Особенности развития медлительных детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Копылова Наталья Николаевна, педагог-психолог, МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко», пос. Нововосточный
Описание: информация в статье рассчитана на людей, которые работают с детьми (в первую очередь родители, а также учителя, воспитатели, психологи и так далее), с помощью нее можно узнать об особенностях развития медлительных детей 6-7 лет и выбрать правильную методику работы с «особенными» детьми.
Цель: выявление основных особенностей развития медлительных детей.
Задачи:
- дать специалистам, родителям некоторые теоретические знания по вопросу работы с медлительными детьми;
- рассказать об основных особенностях развития медлительных детей;
- прививать чувство ответственности.
Медлительных детей обычно относят в особую группу риска в связи с тем, что еще до школы они испытывают массу трудностей от того, что они «не такие как все», что взрослые постоянно хотят их переделать, при этом, не учитывая их особенностей и возможностей.
Естественно, для того, чтобы они нормально прошли адаптацию в школе, необходимо знать и учитывать эти особенности.
Трудности медлительных детей настолько многообразны, что иногда даже специалисту трудно выявить, что является причиной, а что следствием. Сложно и педагогу, родителям, не хватает терпения и понимания, но самое главное, что в таких ситуациях больше всех страдает ребенок.
Самое интересно это то, что в основном все трудности начинаются с мелочей, на которые ни педагоги, ни родители поначалу не обращают должного внимания. Это может быть, например, медленный темп работы, трудности переключения, сосредоточения внимания. В результате что-то списывается на возраст, что-то на нежелание, что-то на воспитание. В таких случаях упускается самый значимый момент начала трудностей.
Считается, что чем позднее взрослые заметили эти трудности и чем безразличнее они относились к неудачам ребенка, тем сложнее будет разорвать этот замкнутый круг.
Ведь постоянные неудачи очень сильно выбивают из колеи ребенка, он теряет уверенность в себе, вырастает тревожность, страх, падает самооценка. А это уже перечень других дополнительных проблем к уже имеющимся.
А если в таких случаях еще и наказывают (плохой оценкой, порицанием и так далее), то это надолго отбивает у ребенка желание учиться.
Психологические исследования показывают, что результат обучения во многом зависит и от того насколько ребенок уверен, что сможет решить поставленную задачу.
Кроме всего прочего, хронический дефицит времени является тоже сильным психотравмирующим фактором для медлительного ребенка, как и разные отрицательные ситуации, о которых мы говорили выше.
Длительная работа в таких условиях сопровождается неприятными ощущениями. Подобные нагрузки не по силам для детей со слабой нервной системой. Учебная нагрузка из класса в класс увеличивается, всю информацию нужно воспринять и усвоить. Если время для работы не ограниченно, то медлительный ребенок сам «растягивает» его как ему удобно, а если ограниченно, то это уже другой вопрос. В таких случаях медлительный ребенок будет продолжать выполнять задания, но будет делать очень много ошибок, другие реагируют только на часть задания, третьи как бы отсекают какую-то часть. Специалисты считают, что такая реакция для медлительных детей естественна. Это реакция на перегрузки.
Еще один фактор, который отрицательно влияет на состояние медлительного ребенка, – это ограниченное время на отдых. Часто на это не обращают внимание. То, что ребенок не успел в школе, ему приходится доделывать дома. И из-за этого объем домашнего задания увеличивается. Время на отдых сокращается.
Зная отличительные особенности организации деятельности медлительных детей, можно понять причины и характер трудностей.
Следует учитывать, что скорость деятельности таких детей значительно ниже, чем у сверстников. Следовательно, «умеет, знает – сделает быстро» не применимо к ним. Они могут все уметь, знать, но не успевают выполнить.
Также у медлительных детей в два раза ниже продуктивность работоспособности, то есть, они могут работать либо качественно, но медленно, либо быстро, но некачественно. Если родители или учителя требуют увеличить темп, то этим сами они способствуют снижение качества работы (ухудшается почерк, появляются ошибки и так далее).
У таких детей почти в два раза длиннее время от сигнала к действию до начала действия. Этот момент очень четко виден при включении ребенка в работу и при переключении на новый вид деятельности.
Новые навыки у медлительных детей формируется дольше.
Такие дети усваивают новый материал на одну треть меньше, чем сверстники и это при одинаковой интенсивности подачи материала.
У них низкая сопротивляемость утомлению.
Ситуации с медлительностью могут усугубляться плаксивостью, эмоциональной неустойчивостью, скованностью, сильным напряжением и навязчивыми движениями (подергивание плечом, качание ногой и так далее), а это в свою очередь типичные неврозоподобные расстройства, предвестники невроза, которые могут серьезно ухудшить состояние ребенка.
Таким образом, в отличие от гиперактивных медлительные дети словно заторможены, неактивны, они долго думают, прежде чем взяться за какое-либо дело и сам темп работы медленный, с продолжительными паузами.
Еще до школы многое зависит от отношения взрослых к медлительному ребенку. Предотвратить проблему или снизить ее остроту можно при специальной организованной работе с такими детьми. Рекомендовано использовать методики раннего выявления факторов риска в развитии. Основная цель которых – определить слабые и сильные стороны в развитии, выявить детей, у которых наиболее вероятны трудности. Также применять дополнительные психодиагностические методики, в том числе и для определения ведущей руки.
Рекомендуется щадящий режим учебной и не учебной работы, ограничения дополнительной нагрузки. Необходим индивидуальный подход, учет индивидуального темпа работы. При наличии факторов риска необходима специфическая коррекция.
Обобщив выше сказанное, можно сделать вывод, что умственная деятельность медлительного ребенка отнюдь не хуже. Она может быть даже очень высокой, если будут созданы все необходимые условия, учитываться особенности развития, темп работы. Опять же, только любовь, ласка, внимание со стороны взрослых будут «окрылять» ребенка, будут придавать ему сил и уверенности, а это, в свою очередь, важнейший показатель для постановки и реализации (со стороны ребенка) поставленных целей.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе
Конспект открытого занятия в подготовительной группе. История создания книги
Экскурсия в сосновый бор с детьми подготовительной группы детского сада. Конспект
Конспект НОД в подготовительной группе детского сада по ФЭМП
Похожие статьи:
Оформление предметно-развивающей среды в подготовительной группе к тематической неделе «Всемирный день здоровья»
Конспект проведения прогулки в подготовительной группе весной