Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект тренинговой программы «Пять шагов к победе над стрессом!» Часть 7. Заключительное занятие

Цель занятия: Отработка и закрепление достигнутых на предыдущих занятиях навыков и состояний.

Упр. №1. «Раздели мою радость со мной».
Цель: 1. Снятие механизмов психологической защиты.
2. Сплочение группы.
Тренер: По сложившейся у нас традиции вам нужно подойти к возможно большему числу участников группы, поприветствовать каждого, начиная диалог словами: «здравствуй, раздели мою радость со мной…» Во время взаимных приветствий вам нужно рассказать о том, что вызывает у вас радость и поделиться своим состоянием.

Упр. №2. «Последняя встреча».
Цель: Сплочение группы и создание настроя на завершение тренинга.
Тренер: Закройте глаза и представьте, что занятие в группе уже закончились. Вы идёте домой. Подумайте о том, чего вы не сказали в группе хотя и хотели. Через несколько минут откройте глаза и скажите это.

Упр. №3. Тест «Каков мой возрастной потенциал?»
Цель: Усиление рефлексии, создание настроя на внутреннее состояние.
Тренер: В течение предшествующих занятий мы уже отработали основные шаги к победе над стрессом, и сегодняшний тест покажет нам, насколько упрочился наш потенциал в решении этой проблемы.
Итак, поставьте себе 4 очка, если вы абсолютно согласны с утверждением, 3 – если частично согласны, 2 – если не согласны, 1 – если абсолютно не согласны.
1. У меня сильно развита интуиция, я всегда чувствую, что думают или чувствуют другие.
2. Я легко могу заплакать.
3. Я легко и часто смеюсь.
4. У меня хорошее чувство юмора.
5. У меня есть хотя бы один близкий человек, с которым я могу поделиться мечтой или страхами.
6. Людям нравится мое общество.
7. Мне нравятся люди, особенно не похожие на меня.
8. Я прикасаюсь к другим, могу их обнять.
9. Я люблю детей.
10. Я люблю животных.
11. Я люблю петь и танцевать.
12. Я занимаюсь спортом или физкультурой для удовольствия.
13. Мне нравиться решать задачи.
14. Я всегда думаю о новых или лучших способах делать самые разные дела.
15. Мне всегда интересно, почему что-то произошло или почему это работает.
16. Мне нравятся новые идеи, особенно когда эти идеи предстоит реализовать мне.
17. Меня интересуют самые разные предметы.
18. Меня стимулируют перемены и риск.
19. Я считаю свою работу интересной, приносящей радость и важной.
20. Я расцениваю свою работу как игру.
21. Я могу выразить себя в творчестве.
22. У меня часто бывают фантазии, и я люблю помечтать.
23. Я знаю, как получить удовольствие.
24. Я надеюсь на лучшее, и смело смотрю в будущее.
25. Я часто ощущаю себя счастливым, и довольным жизнью.
Итак, посчитаем результаты.
75 – 100 очков. Если вы набрали свыше 75 очков, значит, вы сохранили много стимулов к нормальной жизни. Вы открыты, оптимистичны, доброжелательны, может быть немного эксцентричны, общительны. Ваш энтузиазм заразителен, и людям нравится быть в вашем обществе. Эти качества не только поддерживают имунную систему, но и помогают вам легко выбраться из болезни. Вы наверняка выглядите моложе своих лет и уж точно ощущаете себя моложе.
50 – 74 очков. Да, вы принесли в жертву некоторые свои черты по дороге к зрелости. Вы «средний» взрослы. И вопрос не в том, знаете ли вы или нет, как получить от жизни удовольствие, вопрос в том, как найти время, энергию и мотивацию, чтобы сделать это. Ответственность и стрессы уменьшили вашу способность радоваться. А это может привести к более серьёзным последствиям. Вы склонны к таким симптомам стресса, как головной боли в спине, нарушению сна нарушению сна и частым болезням. Но вы можете получить удовольствие и улучшить свое здоровье, возвратив стремление к радости. Не откладывайте удовольствие до решения очередных проблем, экономии каких-то средств, нужных для серьёзного дела. Радость надо испытать сегодня же.
25 – 49 очков. Если вы набрали меньше 50 очков, то пришло время переоценить сворю жизнь и поискать в себе естественные черты, позволяющие вам быть открытым и непосредственным.

