Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока биологии в 8 классе. Витамины

Урок в 8 классе по теме «Витамины»
Автор: Катаева Наталья Сергеевна, учитель биологии МАОУ СОШ № 9 г. Златоуст Челябинской области
Назначение:
данный урок предназначен для учителей биологии.
Цели и задачи урока:
формирование у учащихся понятия о витаминах и авитаминозах;
развивать умение критически мыслить;
воспитывать сознательное отношение к своему здоровью;
Оборудование:
кластер «Витамины», конверты с заданиями для первой работы в группах, карточки для второй работы в группах.
Учебник:
Биология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. - Изд. 3-е, перераб.- М. : Вентана – Граф, 2010. – 272 с.: ил.
Витамины §38
Ход урока
I Организационный момент
II Сообщение темы и цели урока
III Проверка д/з
Фронтальная беседа.
1.Как используются пищевые вещества, попавшие в клетку?
Белки, жиры, углеводы распадаются на составные части, из которых могут быть созданы другие белки, жиры, углеводы, свойственные данному организму и никакому другому.
2.На какие вещества распадаются белки, жиры, углеводы?
Белки распадаются на аминокислоты, жиры – на глицерин и жирные кислоты, сложные углеводы – на глюкозу и простые сахара.
3.Как вы думаете, достаточно ли в организме этих веществ для нормального существования?
(Высказываются предположения)
4.Какие вещества ещё необходимы человеку для его жизни?
Человеку необходимы вода и минеральные соли.
IV Новый материал
Учитель:
В 1880 году русский учёный Лунин экспериментально установил, что в пищевых продуктах имеются неизвестные факторы питания, необходимые для жизни. Он обнаружил, что белые мыши, получавшие цельное молоко, росли хорошо и были здоровы, но погибали, если их кормили смесью из основных составных частей молока: белка – казеина, жира, молочного сахара, солей и воды. Оказалось, что кроме этих веществ человеку необходимы витамины.
Вызов
Какие ассоциации вызывает у вас слово «Витамины»?

(заслушиваются ответы)

В конце урока вы должны ответить на вопрос, который записан на доске: "Человек может прожить без витаминов?!"
Осмысление
Учитель:
Витаминами называют поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности. За редким исключением витамины не вырабатываются в организме человека, а синтезируются растениями и животными, которые служат ему пищей.
Термин « витамины» в 1912 году предложил польский учёный Функ.
При недостатке того или иного витамина активность соответствующего фермента снижается. Реакции, которые они катализируют, замедляются или прекращаются полностью. Обмен веществ нарушается, развивается болезнь. Недостаток витаминов ведёт к особому нарушению обмена веществ – гиповитаминозу. В настоящее время известно более 25 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы – В1, В12.
(записи в тетрадях)
К чему ведёт нехватка витаминов? А избыток?
(заслушиваются ответы)
Работа в группах.
На доске вывешиваются названия витаминов: А, В, С, Д.
Каждой группе выдаются конверты с карточками, на которых записаны симптомы гиповитаминоза и продукты, в которых содержатся витамины. Ученики должны правильно выбрать необходимый текст и вывесить на доске под витамином, а потом зачитать ответы.
1 группа. «Витамин А»
Из §38 выберите правильный ответ.
1. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга.
2. При недостатке этого витамина неправильно формируется скелет, искривляются кости ног, возникает рахит.
3. При недостатке этого витамина кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, возникает « куриная слепота».
4. Витамин содержится в свежих овощах и фруктах, в квашеной капусте.
5. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах.
6. Витамин содержится в печени трески, в сливочном масле.
2 группа. «Витамин В1»
Из §38 выберите правильный ответ.
1. При недостатке этого витамина неправильно формируется скелет, искривляются кости ног, возникает рахит.
2. При недостатке этого витамина человек быстро утомляется, становится нервным, раздражительным, у него может возникнуть болезнь «бери-бери».
3. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга.
4.Витамин содержится в свежих овощах и фруктах, в квашеной капусте.
5. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах.
6. Витамин содержится в рыбьем жире, морской рыбе.
3 группа. «Витамин С»
Из §38 выберите правильный ответ.
1.При недостатке этого витамина кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, возникает « куриная слепота».
2. При недостатке этого витамина человек быстро утомляется, становится нервным, раздражительным, у него может возникнуть болезнь «бери-бери»
3. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга.
4.Витамин содержится в печени трески, в сливочном масле.
5. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах.
6. Витамин содержится в свежих овощах и фруктах, в квашеной капусте.
4 группа «Витамин Д»
Из §38 выберите правильный ответ.
1. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга.
2. При недостатке этого витамина человек быстро утомляется, становится нервным, раздражительным, у него может возникнуть болезнь «бери-бери»
3.При недостатке этого витамина неправильно формируется скелет, искривляются кости ног, возникает рахит.
4.Витамин содержится в печени трески, в сливочном масле.
5. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах.
6. Витамин содержится в рыбьем жире, морской рыбе.

