Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у старших дошкольников
Развивая познавательную сферу ребенка дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально – чувственное восприятие мира позволило малышу стать
Человеком. Для этого также необходимо применять различные средства.
Средство – это прием, способ действия для достижения чего-нибудь.
Условно средства развития познавательной активности и познавательного интереса распределяются на две группы: деятельность детей и произведения духовной и материальной культуры. На ранних ступенях развития ребенка личный опыт – важнейший путь познания окружающего мира. Но очень скоро его становиться не достаточно.
Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а, следовательно, по возможностям оказывать влияние на умственное развитие. В различных видах деятельности перед ребенком возникают разные познавательные задачи, решение которых составляет органическую часть той или иной деятельности. Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности, в специально созданных взрослыми подвижных, дидактических играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Творческие игры по своей природе отобразительны: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания, усвоенные ранее. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень – переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются [2]
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно – образовательной работы с детьми и построение новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.
Педагоги – практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.
Использование дидактической игрой как средство развития умственных способностей детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. В каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимают особое место.
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания.
Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения А.П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность» [3].
В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется ее явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов – воспитателей вообще.
Дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях; обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей [1].
В
дидактической игре пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
Таким образом, рассмотрев теоретические основы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре, я пришла к выводам:
1. Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
2. В педагогических словарях понятие познавательной активности трактуется как слово «свойство личности», которое проявляется в его положительном отношении к содержанию и процессу учения.
3. Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте состоят в том, что познавательная активность характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности.
Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.
Дидактическая игра «Составление геометрических фигур»
Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно – осязаемым способом.
Игровой материал: счетные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30 см)
Задания:
Составить квадрат и треугольник маленького размера.
Составить маленький и большой квадраты.
Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырехугольники.
Дидактическая игра: «Цепочка примеров»
Цель: упражнять в умении производить арифметические действия.
Ход игры:
Взрослый бросает мяч ребенку и называет простой арифметический, например, 3+2. Ребенок ловит мяч, дает ответ и бросает мяч обратно.
Дидактическая игра: «Только одно свойство»
Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать ее.
Ход игры:
У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Игра строится по типу домино.
Таким образом, познавательный материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста, развития их самостоятельных игр, развлечений, во внеурочное время.
Рекомендуем посмотреть:
Игровые технологии в детском саду
Игротерапия для дошкольников
Опыт работы воспитателя ДОУ. Сюжетно-ролевые игры
Воспитание дружеских отношений в игре. Консультация для родителей
Похожие статьи:
Влияние игры на развитие ребенка дошкольного возраста
Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Психология