Упр. №4. Релаксация «Морской берег».
Цель: Снятие нервно-психического напряжения.
Тренер: Сейчас вы сосредоточите свое внимание на том, что, при дыхании воздух входит и выходит (3р.). Дышим медленно, при каждом выдохе мысленно повторяем: «Я спокойна, я расслаблена…» Сконцентрируйте свое внимание на ступнях ног… сначала правой ноги… Мысленно направляйте воздух в ступню правой ноги, «подышите» правой ступней (пауза).
Теперь поднимаемся выше и выдыхаем воздух в правую голень… «Дышим» правой голенью (пауза)…Поднимаемся еще выше. Вдыхаем и выдыхаем воздух в правое бедро. Концентрируем внимание на дыхании в правой ноге. Вдыхаем и выдыхаем воздух в правую ногу (пауза)…
Переносим внимание на левую ступню…(аналогично).
«Дышим обеими ногами одновременно, мысленно повторяя на каждое дыхание «…расслаблена, расслаблена…»
Переносим внимание на кисти рук, сначала правой руки… Мысленно направляем выдыхаемый воздух в кисть правой руки… Переносим внимание выше, концентрируемся на предплечье правой руки, мысленно направляем воздух в предплечье правой руки... Поднимаемся выше, «дышим» плечом правой руки...
Теперь концентрируем свое внимание на кисти левой руки (аналогично)…
«Дышим» обеими руками, на выдохе повторяем: «расслаблена… расслаблена…»
И переносим свое внимание на область живота… Мысленно выдыхаем в область живота… «Подышите» животом… Теперь концентрируемся в области груди… мысленно выдыхаем воздух в область сердца… И, наконец, переносим свое внимание в область головы, концентрируемся на мысленном выдыхании воздуха в голову, мысленно повторяем: «расслаблена… расслаблена…»
И переходим на более глубокий уровень релаксации… Для начала напрягите все мышцы своего тела… напрягите ступни… голени… бедра… сожмите кисти рук… предплечья… плечи… напрягите мышцы живота… груди… спины… стисните зубы… напрягите лицо… напрягите все мышцы тела… И теперь расслабьте их, расслабьте, насколько это возможно…
Обратите внимание на разницу между напряжением и расслаблением… И снова максимально напрягите все тело от ступней до макушки… И снова максимально расслабляем все тело… (и еще один раз повт.)
И переходим на еще более глубокий уровень релаксации… Начиная со ступней и, продвигаясь к голове, концентрируемся на каждой части тела, внушая себе тепло и расслабление… При этом мысленно говорим про себя: «Мои пальцы ног теплые и расслабленные»… Поднимаемся выше и говорим: «Мои ступни теплые и расслабленные» и т. д.… до «Мышцы лица полностью расслаблены… Голова легкая и свободная…»
И переходим на еще более глубокий уровень релаксации… Представьте себя на берегу моря… Обратите внимание на волны, наблюдайте за их приливом и отливом… Вы слышите крики чаек, шум прибоя… Почувствуйте песок под ногами… Вы все больше и больше успокаиваетесь… Когда вы почувствуете абсолютное спокойствие, покиньте берег и возвращайтесь… Откройте глаза… Возвращаемся в бодрое состояние…

Упр. №5. Альфа-релаксация «Солнце – радость – покой».
Цель: Овладение навыком быстрого снятия нервно-психического напряжения и подготовка к упр. «киносъёмки».
Сядьте в удобную позу, позвоночник прямой. Убедитесь, что вам тепло. Кончик языка прижат к альвеолам за верхними зубами. Внутренний взгляд направьте вверх и влево. Дышите животом. Руки лежат на коленях, ладонями вверх или сцеплены в замок. Сделайте глубокий вдох и во время выдоха мысленно представляйте себе яркое солнце и повторяйте 3 раза: «Солнце» (пауза). «Солнце» (пауза). «Солнце» (пауза).
Сделайте глубокий вдох и во время выдоха мысленно повторяйте слово «радость» и представляйте себе любой образ, который у вас ассоциируется с радостью. «Радость» (пауза). «Радость» (пауза). «Радость» (пауза).
Сделайте глубокий вдох и во время выдоха мысленно представляйте тот образ, который ассоциируется у вас с покоем, и повторяйте: «Покой» (пауза). «Покой» (пауза). «Покой» (пауза).

