Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Как развивать память у детей младшего школьного возраста

Роль памяти в жизни младшего школьника
Автор: Шаврина Надежда Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ «Школа№17», г.Полысаево, Кемеровская обл.
Данная статья предназначена учителям начальных классов, психологам, родителям.
Цель: дать представление о необходимости развития памяти в младшем школьном возрасте.
Для начала нужно разобраться, что же такое память? И какова ее роль для школьника?
Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это тот маленький, но достаточно объемный механизм нашего разума, который сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Память необходима для всех жителей нашей планеты, так как любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятой информации содержится в памяти, у некоторых людей длительное время, а у некоторых секунды. Существует такая фраза – «у него феноменальная память», это говорит о том, что люди понимают насколько важна память в нашей жизни.
В наше время школьнику необходимо запоминать не только слова, но и формулы, правила, схемы, фрагменты таблиц. Именно поэтому существуют различные приемы запоминания. Рассмотрим эти приемы:
1.Группировка - разделить информацию для запоминания на части, группы.
2. Классификация – классифицировать информацию по определенному признаку.
3. Опорный пункт – найти в нашем материале ту информацию, что может стать опорой для запоминания (даты, словосочетания, метафоры, имена и т.д.).
4. Аналогии – прием, когда устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях предметов, явлений.
5. Схематизации – изобразить материал в виде схемы.
6. Достраивание материала – добавить в материал что-нибудь своё.
Рассмотрим непосредственно память детей младшего школьного возраста, т.к. память является важным звеном для развития, обучения и воспитания ребенка. Для ребенка 1 класса гораздо легче заучить материал, нежели понять (осмыслить) его. Девочки гораздо охотнее запоминают любой материал, они умеют заставлять себя, именно поэтому результаты произвольной механической памяти у девочек выше чем у мальчиков. Но зато мальчики гораздо быстрее овладевают приемами запоминания, именно поэтому их память эффективнее, чем у девочек.
Младшие школьники способны группировать материал, искать ассоциации, опорные пункты, классифицировать, составлять план. Необходимо постоянно способствовать развитию памяти школьников, всячески их поощрять. Существует большое количество упражнений и заданий для развития памяти младших школьников. Ведь даже на то, как быстро ребенок выучит буквы – на это тоже влияет его объем памяти. Если у ребенка будет недостаточно сформирована память, то следовательно ему понадобится гораздо больше времени для изучения и запоминания букв. А ведь именно отсутствие времени может наложить неблагоприятный отпечаток в жизни младшего школьника, ведь не секрет ни для кого, что если к концу 1 класса ребенок не может научиться читать, т.е. у него недостаточно развита память – то это ему грозит как минимум оставление на второй год в 1 классе. А ведь для нас каждого наш ребенок это самое сокровенное в жизни, именно поэтому необходимо ежедневно заниматься развитием ребенка.
Благодаря учебной деятельности интенсивно развиваются все процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение информации. А также — все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.
Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Соответственно активно формируется произвольное запоминание. Важным становится не только то, что запомнить, но и как запомнить.
Как помочь ребёнку запомнить то, что он читает.
Когда речь идёт о систематических занятиях, поступайте следующим образом:
1.Убедитесь, что ребенок всё понял.
2.Попробуйте заинтересовать ребенка.
3.Не учите слишком много за один раз, иначе он ничего вообще не запомнит из-за переизбытка материала.
4.Не разбивайте заучиваемый материал на слишком короткие части, иначе ребёнок потеряет целостное видение материала и в дальнейшем будет трудно восстановить связь между группами строк.
5.Учите материал ежедневно в одно и тоже время, и необходим положительный настрой ребенка.
6.Необходимо чтобы ребёнок часто повторяет материал, который он учил наизусть. Но не следует повторяйте раньше 5-6 часов после первого изучения.
В дальнейшем я планирую разработать и собрать в единый комплекс упражнения для младших школьников, которые способствуют развитию памяти.

Большое спасибо за внимание! Буду благодарна за ваши все отзывы!

Рекомендуем посмотреть:

Развитие познавательного интереса у младших школьников Эмоциональная сфера младших школьников Развитие познавательной самостоятельности младших школьников Использование инновационных технологий для развития личности ребёнка

Похожие статьи:

Школьная адаптация первоклассников

Учёт типа темперамента при организации учебно-воспитательной работы

Воспитание ответственности и самостоятельности у младших школьников

Формирование гражданской позиции учащихся младших классов

Викторина с ответами, 1 класс на тему: Птицы | Родительское собрание в 1 классе. Воспитание у ребенка интереса к чтению
Опубликовано: 3541 день назад (14 апреля 2015)
Просмотров: 3436
+2
Голосов: 2
Ольга Валерьевна Прохорова # 16 апреля 2015 в 20:33 +1
Здравствуйте, Надежда Владимировна! Вы поднимаете очень важный вопрос: как помочь ребёнку запомнить то, что он прочитал. Это, действительно, большая проблема. Хорошо, что вы говорите о том, что есть различные приемы запоминания. Было бы интересно, посмотреть конкретные примеры для убедительности и лучшего запоминания. Ждём ваш сборник упражнений по развитию памяти. Беру себе в заметки.Примите мой голос