Познавательные игры, развивающие восприятие у детей старшего дошкольного возраста
Обезьянки
Цель: развиваем внимание, память, двигательный аппарат.
Взрослый стоит лицом к детям и предлагает немного пообезьянничатъ: дети должны повторять за взрослым его движения. Для усложнения игры можно предложить детям делать движения медленнее, и тогда они будут немного отставать. Движения можно производить руками, ногами, пальцами, головой.
Выигрывает тот игрок, который обезьянничал вернее других и не путал движения. Не ошибиться в этой игре сложно, так что игрокам придется проявить максимум внимания для того, чтобы не оказаться проигравшими.
Определи цвет
Цель: развиваем внимание, память, двигательный аппарат
Дети встают в один ряд а взрослый - в стороне от них. Он называет какой-нибудь Цвет, например синий. Дети, в одежде которых есть этот цвет, немедленно выбегают вперед и бегут к водящему. Остальные игроки должны удерживать убегающих на месте. Уходить дальше 2—3 шагов от линии они не должны, но зато могут раскинуть руки и попытаться не пустить игроков «названного цвета».
Роль ведущего может взять на себя ребенок.
Собери цвета
Цель: развиваем внимание, наблюдательность, закрепляем знания о цвете.
В игре принимают участие несколько детей и один взрослый. Все рассаживаются по кругу. Взрослый раздает детям бумажные пакеты небольшого размера разных цветов, просит каждого ребенка назвать цвет своего пакетика. Далее взрослый ставит в центр круга небольшую коробку с разноцветными фигурками, которые изготавливаются из цветного картона.
Задача детей - собрать в свои пакеты фигурки того цвета, который совпадает с цветом их пакетика. Можно брать фигурки только нужного цвета, действовать поочередно, за один раз брать только один предмет и, наконец, действовать только по сигналу взрослого. Взрослый следит за тем, чтобы дети не ошибались в выборе фигурок.
После того как дети разобрали все фигурки из коробки, они меняются пакетиками, высыпают их содержимое в общую коробку. Взрослый снова просит их назвать цвета новых пакетиков и положить туда соответствующие фигурки. Теперь детям придется собирать фигурки другого цвета, а это означает, что дети будут переключать свое внимание с одного цвета на другой.
Материалы для игры: разноцветные бумажные пакеты, разноцветные фигурки разной формы.
Найди нужную карту
Цель: развиваем внимание, память.
Дети рассаживаются по обе стороны стола, во главе которого сидит взрослый. На столе разложена колода карт (карты только с цветными картинками). Взрослый называет определенную карту, а дети внимательно смотрят, и кто-то один выбирает карту. Кто раньше всех это сделает, тот и выиграл. Игра продолжается до тех пор, пока все карты не будут разобраны.
Положительным моментом в игре является то, что карты, разложенные на столе, хорошо видны всем детям.
Роль ведущего может взять на себя и ребенок.
Для тренировки зрительного внимания полезно ввести в игру такое несложное правило: отыскивая нужную картинку, игроки не водят по карточкам пальцем, а находят нужный предмет глазами. Пальцем можно указать только на найденную картинку. Для того чтобы это правило постоянно соблюдалось, можно попросить детей держать вытянутые указательные пальцы у края стола.
Материалы для игры: стол, детские игральные карты с цветными картинками.
Если игральные карты отсутствуют, то их можно заменить на двойные картинки с животными, фруктами, цветами т. д. Очень важно, чтобы картинки были яркими,
красочными и реалистичными: с ними играть будет намного приятнее и, что немаловажно, полезнее. Таким образом, игра, хоть ее и можно назвать соревнованием, является практически беспроигрышной.
Пирамидка
Цель: развиваем внимание, зрительную память, мышление
Ребенок и взрослый сидят за столом. Взрослый складывает пирамидку, состоящую из 7-8 деталей, в порядке возрастания, и предлагает ребенку запомнить расположение деталей.
Затем ребенок закрывает глаза ладошками, а взрослый меняет два колечка местами.
Задача ребенка - определить, что изменилось в расположении деталей пирамидки. После ответа на этот несложный вопрос ребенок получает колечко, сделанное из цветного картона (цвет его может быть любым, изготавливается оно заранее). Это будет что-то вроде награды за правильный ответ, и необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул в игре.
