Конспект интегрированного урока по окружающему миру для 4 класса
Автор: Панфилова Надежда Павловна, учитель начальных классов МБОУ "Раздольненская школа-гимназия №2 им Л.Рябики" Республика Крым
Интегрированный урок по окружающему миру для начальной школы по теме:"Космос"
Описанин: материал урока будет интересен учителям начальной школы, воспитателям группы продлённого дня, педагогам дополнительного образования для проведения классных часов, бесед. Двадцатый век дал миру величайшие открытия. Он вывел человека в космос. А какое значение для человека изучение космоса?
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, коммуникативное, художественно- эстетическое, литературное.
Цель: закрепление знаний детей о космонавтике.
Задачи:
Образовательные:
-систематизировать знания детей о космосе;
-расширить кругозор знаний о космических достижениях, о космической технике;
Личностные:
-повысить уровень коммуникативной культуры, проявлять интерес к новому, самостоятельности мышления и творческую фантазию ;
Развивающие:
-развивать внимание, словарный запас, связную речь, память, наблюдательность, эстетические чувства;
Воспитательные:
-воспитывать чувства гордости за свою Родину, аккуратность, трудолюбие.
Предварительная работа: разучивание стихов, чтение рассказов о космосе, подготовка выступлений о космической технике.
Материалы к уроку:
-учебник А.Плешаков "Окружающий мир", аудиозаписи, иллюстрации космической техники, портреты, выставка книг о космосе.
Для детей: краски, кисточки, вода, альбомный лист, цветная бумага, ножницы, салфетки шаблоны, клей.
Ход урока.
1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
(Звучит фонограмма песни "Гимн космонавтов". (Музыка: О.Фельцман, слова: В.Войнович.)
Заправлены в планшеты
космические карты,
И штурман уточняет
В последний раз маршрут.
Давайте-ка, ребята,
Споёмте перед стартом,
У нас ещё в запасе
Четырнадцать минут.
Припев:
Я верю, друзья.
караваны ракет,
Помчат нас вперёд,
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках
Далёких планет,
Останутся наши следы.
-Кому посвящена эта песня?
-Какой праздник празднует вся страна 12 апреля?
-Чему будет посвящён наш урок?
2.Сообщение темы урока.
Учитель.
Ах, этот день двенадцатое апреля,
Как он пронёсся по людским сердцам,
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясённый сам.
Как гремел он музыкой вселенной.
Тот праздник, в пёстром пламени знамён,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землёй- планетой был усыновлён.
(А.Твардовский.)
-Сегодня на уроке мы узнаем о научных и технических достижениях учёных и космонавтов, о значении космоса для человека.
3.Работа над темой.
-Отгадайте загадку:
Состоит из точек свет.
Полна горница планет. (Космос.)
Игра в ассоциацию
К слову "Космос"подберите слова по представлению, ассоциации.(Небо, звёзды, планеты, метеориты, космический корабль.)
-Подберите однокоренные слова.
(Космос, космонавт, космический, космоплавание, космосооткрыватель, космонавтика, космодром.)
Учитель. Беседа по теме урока.
Дата рождения космической эры считается 4 октября 1957 года. В этот день космическая ракета, преодолев земное притяжение, вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. Миллионы людей восторженно следили за медленно двигающейся по небосводу светящейся точкой, слушали по радио таинственные звуки, посылаемые на Землю её первым посланцем в космос. Плавно летящая звёздочка приковала к себе внимание всего человечества. Русское слово "Спутник" вошло во все языки мира.
Искусственный спутник Земли- космические летательные аппараты для полётов в автоматическом режиме на околоземных орбитах
И вот, 12 апреля 1961 года, с космодрома Байконур стартовал космический корабль- спутник "Восток". Его пилотировал гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. Исторический полёт длился 108 минут. Это было большое достижение человечества и в первую очередь для нашей страны. Только 16 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война.
Главный конструктор всех спутников и ракет Сергей Павлович Королёв.
С тех пор прошло более много лет. Сотни спутников бороздят околоземное пространство, совершены сотни полётов космонавтами, созданы множество новых космических станций, спутников, которые несут службу в целях дальнейшего исследования космического пространства.
Космические летающие аппараты- общее название аппаратов, предназначенных для полётов в космос.
Сообщения детей о конструкторских разработках.
1. Ученик. Космический корабль.