Рассказы учеников.

Витамин С.
Веками участники длительных путешествий страдали от цинги. Известно, что в экспедиции Васко да Гама от цинги погибло около 60 % моряков. Такая же судьба постигла участников экспедиции Витуса Беринга в 1741 году. Известно, что английских моряков называли «лимончиками», так как они в обязательном порядке должны были брать с собой в путешествие лимоны, и случаев заболевания цингой во время плавания у них не наблюдалось.
А на Руси цингу лечили с помощью отвара из хвои сосны, ели. Так, ничего ещё не зная о витаминах, люди опытным путём спасались от этого заболевания. В Карибском море существует остров, Кюрасао (по-португальски означает « оздоравливающий»), потому что росшие в изобилии на острове фрукты спасли от гибели моряков, заболевших цингой.
Витамин А
По химическому составу он близок к веществу каротину, содержащемуся в растениях (морковь, шпинат, абрикосы, помидоры). Превращение каротина в витамин А происходит в стенке кишки и печени. Нужно помнить, что без жира каротин не усваивается, поэтому при кулинарной обработке растений необходимо добавлять сливочное или растительное масло. Витамин А входит в состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки. При отсутствии витамина А поражаются роговица глаз, кожа, дыхательные пути. Ранним проявлением недостатка этого витамина является « куриная слепота», то есть неспособность видеть при слабом освещении. В 1 кг печени белого медведя накапливается столько витамина А, что его хватило бы на добрых 40 лет. Такое количество витамина может вызвать тяжёлое, даже смертельное отравление. Есть предположение, что от такого отравления погибла экспедиция полярного исследователя Андре. Злоупотреблять витамином не следует.
Витамины группы В.
Об этом заболевании знали в Китае ещё 2 тысячи лет назад. У больных появлялась «походка на цыпочках», происходило расстройство движений, и наступал паралич. В переводе с сенегальского название болезни переводится как «большая слабость» или « ножные оковы». Заболевание это было вызвано отсутствием в пище витамина В1. Существует несколько витаминов группы В.
В6 участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. В12 регулирует кроветворную функцию, рост нервной ткани.
Витамин Д
При его недостатке развивается рахит, особенно часто у детей. При рахите в костях не откладывается кальций, они становятся нетвёрдыми, ноги и позвоночник уродливо изгибаются. Особенно могут пострадать от этого заболевания дети первого года жизни, которые появились на свет осенью или зимой. Известно, что помогает избежать рахита загорание под прямыми солнечными лучами.
Самостоятельная работа.
Найдите в § 38 ответ на вопрос: Как сохранить витамины в продуктах питания?
(записи в тетрадях)