После того как ребенок получает колечко, он кладет его на столе около себя и снова запоминает расположение колечек. Далее ребенок снова закрывает глаза, а взрослый меняет местами уже три детали пирамидки. Теперь ребенок снова должен угадать, что изменилось в их расположении, и после правильного ответа (пусть даже с ошибками) ребенок получает еще два колечка из картона разных цветов.
После этого инициативу игры можно передать ребенку Взрослый предлагает ему разложить в любом понравившемся ему порядке все колечки, включая те, которые он получил в качестве награды. Далее взрослый закрывает глаза, а ребенок меняет местами колечки. Затем взрослый пытается угадать, как первоначально были расположены детали, но преднамеренно делает ошибки или просит подсказку у ребенка. Таким образом, все внимание ребенка сосредоточено на игре.
Материалы для игры: пирамидка из колечек, разноцветные колечки из картона.
В игре с пирамидками можно придумать массу вариантов по привлечению внимания ребенка, но главное, чтобы задания были не слишком сложные, а если сложные, то одно-два. Для усложнения игры можно предложить ребенку собрать пирамидку в любой последовательности, потом разобрать ее и снова так же собрать. Играя в разноцветные колечки, можно обращать внимание ребенка на их цвет, форму, размер и т. д.
Игра с фигурками
Цель: развиваем внимание, самостоятельность, закрепляем знания о геометрических фигурах.
Игра начинается с простого задания: зачеркнуть карандашом все крестики и подчеркнуть все кружочки. После выполнения задания игра усложняется: ребенок должен сосчитать, сколько в первой линии квадратиков, и закрасить их синим цветом через один. Количество квадратиков написать рядом с линией. На второй линии нужно закрасить все квадратики красным цветом через два. Так как это задание требует большой концентрации внимания детей, то не нужно их торопить, отвлекать пустыми разговорами, а следить за тем, чтобы в игровой комнате была тишина. После выполнения последнего задания дети меняются своими листами и проверяют правильность их выполнения у своих сверстников. И здесь они также должны быть внимательными, так как выиграет тот, кто найдет большее количество ошибок у своего сверстника.
Материалы для игры: листы бумаги, на которых нарисованы линии, состоящие из разных фигур (например, кружочков, овалов, крестиков, галочек, квадратиков и т. д.), цветные карандаши.
Перед игрой детям обязательно нужно объяснить, что выполнять задания нужно внимательно, не спешить, так как проиграет тот, кто совершит больше всего ошибок. Кроме того, детям нужно сказать, что после выполнения заданий они поменяются своими листами бумаги и проверять их будут сверстники, а не взрослый. Поэтому нельзя допустить того, чтобы сверстники нашли чьи-то ошибки. Перед началом игры все листы бумаги должны быть подписаны именами их обладателей. Если дети нашли ошибки у своих сверстников, то взрослый должен проверить их наличие. И, если они действительно присутствуют, лист бумаги возвращается к его первоначальному обладателю для исправления допущенных ошибок.
Слухачи
Цель: развиваем восприятие, слуховую память.
Эта игра должна проходить в помещении, знакомом ребятам. В игре лучше использовать предметы, которые ребята хорошо знают.
Дети должны узнать какой-нибудь предмет по звуку, который он издает. Во время игры участники закрывают глаза. В это время ведущий стучит по одному предмету. Это должен быть предмет определенного качества, металлический, деревянный, пластмассовый или из другого уже известного ребенку материала. Во время первых игр основная задача ребенка — определить это индивидуальное качество. Можно даже ограничиться двумя предметами. Впоследствии можно просить точного определения предмета.
Материалы для игры: предметы, изготовленные из разных материалов (деревянные и металлические ложки, фарфоровый чайник и др.).
Рассказ послуху
Цель: развиваем слуховое восприятие, внимание, творческое воображение, фантазию.
В этой игре участнику предлагается сразу несколько предметов, которые необходимо угадать на слух. Это первая часть задания. Вторая часть включает сочинение рассказа, в котором должны упоминаться предметы или персонажи, издающие эти звуки.
