Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 7 классе. Деепричастие

Урок русского языка по теме: «Деепричастие»
Урок русского языка в 7 классе по теме «Деепричастие» представлен в форме технологической карты с учетом требований ФГОС к основному общему образованию.

Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3-7
Модель урока русского языка в 7 классе………………………………… 8-14
Литература………………………………………………………………….. 15
Приложение………………………………………………………………… 16-19
Введение.
Целью федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является формирование функционально грамотной личности. Для ее реализации ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные.
Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку. Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы в связи с чем:
• целесообразно шире использовать работу с текстом;
• отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;
• обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
• учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
• регулярно проводить многоаспектный анализ текста.

На уроках русского языка возможно решение как предметных, так и метапредметных задач.
Средствами достижения личностных и метапредметных результатов по русскому языку могут служить:
1) текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера);
2) иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений);
3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа;
Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как дает формирование «основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним».
Предмет «Русский язык», служит формированию коммуникативных универсальных учебных действий, так как обеспечивает «овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета и приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний».
Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.
Типовыми заданиями (действиями, материалами) по русскому языку, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, могут быть следующие в зависимости от желаемых результатов (УУД).
Аргументация.
Перед учащимися средних и старших классов очень остро, особенно в последнее время, стоит задача приобретения знаний и умений, необходимых для восприятия, понимания и интерпретации текстов различных стилей и жанров. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний.
Актуальность.
Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления
М.М. Бахтин
Актуальность представленной разработки урока русского языка в 7 классе сводится к тому, что успешная коммуникативная деятельность обучающихся способствует формированию коммуникативной личности, которая
• стремится к максимальной реализации своих возможностей,
• открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,
• умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Личностные результаты.
Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.

Регулятивные универсальные учебные действия.
Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Материал в учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий (в презентациях обеспечена интерактивная наглядность, содержатся необходимые формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить свои собственные выводы), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах.

Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:
– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);
– использование разного ряда подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов;
– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами; система работы с различными словарями.

Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника). Чётко выстроенная в учебниках, методических рекомендациях система работы по развитию речи включает совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса, оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи.
Представленный урок разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Цели данного занятия:
Деятельностная:
Формирование у учащихся способов действия, связанных с анализом текста, поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию), проблемной и коммуникативной.

Содержательная:
Создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстами разной стилистической окраски, представлений о сфере и уместности использования каждого из стилей; анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

Планируемые результаты.
Повышение уровня развития устной речи обучающихся, культуры их поведения в обществе.
Формирование привычки соблюдения правил приятного общения.
Приобретение дополнительных навыков работы с научной литературой.
Обогащение эмоционального мира обучающихся, развитие нравственной
личности.
Личностные результаты:
• осознавать роль языка и речи в жизни людей;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
• развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи.
Метапредметне результаты :
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
• учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Контроль.
Усвоения материала осуществляется как в процессе занятия, так и по итогам работы. Возможность перегрузки в ходе занятия исключается, поскольку практически весь необходимый объём работы возможно выполнить в классе. После уроков может быть рекомендовано провести какие-либо наблюдения, применить полученные знания на практике в процессе подготовки к выступлению (выбор школьных предметов в этих случаях осуществляется учащимися самостоятельно).
Основной принцип.
Обучение через действие и игру, понимание через познавание.

Труд читателя, по мнению В.Г. Маранцмана, измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться.
Результаты занятия.
• Умение сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи;
• Овладение техникой построения текста;
• Выработка навыка структурирования замысла с учетом различных целевых установок и интерпретации информации в различных жанрах;
• Овладение основными ресурсами аргументации;
• Умение прогнозировать и устанавливать связи полученного и ожидаемыми результатами;
• Умение находить и отбирать знания, материал для реализации частных тем; (отработка навыков и умения находить нужную информацию по заданной теме в специальной литературе, расширяя и углубляя учебный материал за счет жизненных наблюдений и интеграции учебных курсов);
• произносить свои сочинения, опираясь на знание аудитории;
• Освоение основных способов эмоционального воздействия на аудиторию;
• Развитие коммуникативных умений и навыков культурного индивидуального и коллективного общения, выполнение правил речевого этикета в процессе публичной речи;
• Повышение мотивации детей к обучению.
Модель урока русского языка в 7 классе
Тема: Деепричастие.
Место урока в КТП: первый урок при изучении деепричастия.
Цель: Создание условий для формирования умения применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также конструировать новые, сотрудничать в группе.
Задачи:
-Сформировать представление о деепричастии как части речи.
-Формировать умения присвоить учебную задачу, планировать действия по ее решению, сравнивать, классифицировать, доказывать, применять полученные знания на практике.
-Формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем в процессе учения.
Планируемый результат - учащиеся должны получить представление о деепричастии как части речи, оформить его с помощью текста, организовать сотрудничество при обсуждении учебного материала на уроке, уметь слушать товарищей, вносить коррективы в услышанное, обосновывать свои ответы.
Основные понятия: критерии деления слов на части речи, части речи, деепричастие, основное и добавочное действие, грамматические признаки, синтаксическая роль.
Ресурсы: Учебник
1. Русский язык . 7 класс: под редакцией М.М. Разумовской , П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2014 год

Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Выявление слов незнакомой части речи

Да. Когда изучали причастие.

