Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Вовлечение родителей во взаимодействие с ДОУ

Вовлечение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением посредством детско-родительских конференций
Современные исследования показывают, что количество детей с речевыми проблемами растёт год от года. Это связано не только с различными экзо- и эндогенными факторами, но и с расширением знаний о многих патологиях развития, с более ранней и качественной диагностикой. Около 60 - 70% детей, посещающих массовые детские сады, имеют в той или иной степени отклонения в речевом развитии.
Речевая патология тормозит формирование у детей потенциально сохранных умственных способностей, препятствует нормальному функционированию речевого интеллекта. Имеющиеся у детей нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение в чтении и письме, а это, в свою очередь, препятствует овладению более сложным программным материалом. Ребёнок с речевыми нарушениями в школьном возрасте может подвергаться насмешкам со стороны сверстников, что способствует формированию таких негативных черт характера, как обидчивость, замкнутость, негативизм.
Коррекцией речевых нарушений и развитием речемыслительной деятельности занимается учитель-логопед в тесной связи с другими специалистами и, конечно же, с родителями.
ФГОС ДО определяет один из принципов ДО: «…сотрудничество Организаций с семьёй». А среди многих задач Стандарта выделяется задача «…обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования…».
Руководствуясь принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ», я строю своё общение с родителями на принципах сотрудничества и взаимодействия, так как считаю, что у нас с ними общая задача – воспитание личности ребёнка. Взаимодействие учителя-логопеда и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействие с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Главная цель взаимодействия логопеда и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.
В ходе взаимодействия решаются такие задачи:
1. формирование у родителей желания помогать ребенку;
2. формирование мотивации к участию в образовательном процессе;
3. повышение уровня педагогической компетенции родителей;
4. информационная и дидактическая поддержка семьи.
Из опыта работы мы видим, что между родителями и педагогами ДОУ иногда возникают противоречия.
Одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат, т.е. полностью подготовленного к школе ребёнка. Эта родительская группа вряд ли сможет активно посещать семинары и консультации. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии.
Другие родители пассивно наблюдают за работой детского сада. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта группа родителей оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третьи родители хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени. Этих родителей привлекаем к конкурсам и общаемся с ними с помощью интернета.
И только некоторые родители заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. На эту группу педагоги опираются при подготовке к собраниям, утренникам и другим групповым мероприятиям.
Ежегодное анкетирование и заполнение опросников в нашей группе показало, что на начало обучения в речевой группе родителей первой группы насчитывается 40% второй группы 15%, третьей группы 30%, а четвёртой только 15%.
Из-за неучастия родителей в жизни своего ребёнка, банального отсутствия какого-либо представления о том, каким должен быть «успешный» родитель и возникает определённая проблема в отношениях ребёнка и его семьи.
Меня беспокоят несколько вопросов:
• Как заинтересовать родителей в совместной работе?
• Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Помочь родителям стать активным участником воспитания собственного ребёнка можно через использование разнообразных форм работы: традиционных и инновационных. Одна из нетрадиционных форм работы с родителями – детско-родительские конференции.
В нашей группе данный вид работы стал традиционным. За последние 3 года нами были проведены конференции: «Насекомые глазами детей», «Кто в лесочке живёт», «А в Африке, а в Африке».
Ещё на первом собрании, когда родителей знакомили с особенностями работы речевой группы, я нацелила их на данный вид работы и озвучила тематику будущих конференций. Перед началом непосредственной подготовки к данному мероприятию мы обговорили важность и эффективность данного вида взаимодействия для меня, как логопеда, для родителей и детей. Детский сад приобретёт в лице родителей активных помощников. Родители будут тесно взаимодействовать с детьми и педагогами и осознают важность своего участия в коррекционном процессе, а дети станут более успешными и приобретут конкретный опыт коммуникативного взаимодействия.
При подготовке всех конференций соблюдалась аналогичная этапность. Сначала дети самостоятельно выбирали себе объект исследования в соответствии с тематикой. Конечно, я осуществляла контроль над выбором с учётом индивидуальных и речевых возможностей детей. Затем начиналась подготовительная работа. Родители подбирали в Интернете материалы для выступлений детей, при необходимости готовили костюмы и атрибуты. Я редактировала речевой материал с учётом возможностей детей, советовала родителям, какой материал будут рассказывать дети, а какой – взрослые. Затем родители готовили презентации для выступлений в соответствии с исправленным мною текстом. Если взрослые не владели навыками создания презентаций, то их готовила я сама. Затем начиналась кропотливая работа по заучиванию детьми подготовленного материала дома и с педагогами учреждения.