Упр. №6 «Киносъёмки».
Цель: Снять остаточные страхи и переживания, которые могут спровоцировать возвращение стресса.
Тренер: И сейчас, когда вы находитесь в приятном расслабленном состоянии альфа-релаксации, и с каждым ударом сердца погружаетесь в него всё глубже и глубже, и вы слышите мой голос и чувствуете своё тело и ощущаете всё, что с вами происходит… И вот своим мысленным взором вы видите себя на киносъемке… И вы видите свет прожекторов и различную киносъемочную аппаратуру, и массу народа, который активно подготавливает место для съемок фильма… И вы замечаете, что самый главный человек на этих съемках это вы, потому что вы режиссер… и вы видите себя на режиссерском месте… и все вокруг выполняют ваши распоряжения… и вы понимаете… и все четче замечаете, что съёмки проходят там же, где возникли ваши текущие проблемы… У вас в руках также есть сценарий, в котором идет речь о вашей проблеме… Актеры ждут за кулисами своей очереди, чтобы начать разыгрывать сценарий, и одно из действующих лиц – это вы… И сейчас когда вы будите максимально готовы взглянуть на себя со стороны, дайте команду начать представление… И пока вы некоторое время наблюдаете за действием, персонажи разыгрывают события, которые ведут к теперешней ситуации…(Например, если это производственная проблема, то актеры будут играть вашего начальника, ваших коллег или служащих)… Действующие лица разворачивают сцену именно так как вы ее помните… и когда действие подойдет к настоящему моменту, войдите в роль режиссера и спросите «Что написано в сценарии по поводу того, что я должен сейчас делать?»… Выслушайте ответ… и выполните те рекомендации, которые вам дал режиссер… почувствуйте себя в новой роли… ощутите насколько вам комфортно в ней, когда вы выполняете данные рекомендации… сыграйте роль до конца… ощутите восторг наблюдающей за вашей игрой публики… примите бурные овации и покиньте съемочную площадку… возвращаемся в бодрое состояние…
У режиссера может быть несколько предложений, которые вы можете испробовать. Или же он может сказать вам, чтобы вы подождали и расслабились. Если режиссер сомневается, то это говорит вам о том, что вы не должны предпринимать никаких активных действий, отрицательно влияющих на ситуацию (хотя вы можете представить себе желаемый исход для подтверждения вашего желания принять то что произойдет). Каким бы ни были результаты, считайте, что вы можете доверять этому внутреннему голосу, и поэтому больше нет необходимости волноваться. Затем действуйте, ждите или расслабьтесь, как вам было предложено, и чувствуйте уверенность в том, что будет приемлемый результат.


Упр. №7. Альфа-релаксация «Солнце – радость – покой».
Цель: Овладение навыком быстрого снятия нервно-психического напряжения и подготовка к упражнению «путешествие в Тибет ».
Тренер: Сядьте в удобную позу, позвоночник прямой. Убедитесь, что вам тепло. Кончик языка прижат к альвеолам за верхними зубами. Внутренний взгляд направьте вверх и влево. Дышите животом. Руки лежат на коленях, ладонями вверх или сцеплены в замок. Сделайте глубокий вдох и во время выдоха мысленно представляйте себе яркое солнце и повторяйте 3 раза: «Солнце» (пауза). «Солнце» (пауза). «Солнце» (пауза).
Сделайте глубокий вдох и во время выдоха мысленно повторяйте слово «радость» и представляйте себе любой образ, который у вас ассоциируется с радостью. «Радость» (пауза). «Радость» (пауза). «Радость» (пауза).
Сделайте глубокий вдох и во время выдоха мысленно представляйте тот образ, который ассоциируется у вас с покоем, и повторяйте: «Покой» (пауза). «Покой» (пауза). «Покой» (пауза).