Эта игра в определенной степени — разновидность предыдущей. Ее отличительной чертой является внесенный в нее творческий элемент. Она может проводиться, когда предыдущая уже будет вполне освоена.
Материалы для игры: предметы, изготовленные из различных материалов.
Принеси
Цель: развиваем слуховое восприятие, внимание, скорость реакции
Проводить игру лучше в том помещении, где находится много игрушек. В игре также могут участвовать один несколько детей.
Ведущий должен сесть на стул у того места, где находятся все игрушки. Участники должны встать от ведущего на расстоянии не менее 2 метров. Теперь ведущий должен описать предметы, которые нужно принести. Если ребенок угадал название предмета по описанию и принес нужную игрушку, он получает жетон (или пуговицу). Тот участник, который набрал большее количество жетонов, считается победителем.
Материалы для игры: мягкие и пластмассовые игрушки, жетоны или пуговицы.
Найди себе пару (первый вариант)
Цель: развиваем внимание, слуховое восприятие, творческое мышление.
Перед началом игры на отдельных листках бумаги записываются названия животных в 2 экземплярах. Затем участникам игры раздаются эти листочки, и через определенный промежуток времени выключается свет. В темноте все участники должны издавать звуки, которые характерны для животного, название которого записано на карточки. Главная задача участников — найти свою пару на слух, т. е. того игрока, который получил такую же карточку. Через минуту свет включается, и те участники, которые не смогли выполнить задание, считаются проигравшими. Эту игру можно повторять на протяжении вечера несколько раз.
Материалы для игры: чистые листы бумаги и карандаши.
Найди себе пару (второй вариант)
Цель: развиваем внимание, слуховое восприятие, творческое мышление.
Сначала нужно выбрать двух участников и решить, кто из них будет искать другого. Тому участнику, который будет заниматься поисками, завязывают глаза. Теперь второй участник должен издавать какой-нибудь звук, по которому его и попытается найти первый игрок. Оставшиеся ребята могут активно мешать поискам, издавая свои или похожие звуки.
Материалы для игры: повязка на глаза, музыкальные инструменты.
Для игры можно использовать музыкальные и шумовые инструменты.
Мозаика
Цель: развиваем внимание, логическое мышление, цветовое восприятие.
В этой игре могут участвовать как двое, так и несколько игроков.
Участники игры должны сесть за стол и положить на его середину альбомный лист и фломастеры. Затем тот участник, который делает первый ход должен нарисовать на этом листе любую геометрическую фигуру, кроме круга. Желательно, чтобы она была небольшого размера. Фигуру нужно закрасить фломастером одного цвета. Это может быть квадрат, прямоугольник, ромб, различные многоугольники и т. д. Следующий участник должен нарисовать новую фигуру на одной из сторон первой, но уже фломастером другого цвета. Затем новую фигуру рисует следующий игрок и т. д.
Главное правило заключается в том, чтобы ни одна из сторон новой фигуры не соприкасалась с фигурой того же цвета.
Победителем в этой игре считается тот, кто последним нарисует фигуру нового цвета.
Материалы для игры: чистый альбомный лист, 5 фломастеров разного цвета.
Цветная картинка
Цель: развиваем цветовое восприятие, внимание, умение сосредоточиться.
Расположитесь с детьми за столом и возьмите выбранную вами книжку. Откройте первую картинку и предложите одному из детей рассказать о том, что на ней изображено, какие события разворачиваются.
Затем дайте задание ребенку еще раз внимательно просмотреть эту картинку и назвать все цвета, которые встречаются на ней. Если у ребенка возникают затруднения, сконцентрируйте его внимание на отдельном предмете. Выяснив, какого он цвета, переходите к следующему.
Если ребёнок уже хорошо разбирается в основной цветовой гамме (красный, синий, зеленый, черный, белый, желтый), назовите и покажите ему новые цвета (оранжевый, фиолетовый, сиреневый и др.).
Материалы для игры: любая книжка с цветными картинками.
Детективы
Цель: развиваем цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
В некоторой степени эта игра является продолжением предыдущей.