На следующем этапе подготовки конференции мною подготавливался сценарий мероприятия. В ходе конференции нужно было не только донести материал по определённой тематике, но и сделать процесс познания интересным, в меру развлекательным и снять возникающее в процессе деятельности утомление.
И, наконец, наступал ответственный момент осуществления задуманного. Все: и дети, и родители, и педагоги, конечно, немного волновались. Некоторые родители не смогли преодолеть скованности, и их дети выступали самостоятельно. Но каким восторгом светились глаза тех, ребят, чьи родители выступали вместе с ними. В ходе конференции сообщения детей и родителей чередовались с физминутками, музыкальными и танцевальными номерами, играми. Завершалось мероприятие какой-либо инсценировкой или драматизацией в исполнении детей, что являлось сюрпризом для родителей и всегда вызывало положительную оценку взрослых.
Данные мероприятия были ещё одной ступенькой в преодолении речевых проблем ребёнка и осознании родителями важности совместного взаимодействия с их детьми.
Теперь мы уже были готовы выйти с родителями на городской уровень.
В апреле 2016 г семья Ромы Ш. участвовала в городской детско-родительской конференции проектных работ «Калейдоскоп семейных ценностей» с презентацией работы по теме «Мама, папа, брат и я – вместе дружная семья». В своём выступлении мама и сын рассказали о семейных традициях и кропотливой работе по развитию возможностей своих детей. Организовали выставку работ, поделились опытом семейного воспитания.
И, конечно же, мы не могли оставить без внимания городскую детско-родительскую конференцию «Открытая книга» и проводимый в её рамках городской фестиваль «Семейные чтения» (мероприятие проходило в ноябре 2016 г).
Работу, по подготовке к городской конференции «Открытая книга» в нашей группе, мы начали со знакомства родителей воспитанников с положением о проведении данного мероприятия и получения их согласия на участие в фестивале.
Определили и цель фестиваля: выявить самую читающую семью группы.
Чтобы фестиваль «Семейные чтения» успешно реализовался в нашей группе, совместно с родителями, был составлен план мероприятий, который включал в себя несколько важных аспектов:
- викторина для детей и родителей «Теремок сказок» (цель – приобщение родителей и детей к книжной культуре и привитие интереса к РНС);
- мастер-класс для родителей «Какие книги читать детям» (воспитатель Карасёва Е.Ю. осветила возрастные особенности восприятия воспитанниками детской литературы. Нацелила родителей на правильный подбор произведений и показала приёмы и методы работы с книгой);
- выпуск буклета для родителей «Чтение-лучшее учение» и памятки «Как читать детям книги»;
- организация выставки изданных книжек «Юные сказочники»,
- инсценировка сказки с логопедическими заданиями «Колобок учится говорить». Сценарий был разработан учителем-логопедом Н.М.Ароновой, а музыкальное сопровождение обеспечивала Э.К.Углицких (музыкальный руководитель ДОУ). Данную сказку показали для детей 6 группы.
После проведение всех этих мероприятий была выбрана семья Саши В. для участия в городской конференции. Мама и сын рассказали о том, как в их семье проходит знакомство с книгами разной направленности. Они показали, какие мероприятия можно проводить с ребёнком после прочтения книги, познакомили присутствующих на конференции со своими книжными пристрастиями.
В апреле 2017 года я принимала участие во Втором межрегиональном Фестивале методических идей (г.Пермь) с темой « Детско-родительская конференция как одна из эффективных форм работы с родителями детей с тяжёлыми нарушениями речи. (цикл конспектов детско-родительских конференций)». Моя работа стала победителем в номинации «Инновационные технологии в деятельности с родителями»
Итак, данные детско-родительские конференции способствовали раскрепощению детей, более успешному преодолению их речевых недостатков и укреплению союза: логопед – родитель, логопед – дети и дети – родители.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для педагогов. Песочная терапия Консультация для педагогов "Использование игровой технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты иг Дидактические игры для начальной школы по письму с коррекционно-развивающей направленностью с испол Роль семьи в развитии речи дошкольников 4-5 лет
Семинар - практикум для воспитателей ДОУ | Космическая игра - путешествие на День космонавтики в детском саду. Подготовительная группа
Опубликовано: 1308 дней назад (18 февраля 2018)
Просмотров: 504
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!