Конспект занятия в старшей группе по музейной программе: Мы входим в мир прекрасного
Тема: «Пёстрые игрушки: матрёшки, погремушки».
Цель: Обогащать представление детей о народных промыслах: истории возникновения, особенностях.
Задачи:
1. Развивать умения различать стилистические особенности разных промыслов.
2. Развить художественно эстетического восприятие, умение эмоционально откликаться на образы народного искусства, эстетически их оценивать.
3. Познакомить с творчеством богородских мастеров и полхово-мойдановскими матрёшками.
4. Обогащать сенсорный опыт, активизировать разнообразное обследование различных свойств и качеств предметов, развивать познавательные процессы.
5. Активизировать использование слов и словосочетаний: народные промыслы, ремесла; народные умельцы, народные традиции, народная игрушка, узор, орнамент, элементы узора.
6. Формировать уважительное отношение к национальным традициям.
Материал: дымковские игрушки, филимоновская игрушка; гжель, матрёшки, богородская игрушка; тряпичные куклы. Шаблоны игрушек, краски, кисточки.
Ход занятия.
В горнице сидит хозяйка и поёт песню. Дети с воспитателем стучат и входят в горницу.
Педагог. Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей.
Хозяюшка. Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи. Скоро ярмарка, а изделий мало, коли гости пришли, помогите мне. Как на Руси водится- вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
Хозяюшка. Ребята, поможете мне в работе?
Давайте приниматься за работу. Делу время, а потехе час.
Хозяюшка. У меня для ярмарки были приготовлены работы. Они стояли на столе. Мимо проходил кот, задел своим хвостом и все мои работы разбились. Необходимо их собрать.
Для того, чтобы собрать части необходимо встать вкруг и рассчитаться от 1до 4. Мастера под номером 1 встают в свою команду….
Хозяйка кладёт на ковёр разрезные картинки. Дети cобирают картинки.
Хозяюшка. Молодцы. Теперь посмотрите на свои картинки посовещайтесь между собой и ответьте что на них изображено. Каждая команда мастеров очень внимательно слушает ответы другой команды и если согласны поднимают руки.
(картинки дымковская, филимоновская, гжельская, хохломска роспись)
Хозяюшка. Каждая команда посоветуется и решит, из какого материала сделаны эти игрушки.
-Какие краски использовали мастера для росписи этих игрушек.
-Какие элементы росписи используют мастера в своих работах.
-Для чего нужны эти игрушки?
-У меня перепутались все элементы росписей. Сейчас каждая команда найдёт элементы своей росписи.
- Молодцы. Вы хорошо знаете росписи, а теперь посмотрим любите ли вы заниматься зарядкой. Сейчас мы с вами поиграем в игру. «Заводные человечки».
Хозяюшка. Да наш народ не только умеет работать он горазд и веселиться, а что за веселье без игрушек. А ещё русский народ богат любовью к родной земле, к своим детям. Вот для них и делает игрушки из разных материалов: из глины, из дерева и из ткани женщины мастерили для своих дочек, и из соломы игрушки делали. Больше всего любили делать игрушки животных и птиц.
Фигурки коней и птиц имеют особое значение. Они оберегают человека и побеждают зло.
Я хочу вас познакомить с игрушками из села Богородского
-Посмотрите на эти фотографии и решите, из какого материала сделаны эти игрушки?
-Как вы думаете каким инструментом пользовались мастера, когда работали над этими игрушками?
Эти игрушки сделаны из липы. Берёт мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, а затем острым ножом вырезают круглые уши, короткий нос, лохматый живот, толстые лапы и вот уже готов Михайло Потапович.
- Посмотрит на фотографии, какую игрушку чаще всего делали мастера.
Медведей очень любят делать богородские мастера. Каких только медведей у них нет – вот мишка лакомится мёдом, а вот дрова рубит. А здесь посмотрите мужик с медведем делят вершки и корешки. Ещё богородские мастера придумали хитрость. Их игрушки двигаться умеют: потянешь за палочку, и медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро –быстро зерно клюют. Много радости приносят людям эти игрушки, большое спасибо им за это.
А вот здесь под платком ещё кто-то спрятался, чтобы узнать надо отгадать загадку.
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок-глаз.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …. (матрёшка) .
Правильно, это матрёшка, самая любимая игрушка нашего народа.
Фигурки матрёшек вырезаны из деревянного бруска. Она открывается и в ней находится другая матрёшка и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая матрёшка. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются. Самые известные это семёновские и полхово - майдановские матрёшки.
- Сейчас я каждой команде раздам матрёшек. Посовещайтесь и расскажите, как украшены ваши матрёшки.
- Все они отличаются элементами росписи, но у всех есть сарафан и красивый платок.
- Сейчас мы с вами поиграем. Когда вы услышите весёлую музыку превратитесь в матрёшек, а когда услышите другую музыку превратитесь в медведей. (дети играют) .
Хозяюшка. А сейчас нам пора на ярмарку.
Звучит русская народная мелодия «Хоровод». Дети проходят в ворота на ярмарку.
(переходят к столикам, на которых выложены картинки, и работы мастеров) .
Филимоновские мастера вставайте к своим столикам, дымковские мастера к своим, гжельские мастера к своим, хохломские к своим. Будем продавать. Для того, чтобы товар покупали нам надо про него рассказать.
О чём вы будете рассказывать?
(что это за изделие; из чего оно сделано; какими красками пользовался мастер, когда расписывал работу; какими элементы росписи украшал; для чего можно использовать это изделие; почему оно тебе нравится)
Хозяюшка. Гости! Лавки открывайте.
Покупайте, продавайте.
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары.
Собирайся народ, мастер торговать идёт.
Гости дорогие, подходите к мастерам они расскажут вам про свой товар. Товар покупайте, денежку платите.
- Филимоновские мастера расскажут про свой товар.
- Дымковские мастера расскажут про свой товар.
- Гжельские мастера расскажут про свой товар.
- Хохломские мастера расскажут про свой товар.
Хозяюшка. Мастера потрудились на славу, продали свой товар. Предлагаю на вырученные деньги купить сладкое угощение.
Солнце закатилось
Наша ярмарка закрылась.
-Куда мы с вами ходили? Что делали на ярмарке? Вам понравилось на ярмарке?
Давайте вы сейчас нарисуете рисунки о том, что вам понравилось.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч
Занятие по самопознанию в старшей группе
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Экспедиция в тайгу»
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с народами Прикамья
Похожие статьи:
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка
Конспект занятия по хореографии в старшей группе
Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе
Сценарий музыкального тематического занятия с дошкольниками 5-6 лет