В «Педкопилке» уже много писали о тех мифах, которыми окутана деятельность психолога и о способах их развенчания! Но вот материал о том, в какие ловушки попадает сам педагог-психолог, и как их избегать встретишь, к сожалению не часто. Закрыть данный пробел и призвана данная статья! Коллеги, я буду очень благодарна за Ваши отзывы и комментарии! Итак, начнем.
Психологические эффекты и ловушки
Эффекты или ошибки – сознательные или неосознаваемые действия психолога и испытуемого приводящие к искажению достоверности результата исследования.
Эффект Хотторна – состоит в том, что испытуемый стремиться демонстрировать психологу ожидаемые от него реакции и формы поведения, а не те которые он переживает на самом деле.
Этот эффект в приложении к тренинговой практике имеет несколько последствий:
Эффект Плацебо – скорое спонтанное исцеление в результате веры в действия психолога.
Эффект Ятрогении – ухудшение состояний клиента, прогрессия недуга в результате неумелых действий психолога.
Эффект проекции – стремление приписывать клиенту характеристики не признаваемые психологом в самом себе.
Эффект контраста – стремление выделять и приписывать клиенту характеристики противоположные собственным.
Эффект аудитории – говорит о том, что присутствие третьих лиц значительно изменяет поведение клиента. Во время проведения скрининговой беседы желательно избегать присутствие третьих лиц, так как это может искажать достоверность исследования, во время проведения релаксации присутствие группы чрезвычайно желательно, так как это может стимулировать терапевтический процесс.
Эффект снисхождения – «оборотная сторона медали» ориентация на позитив, психолог в любом случае стремится дать положительную оценку происходящему без учета уникальности ситуации.
Эффект Барнума – склонность клиента воспринимать приподносимую психологом информацию без критики «за чистую монету», если она излагается в конкретном, аргументированном ключе.
Эффект Гало – стремление психолога ориентироваться на общую тенденцию без учета нюансов.
Эффект ореола – склонность оценивать особенности клиента по первому впечатлению.
Эффект корреляции – стремление оценивать особенности одних характеристик клиента по другим. Например, оценка саморегуляции личности по уровню общительности.
Эффект Пигмалиона – психолог стремится подтвердить свои ожидания и убеждения, не осознавая этого может значительно повлиять на реакции испытуемых.
Ловушки – осознанные или неосознаваемые действия клиента направленные на повышение значимости проводимой беседы для психолога и перенесение на него ответственности за личные проблемы клиента.
Ловушками для начинающего психолога могут являться следующие речевые обороты клиента:
Я была у многих психологов, но помочь мне можете только вы;
Я нахожусь в таком состоянии, что если вы мне не поможете, я покончу с собой;
Вы молодой и еще не зашоренный психолог, поэтому вам я доверяю больше, чем старым. По моему, у них уже паутина в голове;
Дайте мне совет, скажите как сделать… и т.д.
Так же ловушкой для психолога может являться внутренние искушение: я знаю как решить проблему.
Способы преодоления эффектов и ловушек
Следование правилам консультирования;
Разделение ответственности с клиентом;
Отражение чувств;
Позиция психолога:
Я не хуже и не лучше других специалистов, к тому же я очень глупый, я могу только задавать вопросы, а решение будете принимать вы;
Я могу помочь вам только в той мере, в которой вы готовы принять мою помощь;
Мои решения хороши для меня, и они могут быть совершенно неприемлемыми для вас. Поэтому давайте лучше постараемся найти ваше собственное решение в этой ситуации.
Принципы работы грамотного психолога
Эффективность работы группы во многом зависит от качества личностных контактов психолога с каждым членом группы. Поэтому грамотный психолог еще до начала тренинга, на индивидуальных встречах стремится установить наиболее теплые, дружеские эмоционально значимые контакты.
Во время работы в группе, воспринимает се6я в позиции возничего колесници в которую запряжена тройка: Внимание контроль и свобода. Он стремится не перетянуть и ине отпускать вожжи придерживаясь правила золотой середины.
Гибко использует сочетание различных стилей ведения группы. Он знает, что недирективный стиль ведения группы наравне с преимуществами имеет и недостатки, а потому может быть совмещен с директивным, если это не противоречит нормам и традициям группы.
Понимает, что каждый человек это отдельная, уникальная вселенная со своими внутренними законами и традициями, поэтому он стремится воспринимать человека таким, каков он есть, а не таким, каким его хотелось бы видеть.
Настроен на состояние группы в целом, на состояние каждого из участников в отдельности, он понимает, что степень отреагирования и принятия чувств каждого из участников группы создает психологический климат группы.
Изначально ориентирует членов группы на позитив. Даже в самом негативном опыте стремится найти позитивное зерно способствующие личностному развитию участников тренинга.
Ориентирует группу на уважение и поддержку чувств участников группы. Группа это объемное зеркало для каждого из её членов.
Ориентируется на то, чтобы каждый из членов группы был включен в активную работу. Интересуется мнением участников тренингов, широко применяет различные приемы обратной связи.
Ориентируется на возможность и потенциал каждого из членов группы самостоятельно разрешать имеющиеся проблемы. Ответственность совершать выбор и принять решение также принадлежит члену группы.
Исходит из потребностей, запросов и целей участников группы, а не из собственных. Помнит, что его роль в том, чтобы помогать участникам тренинга разрешать них проблемы, а не стремиться решать свои сложности за их счет.
Владеет навыками самопрезентации, может гибко принимать свои голосовые возможности: громкость, темп, интонацию голоса, устанавливает контакт глазами, использует все аспекты невербального языка (открытые жесты, позы и т.д.)
Понимает, что он человек, и как любой человек имеет право на личные недостатки. Однако всячески стремится их устранить, для чего активно реализует различные формы профессионального и личностного роста: форумы, семинары, тренинги, супервизия, и т.д.
Профессиональный рост психолога идет за счет осознания и преодоления собственных пределов. Помните сократовское «Я знаю, что ничего не знаю». Осознание своего незнания - есть первый шаг к его устранению. Способ выявления тех границ состоит в способности по-новому взглянуть на себя, увидеть банальное как необычное, услышать привычное как неожиданное, ощутить знакомое как новое.
Подводя итог еще раз отметим, что в основе всех наиболее эффективных изменений личности лежит в первую очередь осознание того, что есть и что должно быть и только в этом случае становится возможным самостоятельное изменение без посторонней помощи. Мне остается только пожелать – приятных Вам осознаний…
Рекомендуем посмотреть:
Психологическая викторина для детей 10-14 лет
Консультация для родителей "Половое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Сценарий занятия с использованием сказкотерапевтических методов и приемов для младших школьников
Мастер-класс для родителей детского сада. Старшая группа