Для начала вам с ребенком необходимо проанализировать картинку и выписать все те цвета, которые на ней встречаются.
Затем вы даете вашему ребёнку задание найти в том помещении, где вы находитесь, все предметы каждого из выписанных цветов. Если в этой игре принимает участие несколько человек, то можно устроить конкурс. Тот, кто обнаружит больше всего предметов, будет считаться победителем.
Материалы для игры: цветная картинка, чистый лист бумаги, карандаш.
Синий или красный!
Цель: развиваем слуховое восприятие цвета, внимание, умение концентрироваться, воображение, логическое мышление.
Перед тем как начать игру, вам необходимо переделать выбранный рассказ. Для этого нужно заменить все цвета предметов на самые необычные и нелогичные. Например: красный волк, оранжевая шапочка, зеленое небо, розовый лес и т. д.
Затем вам необходимо объяснить ребенку, что ему предстоит прослушать сказку, в которой перепуганы все названия цветов. Его цель - найти и исправить все ошибки, назвав правильный цвет.
Если у ребенка возникают затруднения и он не может запомнить все ошибки сразу, разделите сказку на небольшие фрагменты или предложения. Вы можете голосом делать акценты на тех местах, где содержатся ошибки.
Материалы для игры: сказка или рассказ, который ваш ребенок хорошо знает.
Цветные предметы
Цель: развиваем цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
Эту игру лучше всего проводить в комнате, где много игрушек.
Объясните ребенку, что сейчас вам предстоит искать различные предметы одного цвета. Делать это необходимо за определенный промежуток времени. Затем вы даете команду отыскать три предмета красного цвета за 30 секунд За это время ваш малыш должен найти и принести или показать (если предает очень тяжелый) эти предметы. Если он справился, можно давать следующее задание, если нет, то он лишается какой-то части приза.
В эту игру можно играть и с большим количеством участников. Все игроки делятся на две команды, и для первого конкурса от каждой команды выбирается по одному человеку. В этом случае на поиск выделяется большее количество времени.
Эту игру можно усложнить, если назвать для поиска предметы не одного цвета, а разных например, 2 красных, 1 желтый, 2 синих 5го усложнит поиск и добавит в игру разнообразие.
Материалы для игры: негромкая веселая музыка, 5-6 предметов одного цвета (кубиков, игрушек, карандашей), секундомер, поощрительный приз.
Сыщик
Цель: развиваем восприятие формы и качеств предмета, внимание, умение сосредоточиться, целеустремленность.
Сообщите ребенку, что сейчас ему предстоит поиграть в сыщика. Он должен найти предметы, которые находятся в данной комнате. Они не спрятаны, но у вас о них совсем немного информации. Затем вы перечисляете качества какого- то выбранного вами предмета. Например, если это телевизор, то отличительными качествами будут следующие признаки - большой, квадратный (или плоский), может что-то показать, у него есть кнопки и т. д.
С каждым разом определяющих качеств должно быть меньше.
Расскажите ребенку, что чем быстрее он отгадает предмет, тем больше и лучше будет его приз.
Художники
Цель: развиваем внимание, координацию, восприятие формы предмета, воображение
Эта игра проводится в большой компании и способствует пониманию и сближению ее участников между собой.
Сначала выбирается ведущий, который будет начинать игру. Затем все игроки должны встать в круг и закрыть глаза. Ведущий берет руку своего соседа слева и правой рукой начинает чертить на ней определенную фигуру. Это может быть и известный предмет (цветок, дом, человечек), и просто абстрактная фигура (ее можно рисовать, когда ребята уже освоятся в игре). Если с первого раза второй участник не догадался, что это за фигура, то ее можно повторить несколько раз. Когда игрок угадал эту фигуру, он сообщает об этом ведущему и начинает чертить ее на руке следующего участника, и так по кругу, пока ход не дойдет до последнего игрока. Он должен нарисовать ее на руке ведущего, а тот сообщит, насколько правильно до него дошла эта фигура. Если она дошла с ошибками, то необходимо проанализировать, где была совершена ошибка и почему.
Кто в домике живет?
Цель: развиваем восприятие формы предмета, его особенностей, внимание, аналитические способности, образное мышление.