Упр. №8. «Путешествие в Тибет».
Цель: Создание внутреннего плана действия, для снятия остаточных страхов и переживаний.
Тренер: И вот сейчас погружаясь в приятное состояние альфа-релаксации, всё глубже и глубже и чувствуя прилив покоя и отдыха и приятного тепла во всем теле… вы слышите все звуки и мой голос, и вы дышите и ваше сердце бьется… и с каждым ударом сердца, с каждым дыханием все глубже погружение в приятное состояние релаксации… И тем все ярче и более насыщеннее наши внутренние образы и полнее и глубже отдых … И находясь в этом приятном состоянии и погружаясь в него все глубже и глубже представьте, что вы по туристической путевке отправились в путешествие по Тибету… и вот вы почти уже на месте… Вы идете по заснеженному склону горы, и видите, как перед вами открываются пейзажи необычной красоты… и вот вы видите перед собой, чудесный Тибетский храм… храм, где живут восточные мудрецы, которые знают и могут все… вы входите в ворота храма… Вы входите в большое тускло освещенное помещение… Глаза постепенно начинают привыкать к слабому свету от множества свечей… и вы замечаете множество статуй восточных богов и пугающие блики отблесков свечей в их глазах, но не смотря на это глубоко внутри вы чувствуете внутреннее спокойствие и уверенность… Вы знаете, что на востоке богов специально изображали страшными, чтобы они отгоняли всякое зло… И вот вы проходите мимо всех этих статуй и замечаете, что в глубине храма в необычных одеяниях сидит старец… подойдите к нему… он может дать ответ на любой вопрос… выполнить любую вашу просьбу… подойдите к нему и спросите… «Что я должна сделать, чтобы окончательно избавиться от всех страхов и переживаний?»… Выслушайте ответ… Чтобы лучше понять старца спросите его «что еще я должна сделать, чтобы навсегда избавиться от всех страхов и переживаний и быть счастливой?»… выслушайте ответ… поблагодарите старца… и выйдите из храма…
И вот вы возвращаетесь домой назад в свой город, летите на самолете и вспоминаете все, что рассказал вам восточный мудрец… и яркие картины и образы всплывают у вас перед глазами… соберите все свои силы и интенсивно концентрируясь скажите себе «я могу это сделать, и я делаю это!!!»… и постарайтесь максимально ярко увидеть, услышать и почувствовать как вы будите это делать…
И вот вы вернулись домой… отпуск закончился, и начались обычные будничные дни… как вы и хотели вы сделали все, что посоветовал вам мудрец… и у вас все получилось… И вот теперь время спустя вы сидите с близкими друзьями в хорошем кафе и отмечаете свою победу, вас поздравляют, а вы погружаетесь в себя и вспоминаете, как вы выполняли советы старца преодолевая препоны и трудности, и как с каждым днем становились все увереннее в себе и счастливее… и вы понимаете, что это ощущение внутренней уверенности и счастья будет становиться с каждым днем все сильнее и глубже, вне зависимости от обстоятельств, и от одной этой мысли вы чувствуете прилив сил и радости… которой вы готовы поделиться с окружающими… Когда это ощущение станет наиболее сильным покиньте кафе с друзьями и откройте глаза…

Упр. №9. Альфа-релаксация «Солнце – радость – покой».
Цель: Овладение навыком быстрого снятия нервно-психического напряжения.
Тренер: Сядьте в удобную позу, позвоночник прямой. Убедитесь, что вам тепло. Кончик языка прижат к альвеолам за верхними зубами. Внутренний взгляд направьте вверх и влево. Дышите животом. Руки лежат на коленях, ладонями вверх или сцеплены в замок. Сделайте глубокий вдох и во время выдоха мысленно представляйте себе яркое солнце и повторяйте 3 раза: «Солнце» (пауза). «Солнце» (пауза). «Солнце» (пауза).
Сделайте глубокий вдох и во время выдоха мысленно повторяйте слово «радость» и представляйте себе любой образ, который у вас ассоциируется с радостью. «Радость» (пауза). «Радость» (пауза). «Радость» (пауза).
Сделайте глубокий вдох и во время выдоха мысленно представляйте тот образ, который ассоциируется у вас с покоем, и повторяйте: «Покой» (пауза). «Покой» (пауза). «Покой» (пауза).

