Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интегрированное занятие в детском саду. Старший дошкольный возраст

Конспект интегрированного занятия «Секреты бабушкиного сундука» (старший дошкольный возраст)
Программное содержание: пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа;
ознакомить детей с народным творчеством, предметами старинного русского быта, русским народным фольклором, пословицами, поговорками;
изготовление простейшей куклы-оберега.

Задачи:
Воспитательные:
• Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание.
• Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности.
Развивающие:
• Развивать художественно-эстетические качества – продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции..
• Развивать сенсорные навыки: умение использовать обследовательские действия материала (текстиль, вату, умение различать лицевую и изнаночную стороны.
• Развивать трудовые навыки рукоделия.
• Развивать физические навыки: это развитие глазомера, остроты зрения, мускулатуры кисти руки, координацию рук под контролем глаз. Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений. Развивать способность к концентрации внимания.
Образовательные:
• Формировать знания, умения и навыки у детей при использовании различных видов техники в работе.
• Расширить и закрепить знания, и умения по работе с тканью.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование:
- Народные костюмы (сарафан, кокошник,).
- Лоскуты ткани для изготовления кукол, нитки.
- аудиозаписи русских народных мелодий, магнитофон.
Ход занятия:
Воспитатель:
-Здравствуйте детишки девчонки и мальчишки! Я очень рада видеть вас. Меня зовут Марья - рукодельница. Собираясь к вам в гости я одела праздничный наряд. Вы можете назвать, что он в себя включает?(ответы детей) В русском народном костюме всегда присутствуют три цвета: красный, черный и белый. Самым любимым в нашем крае считался красный цвет с огромным множеством оттенков. Каждый оттенок имел определенный символ. Красный цвет был символом солнца. На женской одежде он символизировал вечный союз с черной землей. Белый цвет означал благородство и духовность. Черный цвет, излюбленный на Белгородчине, являлся символом матушки-земли.
Сегодня нас ждет путешествие в далекое прошлое. Ребята, посмотрите - что это? (ответы детей).
- Да, это сундук. А для чего он служил? (ответы детей).
Правильно: раньше не было такой мебели, как сейчас, не было шкафов и комодов и поэтому вещи хранили в сундуке. Хотите посмотреть, что находится внутри него? Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать
волшебные слова. Послушайте, какие:
«Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»
- Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо?
Дети произносят волшебные слова. Воспитатель открывает сундук и говорит:
-Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук: посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем.
- Что же это (достает лапти)
-Для чего они?
-Лапти – были самой распространенной обувью на Руси. Лапти плели из лыка, бересты. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ног. Позже стали шить сапоги.
-Достаем следующую вещь. Основой народного женского костюма была рубаха. Шили рубаху до пят или до пояса. На мне рубаха праздничная, а это ежедневная
- Кто из вас знает что это?-
-Телогрея - В отличие от душегреи телогреи были с рукавами. В ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые телогреи.
Воспитатель продолжает, доставая из сундука платок: - Что это за вещь необыкновенной красоты?
- Как его носили? (на голове, на плечах).
- В сундуках хранили не только одежду, но и вышитые полотенца - рушники вышитые полотенца сопровождали человека от рождения и до конца жизни. Когда подрастала девочка, ее учили шитью и вышивке, и она сама вышивала себе приданое. В сундуке хранили не только вещи, но и предметы: для рукоделия (лоскуты, нитки, тесемки, а также…
Для того, чтобы догадаться, что за предмет отгадайте загадку:
Платье носит, а есть не просит.
Всегда послушна,
Но с ней не скучно? (Кукла)
Воспитатель: А у вас есть куклы? (ответы детей). А что вы с ними делаете? Кто-то играет куклами, кому-то они уже не нужны, а у кого-то они красуются на полке. А кем может быть кукла для девочки? (Дочкой, подружкой).

