Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект внеурочного занятия для младших школьников по декоративно-прикладному искусству «Дымковская игрушка - индюк»

Мастер-класс на тему: "Поделка из бумаги «Дымковская игрушка - индюк»" для детей начальной школы
Описание и назначение: данный мастер-класс можно провести с детьми, как старшего дошкольного возраста так и младшими школьниками. В мастер-классе детям предлагается изготовить объемную дымковскую игрушку индюка из бумаги. В этом мастер-классе подробно описано последовательности росписи дымковской игрушки, ее вариативности и разнообразии. В нем рассказано о чудесной и удивительной дымковской мастерице Вятского края - Екатерине Иосифовне Косс-Деньшиной. Мастер-класс несомненно пригодиться для всех творческих людей, интересующихся народным творчеством, а особенно педагогам дополнительного образования.

Цель: создание поделки из бумаги и ее роспись – дымковской игрушки – индюк.

Задачи:
Образовательные: познакомить детей с мастерицей дымковской игрушки - Екатериной Иосифовной Косс-Деньшиной; закреплять знания детей о дымковской игрушке – народной росписи Вятского края; продолжать знакомить детей с основными цветами и элементами дымковской росписи: точками, кольцами, кругами, линиями;.
Развивающие: развивать внимание, память, воображение, умение замечать основные пропорции в узоре; совершенствовать технику рисования красками - рисование кончиком кисти.
Воспитательные: воспитывать интерес к народному творчеству и народным мастерам Вятского края.

Материалы: бумага - альбомный лист формата А4, шаблон индюка из картона для обведения фигурки - по числу детей; гуашь, кисть белка №3, стаканчики для воды, подставка для кисточки и простого карандаша, салфетки, клеёнки на стол, клей, ножницы; фото с изображением дымковских игрушек; фотография мастерицы Екатерины Иосифовны Косс-Деньшиной, образец готовой игрушки из бумаги - индюка.

Правила пользования острыми и режущими предметами
1. Ножницы держать и вырезать ими , можно только концами в низ от себя.
2. Переносить ножницы держа только за их концы, а не за кольца.
3. Вовремя работы нельзя размахивать острыми предметами.
4. При работе с клеем нельзя задевать руками глаза. При попадании клея в глаза нужно сразу умыться.
5. После работы прибрать за собой свое рабочее место.

Предварительная работа: беседы о дымковской игрушке, рассматривание игрушек и иллюстраций, декоративное рисование.
Ход занятия
Здравствуйте мои юные мастера дымковской игрушки, сегодня я хочу рассказать вам об удивительной мастерице дымковской игрушки. Всегда считалось, что мастерами дымковской игрушки становятся дети и внуки мастериц. Так создаются творческие семейные династии – дымковских мастериц. И секрет изготовления дымковской игрушки передается из поколения в поколение, от взрослых детям.
Так считается, а что же получается если вдруг кто из вас захочет стать дымковским мастером, то у него разве не получиться осуществить сою мечту. А вот и нет. Поэтому я хочу вам рассказать о мастерице дымковской игрушки, которая просто захотела создавать своими руками эту невероятную красоту и стала настоящей признанной мастерицей дымковской игрушки.
Вятская мастерица дымковской игрушки Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина родилась в семье резчика по дереву, краснодеревщика-столяра, всю жизнь создававшего уникальные по красоте деревянные изделия из разных пород дерева. В ее семье не было мастериц дымковской игрушки, она единственная из дымковских мастериц не принадлежала к потомственным династиям дымковской игрушки. Что удивительно - дымковской мастерицей она стала только после того как вышла замуж за А.И. Деньшина он не только собирал дымковскую игрушку, но и изучал ее. Непосредственным учителем для нее стала знаменитая дымковская мастерица Е.Н.Пенкина. Екатерине Иосифовне очень нравиться лепить барынь, нянек, водоносок, всадников, индюков и других традиционных персонажей. Обратите внимание на индюка у него раскрытый веером хвост, что позволяет на его поверхности вместе с крыльями разместить много нарядных орнаментальных украшений.

Расписывает она свои изделия очень нарядно, ярко, красочно, что передает сказочное многоцветие их оперения. Сине-оранжевые, белые с черным и зеленым, розовые и голубые, с золотистыми гребнями индюки Косс – всегда изысканные и великолепные в своей надутой важности.

Эта мастерица не только создавала разнообразную по красоте и великолепию дымковскую игрушку, но и рисовала эскизы костюмов для танцевального коллектива «Вятская дымка», также характерный дымковский орнамент Косс применяла и при росписи тканей для тектильной промышленности. Ее творчество яркий пример того как обычный человек может стать дымковской мастерицей и добиться блистательных результатов.

Предлагаю вам сегодня создать своими руками дымковскую игрушку – индюк, но не из глины, а из бумаги.
И так начинаем.

Возьмите трафарет индюка положите его на лист бумаги и обведите аккуратно простым карандашом. (самостоятельная работа детей)

Затем намечаем основные линии крыльев, рисуем глаза, клюв, гребешок. (самостоятельная работа детей)

Вы помните, что дымковские мастера, раскрашивали в определенной последовательности, от самого светлого до темного цвета. Мы с вами начнем расписывать нашего индюка желтым цветом – цветом солнца и счастья. По краю крыльев и хвоста нарисуем волнистые линии, большие кружочки с чередованием с маленькими колечками, клюв, глаза, желтый квадратик на гребешке. А кто знает почему мы его нарисуем, и что он обозначает на дымковских игрушках? Правильно – это украшение выполненное из очень тонкого кусочка золота. Наберите на кисточку желтый цвет и приступайте к рисованию. (самостоятельная работа детей)

Нарисовали? Промываем кисточку, переходим к рисованию оранжевым цветом. Рисуем маленькие кружочки вокруг больших желтых кружочков и большого центрального кольца. (самостоятельная работа детей)

Предлагаю немного отдохнуть.