Причастие имеет признаки глагола и имени прилагательного.
Признаки глагола и наречия.
Данные высказывания о деепричастии.
Называют фамилии знакомых учёных – лингвистов.

Слушают и заполняют таблицы в рабочих листах.

Сопоставляют автора и высказывание Повторение способов определения частей речи.
Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Предметные задачи УУД
1.Организационный. Проверяет готовность класса к уроку.
Ребята, мы сегодня будем работать над исследованием. Как вы думаете, как лучше работать? Отвечают, что над исследованием лучше работать в группах.
Рассаживаются по группам. - РегулУУД: умение управлять своей деятельностью
2.Мотивация учащихся к учению.
Актуализация ранее полученных знаний На экране высвечивается высказывание А.М.Пешковского «У каждой части речи свои достоинства».
Задание:
Как вы понимаете данное высказывание?
Задание:
В чём особенности каждой части речи?

Создает проблемную ситуацию через невыполнимое (при имеющемся уровне знаний) задание.
Задание:
Пользуясь знаниями о морфологическом разборе слова, определите части речи в предложении А из города уже выступало неприятельское войско, выгремливая в литавры и трубы, и, подбоченившись, выезжали паны, окружённые несметными слугами.
Обращает внимание в диалоге с учащимися на
-способы классификации частей речи,
-обоснованность ответов,
-умение слушать товарищей, вносить коррективы в их ответы.
Сколько в данном предложении имён существительных, имён прилагательных, глаголов, причастий?
Как вы определили?
А какие слова вызвали затруднения в определении части речи? Почему?
А мы раньше встречались с таким явлением?
Признаки каких частей речи есть у причастия?

А признаки каких частей речи в данных словах (выгремливая, подбоченившись)?
На экране высвечиваются высказывания о деепричастии разных учёных – лингвистов.
Задание:
Что общего в этих высказываниях?

-Назовите учёных – лингвистов, которых вы знаете?

Давайте послушаем небольшие проекты, которые подготовили ваши одноклассники об учёных – лингвистах, составленные по инструкции (Приложение). В ходе выступлений вам необходимо заполнить таблицу в рабочих листах, которая пригодится вам в дальнейшем.
Как итог данного этапа урока предлагается выполнение небольшой тестовой работы
Задание:
Сопоставьте автора и высказывание.

Каждая часть речи имеет свои особенности.

Особенности каждой части речи в его грамматических признаках.
Работа в группах.
Определение частей речи по алгоритму.

Ознакомление с биографией учёных – лингвистов. Личн.УУД: понимание значения получаемых знаний в дальнейшем.
РегулУУД:
умение выявлять известное и неизвестное.
КоммУУД:
умение сотрудничать в группе, слушать, участвовать в диалоге,создавать различные тексты в зависимости от ситуации на уроке.
Познав УУД:
умение сравнивать, классифицировать, доказывать, анализировать.

При обсуждении докладов-
РегулУУД:
умение вносить коррективы в свою деятельность и критически относиться к выступлениям других групп.
3.Изучение нового материала. Определение значения новой части речи, грамматических признаков, синтаксической роли. Дает задание определить значение новой части речи, грамматические признаки, синтаксическую роль. Работа в группах по заданию учителя. Формирование представлений о новой части речи. РегулУУД:
саморегуляция как способность к мобилизации по решению поставленной задачи.
ПознУУД:
умение определить и присвоить задачу, самостоятельное создание способов ее решения, конструирование знаний о новой части речи.
КоммУУД:

Выступления групп, обсуждение ответов, корректировка выступлений.
Приведение к научной норме. Дает задание обратиться к учебнику теории: параграф 141, чтение, выявление нового о части речи деепричастие Работа с текстом в группах.
Выявление нового о деепричастии. Формирование научных знаний о деепричастии.
Анализ текста (частичный) КоммУУД
ПознУУД:
умение систематизировать знания, строить речевое высказывание.
Выступления групп, обсуждение ответов, корректировки выступлений.Формулировка темы урока. Запись в тетрадь сведений о деепричастии по плану: 1. Вопрос 2. Значение 3. Грамматические признаки 4. Синтаксическая роль в предложении

