Мастер-класс на тему: "Поделка из бумаги «Дымковская игрушка - индюк»" для детей начальной школы
Описание и назначение: данный мастер-класс можно провести с детьми, как старшего дошкольного возраста так и младшими школьниками. В мастер-классе детям предлагается изготовить объемную дымковскую игрушку индюка из бумаги. В этом мастер-классе подробно описано последовательности росписи дымковской игрушки, ее вариативности и разнообразии. В нем рассказано о чудесной и удивительной дымковской мастерице Вятского края - Екатерине Иосифовне Косс-Деньшиной. Мастер-класс несомненно пригодиться для всех творческих людей, интересующихся народным творчеством, а особенно педагогам дополнительного образования.
Цель: создание поделки из бумаги и ее роспись – дымковской игрушки – индюк.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с мастерицей дымковской игрушки - Екатериной Иосифовной Косс-Деньшиной; закреплять знания детей о дымковской игрушке – народной росписи Вятского края; продолжать знакомить детей с основными цветами и элементами дымковской росписи: точками, кольцами, кругами, линиями;.
Развивающие: развивать внимание, память, воображение, умение замечать основные пропорции в узоре; совершенствовать технику рисования красками - рисование кончиком кисти.
Воспитательные: воспитывать интерес к народному творчеству и народным мастерам Вятского края.
Материалы: бумага - альбомный лист формата А4, шаблон индюка из картона для обведения фигурки - по числу детей; гуашь, кисть белка №3, стаканчики для воды, подставка для кисточки и простого карандаша, салфетки, клеёнки на стол, клей, ножницы; фото с изображением дымковских игрушек; фотография мастерицы Екатерины Иосифовны Косс-Деньшиной, образец готовой игрушки из бумаги - индюка.
Правила пользования острыми и режущими предметами
1. Ножницы держать и вырезать ими , можно только концами в низ от себя.
2. Переносить ножницы держа только за их концы, а не за кольца.
3. Вовремя работы нельзя размахивать острыми предметами.
4. При работе с клеем нельзя задевать руками глаза. При попадании клея в глаза нужно сразу умыться.
5. После работы прибрать за собой свое рабочее место.
Предварительная работа: беседы о дымковской игрушке, рассматривание игрушек и иллюстраций, декоративное рисование.
Ход занятия
Здравствуйте мои юные мастера дымковской игрушки, сегодня я хочу рассказать вам об удивительной мастерице дымковской игрушки. Всегда считалось, что мастерами дымковской игрушки становятся дети и внуки мастериц. Так создаются творческие семейные династии – дымковских мастериц. И секрет изготовления дымковской игрушки передается из поколения в поколение, от взрослых детям.
Так считается, а что же получается если вдруг кто из вас захочет стать дымковским мастером, то у него разве не получиться осуществить сою мечту. А вот и нет. Поэтому я хочу вам рассказать о мастерице дымковской игрушки, которая просто захотела создавать своими руками эту невероятную красоту и стала настоящей признанной мастерицей дымковской игрушки.
Вятская мастерица дымковской игрушки Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина родилась в семье резчика по дереву, краснодеревщика-столяра, всю жизнь создававшего уникальные по красоте деревянные изделия из разных пород дерева. В ее семье не было мастериц дымковской игрушки, она единственная из дымковских мастериц не принадлежала к потомственным династиям дымковской игрушки. Что удивительно - дымковской мастерицей она стала только после того как вышла замуж за А.И. Деньшина он не только собирал дымковскую игрушку, но и изучал ее. Непосредственным учителем для нее стала знаменитая дымковская мастерица Е.Н.Пенкина. Екатерине Иосифовне очень нравиться лепить барынь, нянек, водоносок, всадников, индюков и других традиционных персонажей. Обратите внимание на индюка у него раскрытый веером хвост, что позволяет на его поверхности вместе с крыльями разместить много нарядных орнаментальных украшений.
Расписывает она свои изделия очень нарядно, ярко, красочно, что передает сказочное многоцветие их оперения. Сине-оранжевые, белые с черным и зеленым, розовые и голубые, с золотистыми гребнями индюки Косс – всегда изысканные и великолепные в своей надутой важности.
Эта мастерица не только создавала разнообразную по красоте и великолепию дымковскую игрушку, но и рисовала эскизы костюмов для танцевального коллектива «Вятская дымка», также характерный дымковский орнамент Косс применяла и при росписи тканей для тектильной промышленности. Ее творчество яркий пример того как обычный человек может стать дымковской мастерицей и добиться блистательных результатов.
Предлагаю вам сегодня создать своими руками дымковскую игрушку – индюк, но не из глины, а из бумаги.