Перед началом игры необходимо подготовить материал для ее проведения, т. е. к каждой картинке нарисовать определенную схему. Например, если перед вами фотография или рисунок небоскреба, то его схема должна быть в виде прямоугольника, закрашенного темным цветом, с многочисленными маленькими квадратиками - окошками более светлого цвета. Если это одноэтажный дачный домик, то схема должна состоять из квадрата, треугольника, стоящего на нем, и окошка. Подобные схемы должны быть нарисованы и ко всем остальным картинкам.
Затем вы показываете первую схему и раскладываете перед ребенком все картинки на определенную тему. Ребенок должен подумать и выбрать ту из них, которая, по его мнению, соответствует схеме. Если он совершил ошибку, необходимо попросить его объяснить свой выбор и исправить его.
Эту игру можно проводить и в другом виде, когда вы показываете вашему малышу картинку, а он должен выбрать для нее подходящую схему.
Наглядные пособия для игры: наборы тематических картинок (дома, цветы, транспортные средства и т. д.).
Кто здесь лишний?
Цель: развиваем восприятие формы и качеств предмета, внимание, аналитическое мышление.
Расположите перед вашим ребенком первый набор предметов. В нашем случае это будут кубики. Один из этих кубиков должен отличаться, например, цветом (все кубики будут красного цвета, а один желтого) или формой (тогда в набор кубиков можно включить мячик). Цель ребенка - не только обнаружить лишний предмет, но и постараться объяснить, почему он так решил.
Постепенно отличия должны становиться все менее заметными. Например, можно составить следующий набор: все кубики одного цвета, а один более старый.
С каждой новой игрой должно увеличиваться количество предметов, параллельно можно добавлять уже не один лишний предмет, а несколько. Наборы предметов можно заменять картинками.
Материалы для игры: наборы, состоящие из одинаковых предметов и одного, чем-то отличающегося, наборы карточек с изображениями различных предметов, животных, растений и т.д.
Назови животных
Цель: развиваем внимание, слуховую память, знакомим с окружающим миром.
Взрослый читает стихотворение, а ребенок внимательно слушает. После того как он услышит в стихотворении слово, обозначающее животного, он должен хлопнуть в ладоши. По окончании стихотворения ребенок должен назвать животных, которые ему запомнились.
Материалы для игры:
К нам пришли медведь,
Слон и муравей.
Прискакал зайчонок,
Волк и поросенок.
Забежала кошка,
Прыгнула в лукошко.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы...
А гиппопотам
Бабочку поймал...
Белая акула
Под водой нырнула.
Тетушка сова
Спать домой ушла.
Маленький мышонок
Сгрыз зеленый провод.
Юркие ужи
В норки уползли.
Можно играть со стихами на другие темы, но в них должно присутствовать не менее пяти названий предметов, иначе игра будет слишком простой и неинтересной.
Слушай и считай
Цель: развиваем внимание, слуховую память.
Взрослый читает вслух небольшое предложение и в ходе чтения постукивает карандашом по столу. Ребенок должен запомнить, о чем идет речь в предложении, и при этом сосчитать количество ударов.
Материалы для игры: разноцветные кружки из картона.
Если при игре присутствуют несколько детей, то ее можно провести как соревнование: кто правильно сосчитал и запомнил смысл прочтенного предложения, тот и выиграл.
В качестве мини-приза победитель получает, например, синий кружок. Для того, чтобы никому не было обидно, игра проводится несколько раз. В итоге подсчитывается количество кружков у каждого игрока и определяется главный победитель. Для усложнения игры в последующее время количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.
Слушай и рисуй
Цель: развиваем внимание, графические навыки.
Взрослый не очень быстро хлопает в ладоши, а ребенок при этом на листе бумаги рисует кружки и считает хлопки. Игра проводится в течение 1 минуты. Затем подсчитывается количество нарисованных ребенком кружков с учетом подсчета хлопков. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
Материалы для игры: бумага, карандаш.
Подобные игры каждый взрослый может придумать сам. Они могут быть связаны не только с рисованием, но и с устным решением несложных задач.
Запретные слова
Цель: развиваем внимание, речь, мышление.
