе «Поликлиника»
Похожие статьи:
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ по теме: Богатыри земли русской
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе логопедической группе
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для подготовительной к школе логопедической группы