И так начинаем.
Возьмите трафарет индюка положите его на лист бумаги и обведите аккуратно простым карандашом.
(самостоятельная работа детей)
Затем намечаем основные линии крыльев, рисуем глаза, клюв, гребешок.
(самостоятельная работа детей)
Вы помните, что дымковские мастера, раскрашивали в определенной последовательности, от самого светлого до темного цвета. Мы с вами начнем расписывать нашего индюка желтым цветом – цветом солнца и счастья. По краю крыльев и хвоста нарисуем волнистые линии, большие кружочки с чередованием с маленькими колечками, клюв, глаза, желтый квадратик на гребешке. А кто знает почему мы его нарисуем, и что он обозначает на дымковских игрушках? Правильно – это украшение выполненное из очень тонкого кусочка золота. Наберите на кисточку желтый цвет и приступайте к рисованию.
(самостоятельная работа детей)
Нарисовали? Промываем кисточку, переходим к рисованию оранжевым цветом. Рисуем маленькие кружочки вокруг больших желтых кружочков и большого центрального кольца.
(самостоятельная работа детей)
Предлагаю немного отдохнуть.
Игра с движением "Индюк"
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный!
(Имитация движений индюка)
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
( Машут важно руками)
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок.
(Посмотреть на воображаемый хвост, слева и справа)
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
(Соединить пальцы рук вместе поднять над головой)
Отдохнули? Отлично! Подскажите, какой следующий цвет мы возьмем на кисточку? Правильно самый яркий красный – а красный всегда считался на Руси - самым красивым цветом. А что рисуем красным цветом? Правильно бородку, гребень, подводку под глазами, веточку на грудке точки в колечках и кружочках.
(самостоятельная работа детей)
Что рисуем голубым цветом - цветом мечты и надежды? Правильно голубой краской рисуем волнистые линии по хвосту и крыльям.
(самостоятельная работа детей)
Каким цветом продолжаем рисовать? Правильно! Для большей красоты и яркости дымковские мастерицы всегда использовали зеленый цвет – цвет зеленой листвы. Мы с вами зеленым цветом продолжаем украшать нашего индюка. А именно, кончиком кисти ставим точки вокруг колец овальной формы, зеленые кружочки рисуем на веточке, и три пересеченные полоски на хвосте и крыльях индюка
(самостоятельная работа детей)
Какой цвет остался? Черный, цвет ночи, но он придавал дымковской игрушке дополнительную яркость и точность рисунка.
(самостоятельная работа детей)
Предложение. Роспись дымковской игрушки очень разнообразна, детей нужно поощрять на создание своей неповторимой уникальной дымковской игрушки, но в соответствии с канонами дымковской росписи.
Кто устал? Тот встал и до неба достал. Предлагаю немного отдохнуть, выйдите из-за столов. Встаньте в круг, потянитесь, посмотрите по сторонам, улыбнитесь друг другу, дайте друг другу руки. У нас получился красивый круг. А раз есть круг, предлагаю поиграть в вятскую народную игру
«Капуста». Для этого вам нужно встать в одну линию взявшись крепко за руки.
Вятская народная игра "Капуста"
Вот капуста растет, завивается.
( Дети идут по кругу по спирали, «закручивают»)
Растет она растет, становится все плотнеее и плотнее
(Дети продолжают движение по кругу, но становятся еще ближе друг другу.)
Ух, капуста стала огромная да тяжелая
( Все дружно приседают, не разжимая рук)
Вот какая капуста выросла, крепкая пре-крепкая, даже не трескается!
( Дети раскручивают «спираль»)
Отдохнули? Продолжим? Занимайте места. Сейчас нам предстоит очень ответственная работа – нужно очень аккуратно вырезать нашего дымковского индюка. Вырезайте аккуратно, держа концы ножниц от себя и вниз.
И что нам останется еще сделать? Правильно склеить верхние края хвоста у игрушки.
(самостоятельная работа детей)
Рефлексия. Ребята, посмотрите на этих важных дымковских индюков! Вам они нравятся? Какой индюк вам больше всех понравился? Почему? Вы большие молодцы, у вас получились разнообразные, яркие, дымковские игрушки! Любуемся ими, ах какая красота!
Удачи вам и творческих успехов!
Рекомендуем посмотреть:
Дымковские животные в технике пластилинография для детского сада. Мастер-класс с фото
Конспект занятия по ДПИ в дополнительном образовании
Конспект занятия в дополнительном образовании. Ромашка из бисера
Занятие по декоративно-прикладному творчеству в дополнительном образовании. Тема "Мозаика"