Игра с движением "Индюк"
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный! (Имитация движений индюка)
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.( Машут важно руками)
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок. (Посмотреть на воображаемый хвост, слева и справа)
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя. (Соединить пальцы рук вместе поднять над головой)

Отдохнули? Отлично! Подскажите, какой следующий цвет мы возьмем на кисточку? Правильно самый яркий красный – а красный всегда считался на Руси - самым красивым цветом. А что рисуем красным цветом? Правильно бородку, гребень, подводку под глазами, веточку на грудке точки в колечках и кружочках. (самостоятельная работа детей)

Что рисуем голубым цветом - цветом мечты и надежды? Правильно голубой краской рисуем волнистые линии по хвосту и крыльям. (самостоятельная работа детей)

Каким цветом продолжаем рисовать? Правильно! Для большей красоты и яркости дымковские мастерицы всегда использовали зеленый цвет – цвет зеленой листвы. Мы с вами зеленым цветом продолжаем украшать нашего индюка. А именно, кончиком кисти ставим точки вокруг колец овальной формы, зеленые кружочки рисуем на веточке, и три пересеченные полоски на хвосте и крыльях индюка (самостоятельная работа детей)

Какой цвет остался? Черный, цвет ночи, но он придавал дымковской игрушке дополнительную яркость и точность рисунка. (самостоятельная работа детей)

Предложение. Роспись дымковской игрушки очень разнообразна, детей нужно поощрять на создание своей неповторимой уникальной дымковской игрушки, но в соответствии с канонами дымковской росписи.


Кто устал? Тот встал и до неба достал. Предлагаю немного отдохнуть, выйдите из-за столов. Встаньте в круг, потянитесь, посмотрите по сторонам, улыбнитесь друг другу, дайте друг другу руки. У нас получился красивый круг. А раз есть круг, предлагаю поиграть в вятскую народную игру «Капуста». Для этого вам нужно встать в одну линию взявшись крепко за руки.

Вятская народная игра "Капуста"
Вот капуста растет, завивается. ( Дети идут по кругу по спирали, «закручивают»)
Растет она растет, становится все плотнеее и плотнее (Дети продолжают движение по кругу, но становятся еще ближе друг другу.)
Ух, капуста стала огромная да тяжелая ( Все дружно приседают, не разжимая рук)
Вот какая капуста выросла, крепкая пре-крепкая, даже не трескается! ( Дети раскручивают «спираль»)

Отдохнули? Продолжим? Занимайте места. Сейчас нам предстоит очень ответственная работа – нужно очень аккуратно вырезать нашего дымковского индюка. Вырезайте аккуратно, держа концы ножниц от себя и вниз.

И что нам останется еще сделать? Правильно склеить верхние края хвоста у игрушки. (самостоятельная работа детей)


Рефлексия. Ребята, посмотрите на этих важных дымковских индюков! Вам они нравятся? Какой индюк вам больше всех понравился? Почему? Вы большие молодцы, у вас получились разнообразные, яркие, дымковские игрушки! Любуемся ими, ах какая красота!

Удачи вам и творческих успехов!

Рекомендуем посмотреть:

Дымковские животные в технике пластилинография для детского сада. Мастер-класс с фото Конспект занятия по ДПИ в дополнительном образовании Конспект занятия в дополнительном образовании. Ромашка из бисера Занятие по декоративно-прикладному творчеству в дополнительном образовании. Тема "Мозаика"
Участник №7 профессионального конкурса для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)» с 1 июля по 30 сентября 2023 года
Конспект занятия в кружке по декоративно-прикладному творчеству для учащихся начальной школы. Поделка «Дымковская игрушка» | Мягкая игрушка «Дракон» своими руками пошагово с фото для детей начальной школы
Опубликовано: 237 дней назад (4 сентября 2023)
Просмотров: 1062
Рубрика: Мастер-класс
+2
Голосов: 2
Наталья Юрьевна Сураева # 4 сентября 2023 в 21:26 0
Очень интересное творческое занятие с детьми. Возьму на заметку
Наталья Косарева # 7 сентября 2023 в 18:03 0
Я очень рада, что вам понравилась идея изготовления дымковской игрушки из бумаги!
Svetlana # 4 сентября 2023 в 21:39 0
Очень хорошее практическое занятие. Понравилась игра. Возьму себе в капилку. Индюки великолепные. Дети заитересованны в результате.
Наталья Косарева # 7 сентября 2023 в 18:04 0
Игра осень интересная, дети меньше играют, больше смеются, прямо уха-хатываются!
Нина Николаевна # 7 сентября 2023 в 19:26 0
Добрый вечер Наталья Николаевна! С удовольствием ознакомилась с вашим МК. Отличные фото, доступный, понятный и интересный материал! Чудесные работы детей. Индюки великолепны в своей важности! Творческих вам успехов и удачи!
Ольга Сергеевна Дьякова # 2 октября 2023 в 19:18 0
С большим интересом познакомилась с вашей работой!Чудесная разработка, все очень наглядно, доходчиво качественно- все наглядно и с объяснением, уверена будет востребована многими педагогами. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Наталья Косарева # 12 октября 2023 в 19:39 0
Огромное вам спасибо за ваше мнение о МК.