Взрослый и ребенок заранее договариваются о том, какие слова на определенную тему произносить нельзя. Например, на тему времена года нельзя произносить слова «холод», «жара», «снегопад», «листопад». Затем взрослый задает ребенку самые разные вопросы на выбранную тему. Задача ребенка - ответить на вопросы, не используя указанные слова. Вопросов должно бытьмного.
Материалы для игры:
- Вспомни название всех времен года,
- Чем лето отличается от зимы?
- Какая погода преобладает осенью?
- Чем характеризуется весна?
- Почему многие птицы улетают зимой в теплые страны?
- Зачем белки запасают грибы и шишки на зиму?
- Почему весной тает лед?
Запретный звук
Цель: развиваем внимание, речь, мышление.
Перед началом игры взрослый называет запрещенный звук. Затем он поочередно обращается к детям с вопросами. Ответы на вопросы не должны содержать этот звук.
Игра проводится в быстром темпе, и поэтому долго раздумывать над вопросом не разрешается.
Тот, кто ошибся, выбывает из игры, и, таким образом, победителем становится последний игрок.
Взрослый должен подбирать такие вопросы, отвечая на которые можно обойтись без запрещенного звука. Например, если взрослый объявляет запрещенным звук «в» и при этом задает ребенку, чье имя содержит этот звук, вопрос «Как тебя зовут?», то вопрос будет некорректным, так как при ответе ребенок не сможет обойтись без запрещенного звука и будет удален из игры.
Если дети плохо справляются с поставленными задачами, то задание можно упростить или изменить запрещенный звук на другой.
Слова и карандаши
Цель: развиваем внимание, мышление.
Перед ребенком взрослый раскладывает карандаши и дает следующее задание: «Я буду называть слова, а ты, если услышишь слова, обозначающие, например, растения, должен положить один карандаш в сторону». Затем взрослый начинает произносить разные слова, а ребенок внимательно их слушает. Если он слышит слово, обозначающее растение, то перекладывает один карандаш в другую сторону. Для усложнения игры попросите ребенка не только перекладывать карандаши, но и каждый раз рисовать ими разные фигурки. По окончании игры количество фигурок и переложенных карандашей должно совпадать.
Материалы для игры: карандаши, бумага.
В следующий раз в список слов можно включить названия растений и животных. Ребенок, после того как услышит название растения, перекладывает карандаши в одну сторону, а при названии животных — в другую.
«Да» и «мет» не говорить
Цель: развиваем внимание, мышление, речь.
Игра проводится с группой детей. Взрослый задает участникам вопросы на разные темы. Отвечая на них, дети не должны произносить слова «да, «нет», «черное», «белое». Взрослый должен задавать такие вопросы, в которых игроку будет трудно не ответить запрещенными словами и он будет вынужден нарушить правила. Задача игроков — ответить правильно, соблюдая условия игры.
Материалы для игры:
- Вам барыня прислала 100 рублей и 100 копеек и сказала: «Не смеяться, не улыбаться, губки бантиком не делать, "да" и "нет" не говорить, черный с белым не носить, "р" не выговаривать». Что изволите купить?
- Телефон.
- Вы хотите купить черный телефон?
- Я хочу купить красный телефон.
- А вам разве нравится красный?
- Мне очень нравится красный цвет.
- Ваш красный телефон будет дорогим?
- Нет (!!!) и т. д.
Игра с буквами
Цель: развиваем внимание, мышление, графические навыки.
Взрослый предлагает ребенку небольшой рассказ. Задача ребенка - внимательно прочитать текст, еще раз просмотреть, а затем вычеркнуть в нем все буквы «с», подчеркнуть все буквы «з», а буквы «а» обвести кружочком. Время длительности игры зависит от сложности и объема текст. (Начинать следует с 5 минут.)
Материалы для игры: лист бумаги с рассказом, напечатанным крупным шрифтом, карандаш.
Вова и Саша пришли в театр на детский спектакль. Когда свет в зале погас, они стали разворачивать конфеты, шоколадки, шурша обертками, бросая их на пол, под сиденье. Когда спектакль закончился, зажегся свет в зрительном зале, мальчики спокойно встали и пошли к выходу.
