Виды прогулок и их организация при работе с детьми
Прогулка – это хождение на свежем воздухе, совершаемое ради удовольствия и отдыха.
Прогулкой может называться поездка на недалекое расстояние, предпринимаемая для отдыха и развлечения.
В разговорной речи мы с иронией называем прогулкой повторяющиеся вынужденные посещения какого – либо места, организации.
Цель прогулок – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулок:
1. Восстановление работоспособности детей.
2. Расширение кругозора детей, развитие их познавательных интересов.
3. Воспитание нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе.
Выделяют разнообразные
виды прогулок:
Прогулка – игра
Дети гуляют на школьном дворе. Но для проведения игр нужна площадка. Можно использовать типовую спортивную площадку школы, но лучше для групп продленного дня найти специальную игровую площадку с навесом или беседкой от дождя, качелями, спортивными снарядами, подходящими младшим школьникам по росту, полосой препятствий (разнообразные опоры, многоярусные конструкции, на которых можно висеть, раскачиваться, с которых можно спрыгивать). Для проведения прогулок также необходим инвентарь: санки, лыжи, мячи, скакалки и др.
Прогулка вне территории школы – прогулка по определенному маршруту. Он прокладывается по пересеченной местности, в жилом массиве и за его пределами. Полезно совершать прогулку с детьми около необычных объектов, которые оставляют в памяти яркие воспоминания.
Прогулка – наблюдение
Основное содержание такой прогулки связано с целенаправленными наблюдениями младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного мира, жизнью животных, трудом и отдыхом людей. Местом ее проведения могут быть школьный сад, ближайший сквер, парк, зеленая зона недалеко от школы.
Темы прогулок – наблюдений:
• «Хозяйка Осень»
• «Как появляется листочек»
• «Кто в парке живет? Что в парке растет?» и т. д.
Прогулка – задание
Содержание прогулки – задания определяется задачами общественной жизни школы или планом работы группы продленного дня. Задание школьники получают в виде письма от сказочных героев или старших школьников. Они могут быть адресованы как всей группе, так и микрогруппе отдельно. Выполнять задания иногда приходится в течение двух – трех прогулок.
Прогулка – поиск
Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать лекарственные травы, семена деревьев, природный материал для гербария, коллекции и т. д.
Как вариант, можно заранее спрятать на территории, где будет проходить прогулка, какие – то предметы. Во время прогулки дети должны их найти, пользуясь маршрутным листом, на котором представлен план территории с отметкой, где находится предмет.
Прогулка – развлечение дает возможность повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить.
Прогулка – фантазия предоставляет детям возможность:
• сделать зарисовку;
• изготовить поделку из природного материала;
• сплести венок, корзину;
• составить букет из листьев, цветов, веток;
• придумать сказку, стихотворение, рассказ.
Темы прогулок – фантазий:
• «Осенний букет»
• «Удивительное — рядом»
• «Цветы на асфальте» и т. д.
Прогулка – показ дает возможность формировать у детей умения анализировать, сравнивать, делать выводы, предположения. Для этого используются местные достопримечательности, различные предметы и объекты, редкие цветы, деревья, кустарники. Воспитатель заранее продумывает проблемные вопросы, на которые дети должны будут найти ответы в процессе такой прогулки.
Прогулка – практикум закрепляет знания правил дорожного движения, умение ориентироваться, трудовые навыки детей.
Темы прогулок – практикумов:
• «Красный, желтый, зеленый»
• «Правила поведения в транспорте»
• «Культура поведения на улице» и т. д.
Такие прогулки используют для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например следования определенным правилам культуры поведения, правилам уличного движения, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях.
В итоге об этапах организации прогулок:
1. Подготовку к прогулке начинаем с анализа ранее проведенных прогулок с тем, чтобы намеченная прогулка не походила на предшествующую.
2. Определяем цель и вид прогулки, намечаем маршрут. Если маршрут не знаком, внимательно изучаем его, во избежание каких-либо неожиданностей.
3. Зная силы и возрастные возможности детей, устанавливаем время прогулки, расстояние, места временного отдыха, объекты наблюдения. В расчет берем время года, погоду, особенности местности.
4. Намечаем виды деятельности детей, определяем, какие черты личности, характера, поведения будут формироваться, и корректироваться, какие взгляды и мысли будут переданы детям во время прогулки.
5. Прогулку начинаем с сообщения по технике безопасности, если есть необходимость, даем поручения отдельным воспитанникам, распределяем обязанности. Затем наблюдаем за одеванием и организованным выходом из школы, напоминаем группе о правилах поведения на улице и сообщаем маршрут.
6. Назначив из числа детей направляющих и замыкающих, выбираем себе место среди детей с таким расчетом, чтобы было удобно наблюдать за ними, и в любой момент можно было бы приостановить движение.
7. При движении по маршруту проводим индивидуальные или групповые беседы с детьми. Делаем остановки для того, чтобы обратить внимание группы на тот или иной объект. Если требуется ответить на вопросы детей, так же делаем периодические остановки.
8. По окончании прогулки проводим проверку состава группы, подводим итог прогулки и разрешаем войти в здание школы.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей детского сада «Прогулки на свежем воздухе летом»
Похожие статьи:
Результаты деятельности ГПД
Организация прогулок в группе продлённого дня с учащимися 1 класса