V Закрепление пройденного
Рефлексия
Работа в группах.
1группа. «Географы»
Во время одной из экспедиций Христофора Колумба часть экипажа заболела. Дёсны у моряков начали кровоточить, зубы выпадали. Моряки попросили их высадить на какой – либо остров, чтобы они могли спокойно там умереть. Через несколько месяцев на обратном пути корабли Колумба вновь подошли к берегу этого острова. Каково же было изумление прибывших, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми.
От какой болезни страдали моряки? Почему они выздоровели?
2 группа. «Историки»
В Англии в конце ХVIII века у населения целых кварталов кости теряли прочность, искривлялись. Из – за чего возникала так называемая «английская болезнь»? Можно ли предотвратить её развитие?
3 группа. «Врачи»
Голландский врач Эйкман, в 1896 году, работая на острове Ява, исследовал заболевание со следующими симптомами: расстройство движений, паралич.
Он обнаружил, что среди коренного населения острова процент заболевания был выше среди лиц, питавшихся полированным, очищенным от оболочки рисом.
В опытах он установил, что при кормлении кур полированным рисом, у них появляются симптомы, аналогичные проявлениям болезни у человека. Добавляя в пищу водный экстракт из отрубей риса, Эйкман добился изменения этого заболевания.
Как называлась эта болезнь? Из – за чего она возникала? Можно ли предотвратить развитие этой болезни?
4 группа. «Военные»
Известный актёр, клоун Ю.В.Никулин в книге «Почти серьёзно» рассказывал, что во время Великой Отечественной войны многие солдаты в тёмное время не могли ориентироваться. Во время боя, те солдаты, у которых не было этого заболевания, подносили снаряды к орудиям.
Чем это было вызвано? Как называется эта болезнь? Из – за чего она возникает? Можно ли предотвратить её развитие?
5 группа. «Литераторы»
А. С. Пушкин писал: « Я не люблю весны. Весной я болен». И вы хорошо знаете, что работалось ему лучше всего осенью. Как вы думаете, с чем это было связано?
6 группа «Биологи»
В некоторых странах существует традиция: женщины полностью закрывают своё тело одеждой, оставляя лишь щель для глаз. Перечислите нежелательные эффекты в функционировании организма, которые могут возникнуть у таких женщин. Назовите причину.
В конце урока учитель обращает внимание учеников на проблемный вопрос, записанный на доске:
"Человек может прожить без витаминов?!"
(заслушиваются высказывания учеников)

VI Домашнее задание
Пересказ § 38
VII Подведение итогов урока

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока биологии по теме: Хищные птицы 8 класс Конспект урока биологии в 8 классе. Общие признаки пресмыкающихся Конспект урока - игры по биологии в 8 классе на тему: Животные Интеллектуальное мероприятие «Литература и биология». Сценарий для 7-8 класса

Похожие статьи:

Методическая разработка урока биологии для учащихся 8 класса «Состав и функции крови»

Конспект интегрированного урока биологии и ОБЖ в 8 классе

Викторины с ответами по биологии для 7- 8 класса

Урок - обобщение по биологии, 8 класс. Органы чувств. Конспект

Конспект урока по биологии, 8 класс. Высшая нервная деятельность человека

Урок биологии в 7 классе. Многообразие и значение земноводных | Конспект родительского собрания в школе. Ценность общения
Опубликовано: 3604 дня назад (23 декабря 2014)
Просмотров: 17535
Рубрика: уроки
+2
Голосов: 2
Ирина # 24 декабря 2014 в 11:32 0
Урок в 8 классе «Витамины» интересен и актуален.
Урок подготовлен в соответствии с требованиями дидактики. Продумана структура урока. Содержание наполнено материалом, способствующим усвоению и закреплению знаний детей. Учтены возрастные особенности учащихся.
На уроке используются проблемное обучение, технология обучения в сотрудничестве.
Хорошая работоспособность учащихся обеспечивается за счет постоянной смены учебной деятельности.Таким образом, перегрузок учащихся на этом уроке, нет.
Подведен итог урока. Хорошо использовать прием индивидуального поощрения. Например, «Вы хорошо работали на уроке, с работой справился ______, активно работала ________, упорно шел к цели ______, очень внимательно работал ______, неоднократно помогал мне ________.»
Считаю, что педагогическая цель урока в целом достигнута. Урок хороший!!! Вам мой голос!
Наталья Борисовна Щипцова # 24 декабря 2014 в 12:56 0
Наталья Сергеевна! Спасибо за интересный и содержательный урок. Тема здорового питания важна для современных школьников. Это одна из составляющих ЗОЖ. Интересна форма проведения, работа в группах учит уважать мнение другого. Грамотное оформление, отличные фотографии. Успехов Вам, голосую.
Оксана Викторовна # 13 марта 2016 в 07:20 0
Шикарный урок, все продумано до мелочей. Спасибо за работу!