Приёмы для улучшения техники чтения
Цель: формирование навыка беглого и осознанного чтения. Приёмы предназначены для использования родителями учеников начальных классов. Автор: Богданова Надежда Владимировна, учитель начальных классов.
С тем, что ребенок читает недостаточно быстро для своего возраста, сталкиваются многие родители. В первом классе это еще не вызывает больших проблем. Но в дальнейшем ребенок может начать сильно отставать в учебе. Поэтому начинать работать над техникой чтения необходимо с того самого момента, когда вы заметите, что она недостаточна. Это может выясниться, например, при проверке. Каждый учитель начальных классов проводит их регулярно.
Чтобы способствовать формированию у своего ребёнка быстрого чтения, родителям можно воспользоваться следующими
приёмами:
1. Сделайте чтение для ребёнка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки, например, продуктов, которые надо купить и т.д.
2. Можно использовать приём параллельного чтения: взрослый читает вслух, а ребёнок - вслед за ним, водя пальчиком по строчкам. Затем, можно поменяться ролями.
3. Устраивайте для всей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребёнку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитать знакомые слова, пополнять словарный запас.
4. Можно использовать приём «Секретное письмо». На большом листе бумаги взрослый пишет слово крупными буквами с помощью белой свечи. Ребёнку предлагается закрасить красками место написания слова. На белом фоне появляется слово, которое ребёнок читает, а его лицо освещается радостью и удивлением.
5. Нередки случаи, когда ребенок просто очень медленно говорит. Можно немного увеличить темп речи. Используйте скороговорки. Поможет в этом случае и артикуляционная гимнастика.
6. Ребенку упражнения на технику чтения могут показаться надоедливыми или занудными. Заинтересуйте ребёнка. Он должен понять, зачем ему нужно читать. Определите, чем увлекается ваш ребенок, и дайте ему понять, что в книгах он может почерпнуть нужную ему информацию. При этом многие современные дети с недоверием относятся к обычным типографским книгам, но им может понравиться электронная.
7. Используйте современные коммуникационные технологии. Смотрите мультфильмы с субтитрами в замедленном режиме, чтобы ребёнок успевал их прочесть.
8. Используйте издания периодической печати. Выпишите ребёнку детский журнал (на его выбор).
9. Не давайте ребенку толстую книгу с мелким шрифтом и без картинок. Текст должен быть сгруппирован маленькими «порциями», напечатан разными цветами и шрифтами, оформлен красочными иллюстрациями. Ребенок теряется и пугается при виде целой страницы текста.
10. Никогда не делайте чтение наказанием и не предлагайте за него награду: сладости, дополнительное время игры на компьютере… Иначе чтение начнет казаться скучным и противным делом.
11. Показывайте личный пример. Читайте! Пусть ребенок видит: вам самим нравится читать. Рассказывайте о прочитанном.
Повышение техники чтения — это задача не одного дня . Чтобы она увенчалась успехом, надо планомерно и регулярно работать каждый день понемногу, уделяя этому особое внимание. В то же время необходимо добиться того, чтобы ребенку нравилась эта работа. Поэтому ни в коем случае нельзя его ругать, сравнивать с хорошо читающими детьми, показывать свой пессимизм и отчаяние. Тогда, спустя время, занятия обязательно дадут результат.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей 2 класса
Консультация для родителей младших школьников. Ребенок и интернет
Советы для родителей начальной школы. Здоровье наших детей
Консультация для родителей младших школьников. Предпосылки успешного обучения в школе