4.Закрепление нового материала Работа с упр № 230
Задание: найти в тексте и выписать деепричастия, устно обосновать свой выбор. Работают индивидуально с упражнением 230 Закрепление знаний о деепричастии как части речи. РегулУУД:
умение использовать полученные знания на практике.
Фронтальная беседа по выполненному заданию к упражнению.
Работа с упр № 232 (2)
Задание: определить грамматические признаки деепричастий Работают индивидуально с упражнением Закрепление знаний о деепричастии как части речи РегулУУД:
умение использовать полученные знания на практике.
Фронтальная беседа по выполненному заданию к упражнению.
5. Рефлексия Предлагает учащимся ответить на вопросы
1.Что нового узнали на уроке?
2.Каким образом пришли к новому знанию?
3.Что не понравилось при работе в группе? Отвечают на вопросы учителя или могут продолжить предложения:
-Сегодня я узнал..
-Теперь я могу…
-Я понял, что…
-Меня удивило… ПознУУД:
умение анализировать ситуацию и собственные действия на уроке, давать оценку своей деятельности.

6. Домашнее задание Дает дом. задание:
1.Составить вопросы по параграфу 141
2.Выполнить упр 235 (творческое задание с использованием в своей речи деепричастий) Запись заданий в дневники Закрепление изученного о деепричастии материала
через работу с теоретическим материалом и мини-сочинение.
РегулУУД:
саморегуляция
ПознУУД:
умение осознанно читать текст, интерпретировать его,
построение речевого высказывания в письменной форме с использованием полученных на уроке знаний
Литература
1. Русский язык . 7 класс: под редакцией М.М. Разумовской , П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2014 год.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования[Электронный ресурс].
3. Пичугов, Ю.С. Русский язык. Практика. 7 кл. [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.С. Пичугов, - М.: «Дрофа» 2010, 289 с.
Презентация на тему: Деепричастие
Скачать Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 7 классе. Деепричастие

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Правописание суффиксов наречий"

Похожие статьи:

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием электронного учебника

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Тест по русскому языку «Причастие» 7 класс 1 вариант с ответами

Разработка урока литературы, 7 класс. История создания романа Пушкина "Дубровский"
Опубликовано: 3093 дня назад (5 ноября 2015)
Просмотров: 14510
+2
Голосов: 2
Гульзада Джетпыспаевна Акылбекова # 6 ноября 2015 в 06:36 +1
Добрый день, Надежда Федоровна! Урок интересный, охватывающий различные виды деятельности учащихся на уроке. По типам заданий можно сделать вывод, что ученики умеют применять на практике полученные знания, могут дать оценку своей работе и работе группы, проводить анализ и систематизацию учебного материала. "Деепричастие" - это моя любимая тема, которую я с удовольствием объясняю детям.
Надежда Фёдоровна Соколова # 6 ноября 2015 в 15:09 0
Добрый день, Гульзада Джетпыспаевна! Рада, что вам понравилась разработка моего урока. Спасибо Вам за комментарий!
Татьяна Петровна Хомутова # 6 ноября 2015 в 09:40 +1
Уважаемая Надежда Федоровна! Несмотря на то что работаю по другой линии учебников, считаю Ваш урок интересным, полезным, особенно в свете новых стандартов образования. Важной показалась работа, связанная с именами ученых-лингвистов, т.к. дети с ними мало знакомы. Безусловно, полезна работа в группах. Спасибо за разработку.
Надежда Фёдоровна Соколова # 6 ноября 2015 в 15:18 0
Добрый день Татьяна Петровна! Рада, что мой урок Вам понравился. Дествительно, дети мало знают об учёных-лингвистах. Я стараюсь, по мере возможности, их с ними знакомить не только на уроках русского языка, но и на предметных неделях. Они готовят небольшие презентации или сообщения о каком- нибудь учёном. В моём кабинете висят портреты Пешковского, Гвоздева, Шахматова, Даля. К уроку ещё есть презентация. К сожалению, не смогла её разместить на своём блоге. Спасибо огромное за Ваш комментарий)))
Светлана Викторовна # 7 ноября 2015 в 23:31 +1
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы, поэтому Вам необходимо выслать весь материал по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст в таблице можно было прочитать и увидеть.
Это всё прописано в правилах.
С уважением, Администратор сайта
Надежда Фёдоровна Соколова # 8 ноября 2015 в 20:39 0
Светлана Викторовна, спасибо за разъяснение. Сейчас перешлю материал.
Надежда Фёдоровна Соколова # 8 ноября 2015 в 20:39 0
Светлана Викторовна, спасибо за разъяснение. Сейчас перешлю материал.
Светлана Александровна Котвицкая # 8 ноября 2015 в 19:14 +1
Добрый вечер! Хороший, насыщенный урок. Очень полезная информация и Ваш ресурс! Удачи!
Надежда Фёдоровна Соколова # 8 ноября 2015 в 21:36 0
Добрый вечер, Светлана Александровна! Спасибо Вам за комментарий. Творческих успехов Вам и вашим ученикам!