Организация профориентационной работы с воспитанниками социально-реабилитационного центра.
Профессиональное самоопределение - это осознанный выбор личностью профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.
Важнейшим средством профессионального самоопределения ребенка является профессиональная ориентация, то есть целенаправленная работа, предполагающая оказание помощи молодому человеку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях.
Профессиональное самоопределение - это стержневая проблема в воспитании детей, находящихся в социозащитном учреждении. У этих детей чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Это связано с тем, что в неблагополучных семьях образ жизни родителей не является положительным примером для детей. В таких семьях взрослые уклоняются от профессиональной деятельности, для них характерен низкий уровень ответственности, как за организацию собственной жизни, так и жизни своего ребенка. Поэтому дети, поступающие в социально-реабилитационные центры, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор. Еще одним фактором, влияющим на ограничение выбора профессии, является социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей, выражающаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде, незнании современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм, и низкий уровень осведомленности в существующих профессиях.
Зачастую у детей отсутствует потребность в профессиональном выборе, а так же имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.
Профориентационная работа с воспитанниками социально-реабилитационного центра осуществляется всеми специалистами: воспитателями, педагогами-психологами, воспитателями, социальными педагогами, инструкторами по труду, с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей.
Эта работа направлена на помощь ребенку в поиске своего места в жизни, в осознании им собственных способностей и возможностей, в определении себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.
Основываясь на вышеизложенную концепцию профессионально ориентационной работы можно сформулировать основные задачи:
• воспитание чувства долга, отношения к труду как к важнейшей жизненной потребности, понимание личной и общественной необходимости труда, трудолюбия;
• развитие и изучение профессионально значимых физических, физиологических и психологических свойств и качеств ребенка, формирование профессиональной направленности с учетом личных психофизических особенностей воспитанника;
• ознакомление детей с профессиями, с самой проблемой сознательного выбора профессии, с потребностями развивающегося общества в кадрах;
• активизация у воспитанников познавательной деятельности; самопознание и самовоспитание в связи с задачей выбора профессии;
• создание условий для осуществления профессиональных проб по различным группам профессий.
Работа по профессиональной ориентации воспитанников, как и вся воспитательная работа в социально-реабилитационном центре, строится с учетом возраста детей и подростков. Каждая возрастная группа решает свои задачи. Работа по профессиональной ориентации воспитанников, как и вся воспитательная работа в социально-реабилитационном центре, строится с учетом возраста детей и подростков. Каждая возрастная группа решает свои задачи.
В дошкольном возрасте ставятся следующие задачи:
• познакомить воспитанников с различными профессиями сотрудников центра (повар, врач, воспитатель и т.д.);
• создать условия для выявления способностей детей к определенным видам деятельности и их развития;
• способствовать расширению уровня социального общения, познакомить с профессиями людей, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни в социуме (водитель, кондуктор, продавец);
• информировать о средствах и источниках существования человека, о роли труда в жизни личности и общества, о деньгах как эквиваленте человеческого труда;
• создать условия для развития трудовых навыков, воспитывать трудолюбие.
Цель на данном этапе состоит, естественно, не в том, чтобы побудить детей к выбору какой-нибудь профессии, а в том, чтобы воспитать у них уважение к труду взрослых, создать первоначальный круг представлений о разнообразии видов труда. Профориентационная деятельность носит информационный характер, используются такие формы работы, как беседа, встреча, экскурсия, игровая программа, конкурс, сюжетно-ролевая игра. А также - практический характер, где дошкольнику предоставляются возможности проявлять себя и свои способности в творческой и бытовой деятельности, используются следующие формы работы: трудовые поручения, участие в выполнении труда по самообслуживанию, кружковые занятия, занятия по интересам, трудовая деятельность в мастерской.
Для младших школьников определены задачи:
• выявить и способствовать формированию разнообразных интересов, склонностей и способностей воспитанников;
• воспитывать у детей уважение к труду;
• содействовать расширению представления о многообразии профессий;
• способствовать формированию ответственного отношения к порученному делу, готовности к любому бытовому труду;
• побудить воспитанников к осознанию своего профессионального выбора и целей в жизни.
На этом этапе работы профориентационная деятельность приобретает диагностический характер (выясняются желания ребенка, его интересы и профессиональные склонности, сравниваются с личностными и индивидуальными особенностями). Большое значение имеет организация психологической подготовки к выбору профессии и самореализации (развивается потребность и желание осуществлять трудовую деятельность, умение правильно представить себя, свои личностные и профессиональные умения), проводятся индивидуальные профессиональные консультации. Большее значение уделяется практической работе. На основе трудовой деятельности, игровых ситуаций, инструктивно-практических занятий организовываются для воспитанников пробы своих сил в различных профессиях 5 типов: «человек - природа», «человек - техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек - художественный образ».
Профориентационная работа со старшими школьниками строится через решение следующих задач:
• провести диагностическую работу с подростком с целью первичного выявления его профессиональных интересов;
• содействовать формированию осознанности, взвешенности и реальности профессионального выбора, который может сделать подросток;
• помочь подростку прикоснуться к предполагаемой профессиональной деятельности.
На данном этапе работы большое значение имеет практическая деятельность, то есть ознакомление воспитанников с различными профессиями в процессе вовлечения их в трудовую деятельность по выбранной специальности, в реальные жизненные отношения в трудовом коллективе. Когда воспитанник на практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс профессионального самоопределения протекает успешно.
Деятельность информационного характера осуществляется в виде индивидуальной консультационной помощи подростку в изучении той профессии, которая соответствует его интересам, возможностям и способностям, а также обучения юридической грамотности, формирования представлений о профессиональном росте, современных экономических условиях рыночной экономики.
Психологическая подготовка, основанная на диагностическом материале и личностно-ориентированном подходе, направлена на развитие умений правильно представить себя и свои профессиональные интересы, на развитие коммуникативных способностей и реализации индивидуальных программ личностного роста.
Профессиональное самоопределение – процесс длительный, результат динамического процесса, который нельзя ограничить каким-либо возрастным этапом. Чем раньше ребенок начинает осознавать мир профессий и искать свое место в нем, тем более высок результат его профессионального самоопределения.
Рекомендуем посмотреть:
Выступление агитбригады на встрече по профориентации лицее, колледже
Уходить ли из школы после 9 класса?
Профориентация на уроках географии
Внеклассное мероприятие по профориентации для воспитанников 6 класса специальной (коррекционной) шко
Похожие статьи:
Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры
Опросник профессиональных предпочтений
О наиболее популярных профессиях для школьников
Занятие по психологии, 10-11 класс. Профессии
Занятия по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация