Мастер-класс. Дидактическое пособие для детского сада "Собери цветок"
Автор: Хохлова Наталья Евгеньевна, учитель-дефектолог, МКДОУ детский сад компенсирующего вида №22, г. Миасс Челябинская область
Описание: Данный мастер-класс предназначен для воспитателей, дефектологов, логопедов и заботливых родителей.
Назначение: Дидактическая игра для дошкольников направлена на:
- закрепление представлений об окружающем мире по лексическим темам;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- развитие мелкой моторики;
- развитие психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления.
Цель: Изготовление дидактической игры для детей дошкольного возраста.
Задачи: - учить создавать дидактические пособия своими руками;
- развивать творческие способности, фантазию;
- развивать мелкую моторику.
У дошкольников старшего возраста необходимо формировать умения обобщать и классифицировать объекты окружающего мира по ярким и существенным признакам и связям. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе. Для этого я предлагаю вам создать дидактическое пособие «Собери цветок», которое может быть многофункциональным.
Материалы: - цветная самоклеющаяся пленка;
- белый картон;
- картинки (размер не более 5см*5 см);
- фетр желтого цвета;
- ножницы;
- нитки желтого цвета, иголка.
Картинки можно распечатать на цветном принтере, вырезать из ненужных книг, журналов.
Ход выполнения работы
Приготовим шаблоны для нашего будущего цветка. Для этого на листе бумаги, а еще лучше на картоне нарисуем серединку нашего будущего цветка и лепесток. Предлагаю свои шаблоны.
Далее вырезаем шаблоны. Для серединки цветка нам потребуется желтый фетр. Складываем фетр вдвое, переносим на него шаблон "серединки" и вырезаем. У нас должно получится два желтых круга.
Теперь нам понадобятся иголка и нитки желтого цвета. Будем обшивать каждый круг обметочным швом. У кого есть швейная машинка, можно сделать это и на машинке.
Складываем два круга вместе и при помощи иголки и желтых ниток прострочим их, разделив тем самым на 8 секторов.
Вот что у нас получилось. Каждый сектор является своеобразным кармашком для будущих лепестков.
Далее приступаем к изготовлению лепестков. Для этого возьмем шаблон лепестка и перенесем его на картон. После чего вырезаем наши лепестки. Лепестков делаем столько, сколько вам понадобится. Для начала сделаем их 8 штук.
При организации игры лепестки будут вставляться в полученные кармашки у серединки цветка.
Далее выбираем 8 картинок для обобщения. Например - инструменты. Приклеиваем их на лепестки. Можно приклеить с помощью клея, но я приклеивала их с помощью скотча, тем самым обтягивая лепесток скотчем целиком. Картонные лепестки обтянутые скотчем будут более долговечны. Вот что у меня получилось.
Аналогично делаем другие лепестки, например - "Одежда".
Или "Фрукты"
Затем лепестки обобщенные одной темой мы обклеиваем с обратной стороны самоклеющейся пленкой одного цвета.
Например: лепестки с изображением одежды, с обратной стороны я обклеила пленкой красного цвета.
Лепестки с изображением фруктов я обклеила оранжевой самоклейкой.
Аналогично поступаем и с остальными лепестками.
Ну вот, теперь мы уже можем предложить ребенку из предложенных лепестков собрать цветок, на лепестках которого будет изображен транспорт.
Для формирования самоконтроля предложим ребенку перевернуть цветок и посмотреть что получилось: если все лепестки одинакового цвета, значит задание выполнено верно. Если же ребенок ошибся, то он увидит что один из лепестков другого цвета.
Для старших дошкольников можно усложнить игру. Предложить собрать цветок с изображением только наземного транспорта.
Или, как вариант, ребенок сначала собирает цветок из лепестков с изображением любого транспорта.
А затем мы предлагаем ему закрыть фишками лишний транспорт, так, чтобы открытым остался только наземный транспорт.
Подобные задания можно выполнять по любой лексической теме, обучая тем самым детей обобщению и классификации.
Так же данное пособие можно использовать и на закрепление звуков. Например: помещаем на середину цветка букву "С" и предлагаем ребенку собрать лепестки с изображением картинок, названия которых начинаются на звук "С".
Ну вот и все. Основа для нашего дидактического пособия "Собери цветок" готова. А впереди только простор для вашей фантазии. Можно собрать лепестки по каждой лексической теме, на определение звуков в словах, на соотнесение формы предметов (например, поместим в центре круг и предложим собрать лепестки с изображением предметов круглой формы и т.д.), цвета предметов (например, поместим в центре цветка определенный цвет и предложим собрать лепестки определенного цвета малышам, а детям постарше предложим собрать лепестки с изображением предметов определенного цвета и т.д.), ну и еще много всего...
Надеюсь что данный мастер-класс оказался полезен. Желаю всем творческих успехов в изготовлении дидактического пособия "Собери цветок".
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры с песком для детей 3-4-5 лет
Конспект зимней прогулки в старшей группе
Конспект НОД в старшей группе по теме Грибы
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе. Мой город
Похожие статьи:
Дидактическая игра «Собери гусеницу» для детей 5-6-7 лет
Дидактическая игра «Найди пару» для детей 3-4 лет
Дидактическая игра «Цветочки» для детей 5-6-7 лет
Дидактическая игра для развития мелкой моторики детей 3 – 7 лет
Дидактическая игра для дошкольников. Формирование представлений о времени