Важно, чтобы после игры взрослый указал ребенку не только на его ошибки, но и похвалил за успехи.
Цифры
Цель: развиваем внимание, мышление, память, закрепляем знания о цифрах.
Взрослый раскладывает перед ребенком в произвольном порядке карточки с цифрами от 1 до 10 (или от 1 до 25, если ребенок знаком с порядком счета до 25). Задача ребенка - как можно быстрее сложить цифры по порядку.
Для усложнения игры сначала карточки можно разложить в порядке возрастания, а затем в порядке убывания. Если в ходе игры у ребенка возникают трудности, то взрослый должен помочь ему наводящими вопросами.
Материалы для игры: карточки с цифрами.
Угадай различия
Цель: развиваем внимание, наблюдательность, память.
В игре принимают участие несколько детей. Все они становятся в один ряд. Ведущий (взрослый) вызывает одного ребенка, который старается запомнить внешний вид каждого участника игры в течение 1—2 минут. Затем он выходит из комнаты, а остальные участники игры частично меняют внешность. Они могут поменяться свитерами, девочки могут заплести косы или наоборот распустить волосы, кроме того, можно расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться местами друг с другом и т. д. Затем ребенок, который выходил из комнаты, возвращается и определяет, какие изменения произошли во внешности сверстников.
Запомни и раскрась
Цель: развиваем внимание, графические навыки
Ребенку предоставляется книжка-раскраска, где на одной странице рисунок раскрашен, а на другой остался черно-белым. Задача ребенка - внимательно рассмотреть рисунок и запомнить, в какие цвета раскрашены разные детали рисунка. Затем ребенок должен на память раскрасить рисунок на второй странице так же, как он раскрашен на первой.
Материалы для игры: книжка-раскраска, цветные карандаши.
Игру можно усложнить, если предложить ребенку сначала дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. Рисунки не должны быть сложными.
Какое слово сказала корова?
Цель: развиваем внимание, логическое мышление, речь.
В игре принимают участие не менее 3 детей. Они садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей.
Взрослый произносит следующие фразы:
- Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?
Затем первый игрок называет любое слово, например гриб, а его сосед (второй игрок) называет только первую букву этого слова — букву «г» - и хлопает третьему игроку по ладони. Третий игрок называет следующую букву из слова — «р» - и хлопает по ладони первому игроку. Так игра продолжается по цепочке, пока все буквы из слова не будут названы. Задача последнего игрока - успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.
Для усложнения игры ее темп можно ускорить; для большого числа детей слова должны быть длинными.
Послушай и перескажи
Цель: развиваем внимание, слуховую память, речь, логическое мышление.
В игре участвуют трое детей и взрослый. Дети выбирают себе роли животных (зайчик, лисичка, белочка). Затем двое детей (зайчик и лисичка) выбирают сказку, которую они будут рассказывать друг другу, и садятся на стульчики, стоящие рядом. Первую половину сказки рассказывает один игрок, а вторую - другой. Недалеко от них садится «белочка» и внимательно слушает сказку. После того, как сказка окончена, «белочка» пересказывает ее взрослому, а другие игроки внимательно слушают. Затем они дополняют пересказ, восстанавливая подробности, которые «белочка» пропустила, но которые точно звучали в разговоре двух игроков.
Если в игре принимают участие несколько игроков, то можно предложить им разделиться на две группы, и слушающих «белочек» тоже должно быть две. Игроки будут рассказывать разные сказки, а «белочки» будут пересказывать только одну, однако игроки первой группы также могут после пересказа «белочки» вносить дополнения по сказке второй группы, и наоборот. Таким образом, внимание всех детей будет активно работать в ходе всей игры.
Хлопаем и топаем
Цель: развиваем внимание, мышление, память, закрепляем знания об окружающем мире.
Дети садятся в один ряд. Взрослый сидит напротив и произносит разные фразы - правильные и неправильные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет - топают.
Материалы для игры:
- Зимой всегда цветут ромашки.
- Лед - это замерзшая вода.
- Летом деревья синие.
- Утром нужно умываться.
- Соль добавляют в варенье.
- Стул, шкаф, стол - это предметы мебели.