Куклы мои – не просто игрушки,
А для меня такие подружки.
Кто вам сказал, что дети не знают,
Как по ночам куклы вздыхают.
Воспитатель: А теперь ребятки сядем рядком да поговорим ладком. Вечером дети, мамы и бабушки собирались на посиделки, пряли, вышивали, рассказывали сказки, пели песни, разговаривали и делали кукол. По нарядам кукол судили о мастерстве и вкусе владелицы. В кукольных играх девочки учились шить, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Куклы никогда не разбрасывались по избе, к ним относились очень бережно, передавая от бабушки к внучке, от матери к дочери. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным. Они хранились в сундуке. К изготовлению обереговой куклы относились серьезно и ответственно. Я познакомлю вас с куклой-оберегом. Как вы думаете, что значит «обереги»? (от слова оберегать, беречь, охранять). Правильно, они не только украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они оберегают детей, жилье, скотину и т. д. Для изготовления кукол-оберегов нужно было только несколько лоскутков ткани, кусочки тесьмы и ниток. Посмотрите как много было обереговых кукол. Рассматриваем картинки. Каждая оберегала людей от определенных неприятностей. Но были обереги которые оберегали от всех бед их называют ангелочками. Скажите, кто такой ангел? (Ответы). Ангел – это посланец к людям, тот, кто защищает, оберегает кого-то или это святой, имя которого человек носит.
- А вы хотите иметь куколку – оберег?
Тогда делу время, потехе час!
Не зря так говорят у нас.
Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.
Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что
народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь».
Что это значит? Для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать. Пригодятся только добрые мысли, чистое сердце и хорошее настроение – только тогда кукла выполнит свое главное предназначение: защищать, поддерживать в трудную минуту, оберегать от зла.

Физ.минутка «Вдоль по реченьке».
Вдоль по реченьке Волны руками
Лебёдушка плывёт, Походить плавно выгнув руки
Выше Поднять руки вверх
Бережка Руки одна на другую перед грудью
Головушку несёт, Руки к щекам наклона головы в стороны
Белым крылышком помахивает, Взмахи руками в стороны
На цветы Кисти вместе пальчики развести
Водичку стряхивает. Стряхнуть кисти рук (2 раза)
-Вот и кончилась игра. Куклу делать нам пора. Сейчас я буду рассказывать, последовательность изготовления куклы - ангела, вы будете внимательно слушать
- Квадратик белой ткани положите уголком к себе.
- Кусочек синтепона положите на середину ткани.
- Закройте кусок синтепона второй половинкой ткани. Формируем голову ангела.
- Одним пальцем держите конец нитки. Второй конец обмотайте два раза вокруг головы. Завяжите узлы.
- Расправьте края ангела. Заправьте внутрь срезы рукавов, подогните внутрь кончики рукавов. Сформовав «ладони», обкрутите края ниткой и завяжите узелки.

- Формирование линии талии. По талии промотать нитку, заложив переднюю часть рубахи Ангела на заднюю.
- Второй квадрат сложить пополам и стянуть его ниткой. Полученные крылья прикрепить к каркасу куклы так, чтобы нитка по груди и спинке проходила крест-накрест.
- Кукла Ангел готова. У вас во время работы могут возникнуть трудности в завязывании узлов. Для этого можно попросить соседа подержать куклу, а вы в это время завяжете узлы, то есть вы должны помогать друг другу. Если что-то не понятно, не бойтесь поднять руку и спросить. Теперь я вижу, что вы готовы к работе, приступаем.
Вышел ангел хоть куда.
Будет ангел помогать
Маме деточку качать.
Будет ангел утешать,
Будут детки крепко спать.
- А теперь давайте возьмём наших замечательных ангелочков. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку- ангела тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. В группе вы поиграете с ними, придумаете куклам имена, познакомите кукол друг с другом, а может быть подарите тому, кому задумали. Вот и закончилось наше путешествие в далекое прошлое
– Что нового вы сегодня узнали? - Как называются эти куклы? (Это куклы-обереги).
- Понравилось ли вам наше путешествие? Мне пора уходить. До свидания! Детям предлагают выбрать колобка веселого и грустного, чтобы определить свое отношение к занятию.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Олимпийская эстафета» Конспект интегрированного занятия для детей 6-7 лет по теме: Времена года Интегрированное занятие в подготовительной группе. Космическое путешествие

Похожие статьи:

Конспект интегрированного занятия в группе ПО «Пришелец с неведомой планеты»

Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе

Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе

Сценарий праздника 8 марта в ДОУ. Старшая группа | Экскурсия в храм с дошкольниками старшей группы детского сада
Опубликовано: 2507 дней назад (14 июня 2017)
Просмотров: 3429
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Наталья Павловна Давыдова # 15 июня 2017 в 00:09 0
Очень познавательное занятие . Много интересной информации .Разработку возьму себе в закладки . Спасибо !
Наталья Леонидовна Ляпина # 15 июня 2017 в 20:51 0
Спасибо!