Упр. №10. Программирование в состоянии релаксации позитивных установок.
Цель: 1. Зарядка организма энергией.
2. Создание оптимальных программ работы организма.
Тренер: Чтобы помочь вам выйти на более глубинные, здоровые и расслабленные уровни сознания, я буду считать от трех до одного и хлопну в ладони. В этот момент используйте все свое воображение, чтобы зрительно представить себя перенесенной в то место, где вам когда-то было хорошо и спокойно. Поверьте, что вы действительно там. Постарайтесь увидеть то, что вы увидели бы… услышать то, что вы услышали бы… Почувствуйте вкус, запах, ощущения… Три…(пауза)… Два… (пауза)
На счет один вы перенесетесь на место релаксации. Вы глубоко дышите и погружаетесь еще глубже. Один…(хлопок ладонями). Расслабьтесь… (пауза 30 сек.)… Вдохните глубоко и погружайтесь еще глубже…
Мысленно повторяем за мной новую программу здоровья и восстановления: «Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего не боюсь. Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и напоминает мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом. Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом моей жизни» (повт. 3 раза). Сейчас мы программируем позитивный пусковой механизм «Кисти в замок». Чтобы заставить себя расслабиться, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я соединю свои кисти в замок, я незамедлительно перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания» (повторить 3 раза). В этот момент соедините кисти в замок и расслабьтесь. Теперь медленно ослабьте нажим пальцев в замке и почувствуйте себя еще более расслабленным.
Каждый раз, применяя метод «Кисти в замок», вы попадаете на глубинные релаксационные уровни сознания и тела… Быстрее и легче, чем в предыдущий раз. Этот метод можно применять в тот момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Он сработает, даже если не закрывать глаза и заниматься своими обычными делами. Теперь вы твердо знаете, что ваше спокойствие и здоровье в ваших руках.
Сейчас я начну считать от 5 до 1. На счет «один» вы откроете глаза и совершенно проснетесь, вы полны энергии и чувствуете себя молодой и здоровой. 5... 4... Начинаем постепенно выходить из состояния релаксации... 3... Голова легкая, чистая... Ваши зрение и слух улучшаются с каждым разом… 2… Вы чувствуете себя бодрой, отдохнувшей…1… Вы молоды и здоровы, как никогда.

Упр. №11. «Титаник».
Цель: 1.Сплочение группы.
2. Завершение тренинга.
Тренер: Сейчас представьте такую ситуацию: вы находитесь в порту у причала одни из вас отъезжающие, а другие провожающие у вас есть 5 минут на то, чтобы попрощаться. А на борту корабля крупными буквами написано «ТИТАНИК».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кто-то из мудрых людей сказал: «Жизнь - это самый дорогостоющий учитель, зато никто не учит лучше её». Помните, что невозможно научиться плавать сидя на берегу. Также как и невозможно научится общаться ни с кем не разговаривая, поэтому самый эффективный способ овладения данной тренинговой программой состоит в том, чтобы не только приобретать клиенский опыт, не только иметь теоретическое знакомство с концепцией и структурой программой, но и активно прорабатывать её элементы на практике. В знаменитой «Детке» Парфилрия Корнеевича Иванова есть такие чудесные слова: «Прочитал - хорошо! Но главное сделай!» Дерзайте друзья, пробуйте под руководством грамотных наставников, помня о технике безопасности сначала на себе и своих близких отработайте отдельные элементы, а затем весь метод в целом.
Для использования в практической работе приведенных в книге материалов, вам, возможно, понадобиться копировальная техника. Скопируйте тренинговую программу на отдельные листы, и разгруппируйте её по занятиям, что значительно упростит и сделает более удобной ее использование во время тренинга. Вы можете оформить в качестве раздаточного материала приведенные в приложениях диагностические методики, а также анкеты обратной связи.