Космический летательный аппарат, предназначенный для полёта человека или перевоза груза в космическое пространство. Они могут быть автоматические или пилотируемыми. Например, автоматический грузовой космический корабль "Прогресс" предназначен для доставки на орбитальную станцию топлива и грузов. Пилотируемые космические корабли "Союз", "Восток", "Восход" совершили в космическое пространство десятки рейсов. Устройство космических кораблей очень сложное. Корабль имеет три отсека: орбитальный , приборо- агрегатный и спускаемый аппарат. Спускаемый аппарат- главное рабочее место космонавтов приуправлении кораблём во время полёта.
2. Ученик. Орбитальная станция.
Орбитальная станция- тяжёлый искусственный спутник, предназначенный для длительного полёта по околоземной или околопланетной орбите. От обычного спутника орбитальная станция отличается размерами, оснащённостью. На ней живут и работают, проводят исследования космонавты. В отличии от пилотируемых кораблей орбитальные станции не возвращаются на землю.
3. Ученик. Луноход.
Луноход- космический автоматический самоходный аппарат. Первый такой аппарат- "Луноход-1"-доставлен на Луну в 1970 году.
- Что надо построить, чтобы ракеты могли взлететь в космическое пространство?
(Космодром.)
4.Ученик. Космодром.
Это комплекс сооружений, научного оборудования, земельных участков, предназначенных для сборки, подготовки к пуску и пуска космических летательных аппаратов. Они занимают большую территорию и удалены от населённых пунктов.
5. Ученик. Центр управления полётом.
Самый главный наземный пункт современного комплекса радиотехнической связи с пилотируемым кораблём и управления
космических кораблей и орбитальных станций- центр управления полётом.
Физкультминута.
1,2,3,4,5 (Шагают)
Чтобы в космосе летать,(Наклоны влево и право.)
Надо сильным, ловким стать.
Присели- раз,
Встали- два,
Три- подпрыгнули слегка слегка.
На четыре- повернулись, покружились.
Пять- пошагали мы опять.
Работа по учебнику.
-Прочитайте статью на странице 147.
Проверка прочитанного. Блиц- опрос.
-В каком году был запущен первый спутник в космос?(1957год)
-Как звали главного конструктора космических ракет?(Королёв С.П.)
-В каком году человек потёл в космос?(1961год)
-Назовите первого космонавта.( Гагарин Ю.А.)
-Назовите женщин космонавтов.
-Почему человеку нужны космические полёты? (Научные исследования.)
-Откуда осуществляется взлёт космических кораблей? (Космодром.)
Учитель. Какие задачи решают учёные с помощью космической техники?
Ответы детей: узнают залежи полезных ископаемых, определяют погоду, обнаруживают лесные пожары, обеспечивают мобильную связь.
Вывод.
Космонавтика помогает человеку решать научные, хозяйственные и технические задачи. Космические аппараты, совершающие полёты к Луне, на Марс, Венеру проводят исследования Солнечной системы, метеоритов, комет, ведут научные эксперименты, служат народному хозяйству.
3.Изготовление аппликации ракеты. Работа в парах.
- Отгадайте загадку:
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая... ( ракета.)
-Мы сконструируем свою ракету и совершим полёт в космос.
Повторим технику безопасности при работе с ножницами:
-ножницы передавать кольцами вперёд;
-следи за положением лезвий;
-нельзя ходить с ножницами;
а.)
- Перед вами шаблоны геометрических фигур.(прямоугольник и треугольник).
- Выбрать цвет бумаги, обвести шаблоны на цветной бумаге и вырезать.
б.)
При помощи техники монотипия (отпечаток), создадим фон- космический пейзаж.
(на файл наносим краску, сверху кладём бумагу - фон неба).
в.)
-приклеить детали ракеты.
Рефлексия. Звучит песня "Знаете, каким он парнем был"( Н. Добронравова, А. Пахмутовой)
-Каким должен быть космонавт?( трудолюбивым, мужественным, умным,здоровым)
Гагарин Ю.А. обладал всеми этими качествами. Жизнь его трагически оборваласьв 1968 году.
"Облетев Землю в корабле-спутнике,я увидел, как прекрасна наша планета. Будем хранить и приумножать её красоту!"
(Ю.Гагарин.)
Выставка работ.
Рекомендуем посмотреть:
Тест по теме: Жизнь древних славян, 4 класс Окружающий мир
Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента н
Интегрированный урок «Общественные группы в мире людей» по предмету «Окружающий мир», 4 класс
Урок окружающего мира в 4 классе. Поверхность нашего края
Похожие статьи:
Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»
Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс
Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс
Стихи по окружающему миру, 4 класс
Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России