Музыкально-дидактическая игра «Курочка с цыплятами»
Описание материала:
Представляю Вашему вниманию музыкально-дидактическую игру на развитие фонематического слуха. Игра может быть использована в работе с детьми младшего дошкольного возраста, с усложнением – для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Пособие может быть полезным педагогам ДОУ, логопедам, родителям дошкольников.
Цель:
развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- совершенствовать психические процессы: логическое мышление, умение выделять общий признак по звучанию игрового предмета, произвольное внимание и память;
- развивать узнавание неречевых звуков;
- развивать звукочастотное слуховое восприятие, фонематическую память;
- формировать игровые действия,
- воспитывать целенаправленность, желание достичь положительного результата, интерес к занятиям.
Для развития всех речевых функций (восприятие, звукопроизношение, овладение речью, а в дальнейшем – чтение и письмо) необходим хорошо развитый фонематический слух.
Формирование фонематического слуха у детей осуществляется поэтапно. Психологами доказано, что уже младенцы угадывают и различают общую интонацию, её ритм. А к двум годам ребенок способен воспринимать все тонкости речевого окружения.
В педагогике и логопедии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения, формирующие неречевое звукоразличение. Необходимо относиться к этим упражнениям серьезно, уделять им достаточное внимание и не забывать, что занятия должны быть желанными и интересными для детей. Лучше всего делать это в игре.
Для изготовления игрового пособия потребуется:
десять контейнеров от маленьких киндер-сюрпризов; для их наполнения: фасоль, манная крупа, греча, бисер, бубенчики; один контейнер от большого киндер–сюрприза; вязальный крючок, пряжа желтого цвета (для изготовления курочки - дополнительно нитки красного цвета – для гребешка и любых других двух-трёх цветов), красный фетр, глазки – двадцать маленьких и два больших.
Описание способа изготовления пособия:
Игра выполнена в виде цветочной полянки, на которой сидит курочка с цыплятками. Контейнеры от маленьких киндер-сюрпризов заполняются крупами, бисером, бубенчиками (по два контейнера с одинаковым содержимым). Для изготовления цыплят контейнеры обвязываются крючком желтой пряжей, пришиваются клювы из кусочков фетра, вставляются или приклеиваются глазки. Для оформления курочки дополнительно используют цветную пряжу и вывязывают гребешок красного цвета.
Ход игры:
(младший дошкольный возраст)
В игре по развитию неречевого звукоразличения у детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразнее использовать индивидуальную работу: в связке – ребенок-педагог.
Детям младшего возраста предлагается не более двух пар цыплят-погремушек, резко различающихся по звучанию. Ребенок подбирает цыплят одинаковых по звуку.
(средний дошкольный возраст)
Постепенно количество пар звучащих цыплят-игрушек увеличивается (от двух до пяти пар)
Разница в звучании становится менее заметной и требует для дифференциации наибольшего слухового сосредоточения.
(старший дошкольный возраст)
В игре могут участвовать дети без педагогического сопровождения, самостоятельно, по модели ребенок-ребенок.
Кроме того, детям может быть предложен вариант, когда один из участников игры закрывает глаза (или отворачивается), а второй из участников - ведущий «загадывает» ему звуковое задание: гремит погремушкой и убирает её за спину. Отвечающий должен запомнить и правильно найти, какой цыпленок имеет такое же звучание, как и загаданный. Этот вариант игры стимулирует развитие фонематической памяти.
Подведение итогов:
игра заканчивается, когда каждому цыпленку подобрана пара, абсолютно сходная по звучанию.
Наши жёлтые цыплятки –
Очень славные ребятки!
Клювик, глазки, хохолок
И особый голосок.
Вот цыплятки-мальчики.
Вот цыплятки-девочки.
И у каждой парочки
Разные распевочки.
Пара тихих,
Пара громких,
А ещё есть
Пара звонких.
Знает мама-курочка
Голоса детишек:
И цыпляток-девочек
И цыплят-мальчишек.
По полянке нашей
Разбрелись цыплятки,
Озоруют, бегают
И играют в прятки.
Мы поможем курочке
Малышей собрать,
Главное - нам парный
Голосок узнать.
В руки мы цыплят возьмём,
Погремим, приложим к ушку -
Обязательно найдём
Пару каждой погремушке!
(Стихи автора)
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра по сенсорике для детского сада
Игры на развитие мелкой моторики в младшей группе
Игры для развития воздушной струи
Дидактическая игра для детей 3-4 лет «Сад-огород»
Похожие статьи:
Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»
Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны
Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»
Дидактическая игра для дошкольников своими руками
Дидактическая игра для детей 4-7 лет «Сказочная гостиница»