- У квадрата пять углов. И т. д.
Как спасти принцессу
Цель: развиваем внимание, память, графические навыки, совершенствуем мелкую моторику.
На клетчатом листе бумаги нарисовать два кружочка, сверху и снизу Кружочек снизу символизирует местонахождение принца, который должен попасть в королевство злой феи - второй кружочек сверху - и спасти принцессу. Однако злая фея заколдовала дорогу к своему замку, и попасть туда можно только по особенному маршруту. Поэтому взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть карту маршрута и запомнить ее. После этого ребенок берет карандаш и, не подсматривая в карту (ее лучше убрать), рисует маршрут на предоставленном листе бумаги с кружочками.
Материалы для игры: рисунок с изображением замка злой феи и местонахождения принца, карандаш, рисунок-карта нужного маршрута.
Маршрут должен быть несложным и состоять из двух-трех этапов, которые будут иметь разные обозначения (кружочки, крестики, косые линии и т. д.). Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в «клеточном» поле.
Повтори узор
Цель: развиваем внимание, память, графические навыки, совершенствуем мелкую моторику.
На тетрадном листе бумаги в клетку нарисовать в один столбик несложный (для детей 5-6 лет) и более сложный (для детей 7-10 лет) повторяющийся узор из разных значков (квадратиков, кружочков, треугольников, точек, крестиков и т. д.). Задача ребенка - повторить узор на этом же листе в течение определенного времени. Можно начать с 5 минут. Перед началом выполнения задания в течение 2 минут ребенок должен просто внимательно рассматривать узор.
Материалы для игры: тетрадный лист бумаги с узором из разных значков.
Каждый раз понемногу увеличивайте время выполнения узора. После того как ребенком будут освоены «клеточные» узоры, можно переходить к более сложным, нарисованным на чистом листе.
Повтори картинку
Цель: развиваем внимание, память, мышление, мелкую моторику, закрепляем знания о цвете.
На столе раскладываются разноцветные кружочки. На листе бумаге изображены такие же разноцветные кружочки в разной последовательности. Рисунок демонстрируется в течение 2-3 минут. Задача ребенка состоит в том, что он должен по памяти разложить на столе кружочки так же, как на картинке, а потом в обратной последовательности.
Материалы для игры: разноцветные кружочки, лист бумаги с рисунком из кружков.
Для усложнения игры можно предложить ребенку дополнительные кружочки, но без повторения цветов (это могут быть оттенки главных цветов — розовый, голубой, сиреневый и т.д.). Ребенок раскладывает их на столе по своему желанию, а потом рисует на чистом листе бумаги в той же последовательности. Кроме того, кружочки можно разложить в виде фигур (например, солнышко, цветок, радуга и др.).
Исчезнувшая игрушка
Цель: развиваем внимание, память.
Взрослый раскладывает на столе игрушки, называя каждую из них. Затем он просит детей запомнить, какие игрушки лежат на столе, после чего закрывает их платком и незаметно убирает со стола одну игрушку. Задача детей - определить, какой игрушки не хватает на столе. Когда дети справятся с заданием, взрослый снова накрывает стол платком, возвращает на место исчезнувшую игрушку и убирает другую. Задача детей остается той же — определить, что изменилось. При этом они обязательно должны назвать как исчезнувшую, так и возвращенную игрушку.
Материалы для игры: стол, небольшие игрушки, платок.
Важно, чтобы игрушек на столе было не очень много и все примерно одинакового размера. Для усложнения игры можно подталкивать детей к ошибке, т. е. делать вид, что игрушку со стола убрали, а на самом деле этого не делать. Такое введение в заблуждение особенно способствует развитию внимания у детей.
Рекомендуем посмотреть:
Математическая игра с палочками Кюизенера для детей 5-6 лет
Игровая программа для детей подготовительной группы детского сада
Дидактическая игра по развитию речи для детей подготовительной группе
Игры с мячом для детей подготовительной группы детского сада
Похожие статьи:
Как выбрать водящего среди детей
Подвижные игры для детей подготовительной группы ДОУ
Встреча с будущими первоклассниками. Сценарий
Лабиринты для детей 6-7 лет
Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)