Список литературы:

1. Alan Lakein «How to get control of your time and your life». Перевод Ю. Емельянов, Н. Емельянова. Редактор и корректор А. Медведев, М.: Агентство «ФАИР», 1996
2. Абульханова-Славская К.А. «Стратегия жизни». - М.: Мысль, 1991
3. Адрианов М.С. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурса // Вопросы психологии. 1999. №6.
4. Альберти Р.Э., Эммонс М.Л. Самоутверждающее поведение. Распрямись! Выскажись! Возрази! – СПб, 1998.
5. Андреас К., Андреас Т. Сущностная трансформация: Обретение неиссякаемого внутреннего источника. / Перев. с англ. Серединой Е.В. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 320с.
6. Андрева Г.М. Социальная психология. – М., 1998.
7. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. – М.: Аспект – Пресс, 2001. – 378с.
8. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. - М., 1986.
9. Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми. – М., 1997.
10. Бендлер Р., Гриндер Д. Наведение транса. – М.: Прозерпина, 1995. – 304с.
11. Бендлер Р., Гриндер Д. Трансформэйшн. Нейро-лингвистическое программирование и структура гипноза. СПб., Издательство «Петербург – XXI век» совместно с ИЧП «Белый кролик». 1995. – 317 с.
12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – Л., 1992.
13. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988.
14. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. М.: Прогресс. 1986.-4 22 с.
15. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов: С.-Пб.: ПИТЕР, 1997.-222с.
16. Битянова М.Р. и др. Работа психолога в начальной школе.-2-е изд.-М.: Генезис,2001-352с.
17. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.
18. Бодалев А.А. Межличностное восприятие и понимание. Личность и общество. – М., 1983.
19. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб, 1996.
20. Большаков В.Ю. психотренинг: социодинамика, упражнения и игры; СПб. - соц. -псих.центр(библ.практ.психол), 1996.-384с.
21. Брук В.И. Исследование личности участников и ведущих групп психологических тренингов.//Из опыта работы практических психологов. – М., 1997.
22. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: Изд-во «Ось-89», 2001.
23. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
24. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов: путь к успеху. - СПб.: ПитерКом.-1999.-224с.
25. Винокур В.А. Уловки в деловом споре: психология и логика применения. – СПб, 1992.
26. Гаджиева Н.М. Основы самосовершенствования: тренинг самосознания. М., 1999.
27. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования: тренинг самосознания. – Екатеринбург: Изд. «Деловая книга», 1998.- 144с.
28. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования: Тренинг самосознания. – Екатеринбург, 1998.
29. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1999.
30. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб, 1997.
31. Гринсон Ральф Р. Практика и техника психоанализа. – Новочеркасск, 1994. С. 334.
32. Гроф С., Гроф К. Неистовый поиск себя. – М.: Посвящение, 1996.
33. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности, Барнаул, 2000г.
34. Джеймс М., Джногвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ и гештальтупражнения:/ред. Л.А. Петровской. М., 1993г.
35. Емельянов Ю.М. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985.
36. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М., 1990.
37. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Ростов-на-Дону, 1992г.
38. Захарова Ю.Б. О моделях психологической защиты на уровнях межгруппового взаимодействия.// Вестник МГУ. - Серия 14. - Психология №3, 1989.
39. Игры в которые играют / под ред. Н.В. Самоухина «Феникс +» Дубна 2000. – 124 с.
40. Игры-обучение, тренинг, досуг./по редакцией Петрусинского. М, 1989г.
41. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс, 1989.
42. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997. – 144с.
43. Козлов Н.И. Формула личности. СП-б – 2000г.
44. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия. – 6-е изд., исправленное – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 458 с., илл.
45. Кори Дж, Кори М, Рассел Дж. М. « Техники групповой психотерапии» – СПб: Питер, 2001, - 320 с- ( Серия «Практикум по психотерапии»).
46. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л., 1990.
47. Кролль Л.М., Михаилова Е.Л. Человек-оркестр. Микроструктура общения (конспект).
48. Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. Этические и социально-психологические основы бизнеса. - М.:ИНФРА-М, 1995,-288с.
49. Куницина В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение. // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – Вып.1. – Часть1. / Под ред. А.А. Крылова. – СПб, 1995.
50. Леви В.Л. Искусство быть собой. – изд. обновл. – М.: Изд. «Знание», 1990. – 256с.
51. Леонова А. Диагностика функциональных состояний человека. – М., 1984. С. 199.
52. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2000– 208 с.
53. Макшанов С.И., Хрищева Н.Ю., Сидоренко Е.В. Психогимнастика в тренинге. Каталог. Ч.2. – СПб, 1993.
54. Межличностное восприятие в группе. / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. – М., 1981.
55. Миссия НЛП: новейшие американские психотехнологии. М., 2000.
56. Мудрик А.В. В поисках своего “Я”// Семья и школа.–№8.– 1989г.
57. Н. Шухова «Организация времени старшеклассника»
58. Осипова А.А. «Общая психокоррекция»- М: Сфера,2002,-509с.
59. Особенности русского застолья: сборник/ Сост. О. Торпапокова.-М.:Агенство «ФАИР», 1997.-272с. - (Серия «Чёрный ворон»).
60. Папуш М. Практическая психотехника. Научное издание. – М., 1997.
61. Пауэлл Т., Пауэлл Х. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. М., 1996.
62. Першина Н.А. «Коррекционно-развивающая программа по формированию навыков коммуниативной деятельности»: методическое пособие – Бийск ниц БПГУ им. В.М.Шукшина, 2000 – 54с.
63. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М., 1989.
64. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 1982.
65. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982г.
66. Пиз Аллан Язык жестов: что могут рассказать о характере и мыслях человека его жесты. Воронеж: МОДЭК, 1992.
67. Пиз Аллан. Язык жестов Воронеж: НПО “Модекс”, 1992.-218 с.
68. Польстер Ирвин, Польстер Мириам Интегрированная гештельт-терапия: контуры теории и практики/перевод А.Л. Логвинской – М., 1997г.
69. Попов Г. Х. Организация личной работы учащегося. – М.: Экономика, 1987
70. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/под общей редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева,СП-б, 2002г.
71. Практикум по социально-психологическому тренингу. / Под ред. Б.Д. Парыгина. – СПб, 1994.
72. Практические рекомендации по составлению программы и ведению групп социально-психологического тренинга. – СПб, 1994.
73. Прихожан а.М. психология неудачника: тренинг уверенности в себе. – М., 1997.
74. Прутченков А. С. Социально – психологический тренинг в школе. –2-е изд., доп. и перераб.- М.: ЭКСМО – Пресс, 2001.
75. Прутченков А.С. «Свет мой зеркальце, скажи…»: Методические разработки социально – психологических тренингов. – М.: Новая школа, 1996. – 144с.
76. Психологический тренинг. АНН.-СПБ: Питер, 2003 –272 с. ил. (Серия « Эффективный тренинг»)
77. Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия / сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – М.: «Харвест», 1996.
78. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / сост. А.Е.Тарас, К.В. Сельченок, Мн.:Харвест,2000.-480с.
79. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СП.: Питер Ком, 1999. – 416 с.: (Серия «мастера психологии»).
80. Рогов Е.И Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Просвещение, 2000. – 340с.
81. Рогов Е.И. Эмоции и воля -М: Владос, 1999.
82. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. –М, Прогресс, :1994.-480с.
83. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М,, 1990.
84. Рудестам К. Групповая психотерапия-СПб.: Питер,2000.-384с.: (Серия “Мастера психологии).
85. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Составил Д.Л. Райгородский., Самара, 2000г.
86. Сартан Г.Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников. – М., 1993.
87. Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. – СПб, 1995.
88. Сидоренко Е.В. Психодраматические и недирективный подход в групповой работе с людьми. – СПб. 1992.
89. Сидоренко Е.В., Хрящева Н.Ю. Тренинг в практической подготовке психологов. // Актуальные проблемы психологической теории и практики. – СПб, 1995.
90. Словарь практического психолога / сост. С.Ю.Голович, Минск: Харвест, 1998, - 800 с.
91. Смит М. Тренинг уверенности в себе. – СПб, 1998.
92. Степанов С.. Язык внешности: жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда.-М.:Издательство ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.- 416 с.
93. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие для ВУЗов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997-736с.
94. Стресс жизни: понять, противостоять и управлять им / Сост. Попова, Соколов. – С.-П., 1994. С. 384.
95. Фаст Д. Знак чувства бессловесный - Минск; издательство “Попурри”, 1996
96. Философско-психологические аспекты исследования категории времени В. А. Москвин - кандидат психологических наук, В. В. Попович – аспирант // Теоретический журнал CREDO №12, 1998 год
97. Франкл В. « Человек в поисках смысла». – М; Прогресс, 1990, 367с.
98. Хараш А.Ц. Восприятие человека как воздействие на его поведение.// Психология межличностного познания./ Под ред. А.А. Бодалева. – М., 1981.
99. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. – Минск, 1998.
100. Харькин В., Гройсман А. Психорлого-педагогические тренинги. – М., 1995.
101. Хрестоматия. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. – М.: «Проспект», 1999. – 584 с.
102. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследование и применение). – СПб.: Изд. «Питер», 1999. – 808 с.- (серия «Мастера психологии»).
103. Цветков В. Мастер самопознания. М., 1997.
104. Цзен Н.в., Пахомов Ю.В Психотренинг: игры и упражнения. – М., 1988.
105. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В.Психотехнические игры в школе. – М., 1985.
106. Цзен Н.В., Похомов Ю.В. психотренинг: игры и упражнения.-М.:Физкультура и спорт,1988-272с., ил.
107. Читать человека как книгу: Мимика. Жест. Поза. Почерк./Сост. Е. Знак.-М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,1998-344с.
108. Шапарь В. Б. Тимченко А. В. Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий.- Ростов н/ Д: издательство “Феникс”, 2000.-618 с.
109. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч.1. – М.: Владос, 1995.
110. Шейнов В.П. Психология влияния, М.: Изд-во «Ось-89», 1996.
111. Энциклопедия психологических тестов: общение, лидерство, межличностные аспекты.-М.:АСТ, 1998.-278 с. Айламзян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: Деловая игра. – М., 1989.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект психологического тренинга с педагогическим коллективом детского сада Тренинг для преподавателей на тему «Технология проектного обучения и его сущность» Полемика с самим собой. В записную книжку учителя Социально - психологические тренинг. Ребенок и его развитие

Похожие статьи:

Психологический тренинг для педагогов

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Конспект тренинговой программы «Пять шагов к победе над стрессом!» Часть 6. Пятое занятие | Конспект психологического тренинга с родителями детского сада «Что значит любить ребенка»
Опубликовано: 3308 дней назад (4 ноября 2015)
Просмотров: 2390
0
Голосов: 0
Даша # 4 ноября 2015 в 11:08 +1
Замечательные тренинги, можно использовать независимо от возраста.
Елена Вячеславна Пыталева # 4 ноября 2015 в 22:57 0
Надежда Владимировна, добрый вечер. Спасибо большое за тренинги. Даже попробовала на себе-помогло! Порекомендую некоторые упражнения коллегам и друзьям. Спасибо. Мой голос Вам! Творческих успехов!
Нагасимова Дана # 28 ноября 2015 в 19:03 0
Надежда Владимировна в вашем тренинге использовано много интересных упражнений, подобраны релаксационные упражнения, подробно расписан тест, который можно использовать в работе с педагогами, некоторые упражнения можно использовать для профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов.