Взаимодействие учителя с родителями обучающихся
«По моему глубокому убеждению,
педагогика должна стать наукой для всех –
и для учителей, и для родителей».
В. А. Сухомлинский
Целью данной работы является: формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям.
Основные задачи:
1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности школы на основе нормативных документов.
2. Организация родительского всеобуча.
3. Формирование здорового образа жизни в семьях.
4. Создание условий для профилактики асоциального поведения обучающихся.
5. Совершенствование форм взаимодействия «школа – семья».
6. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и т. д.).
Актуальность психолого-педагогической работы с родителями
Воспитательная функция семьи очень важна. Ребенок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.
Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:
1. Формирование мотивационно–ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).
2. Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний).
3. Формирование эмоционально–волевой сферы.
Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.
Сегодня наблюдается кризис семьи, детско–родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратят на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно–ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребенок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод:
школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности обучающегося, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители обучающегося.
Работу с родителями условно можно разделить на две части:
– со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
– с частью родителей в форме коррекционно–развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных, в первую очередь, с конструктивным взаимодействием в системе «родитель–ребенок».
Содержание работы учителя с родителями состоит в следующем:
1. Повышение психолого–педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы).
2. Вовлечение родителей в учебно–воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально–технической базы);
3. Участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Уровни взаимодействия учителя и родителей обучающихся
Выделяют следующие уровни взаимодействия учителя и родителей обучающихся, которые наиболее часто встречаются в педагогической практике школы:
1.
Оптимальный или благоприятный уровень взаимодействия характеризуется целесообразностью и содержательностью, взаимопониманием и демократическим стилем общения. При таком уровне взаимодействия учитель четко определяет режим общения с родителями, положительно относится к ребенку и его семье, профессионально компетентен. Родители регулярно посещают родительские собрания, беседы и другие мероприятия, активно участвуют в дискуссиях, охотно делятся своим педагогическим опытом. Этот уровень взаимодействия предполагает высокую степень развития ценностной ориентации учителя, его творческий характер и инициативность.
2. Для
благоприятно–неустойчивого уровня взаимодействия характерна доброжелательность и открытость, стремление создать все условия для развития обучающихся. Однако по ряду вопросов между учителем и родителями иногда нет полного взаимопонимания, вследствие чего на какое–то время родители теряют интерес к «школьной жизни», реже посещают школу.
3.
Нейтральный уровень взаимодействия отличается относительной свободой и нерегламентированностью (пришел — хорошо, не пришел — ну и ладно). Взаимодействие учителя с родителями ситуативно, скоротечно и не отличается взаимной заинтересованностью в совместной деятельности.
4.
Несогласованный уровень взаимодействия характеризуется стремлением представить свою точку зрения по вопросам обучения и воспитания как единственно правильную. Общение носит, как правило, рекомендательный характер. Рассогласованность взглядов и планов, требований и оценок учителя и родителей не благоприятствует развитию школьника. Сами же учитель и родители сдерживают внутренний конфликт, что порождает у них чувство тревожности.
5.
Неблагоприятный или конфликтный уровень взаимодействия характеризуется преобладанием эмоциональности над чувством ответственности. Учитель и родители регулярно выясняют отношения, высказывают недовольство друг другом, сомнения в педагогической компетентности друг друга. Любой просчет партнера воспринимается как доказательство несовершенности его знаний, взглядов или действий. Такой тип взаимодействия оказывает негативное влияние на развитие школьника, порождает чувство его незащищенности и вины.
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее образовательного и воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы:
• Родительские собрания
• Общеклассные и общешкольные конференции
• Индивидуальные консультации педагога
• Посещения на дому
• Родительские тренинги
• Дискуссии
• Психологические разминки
• Круглые столы
• Устные журналы
• Практикумы
• Родительские вечера
• Родительские чтения
• Родительские ринги
• Наглядная педагогическая пропаганда
• Деловая игра
• Вечера вопросов и ответов
• День открытых дверей
Значительное место в системе работы учителя с родителями обучающихся отводится
психолого–педагогическому просвещению.
Формы психолого-педагогического просвещения
Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы обучения и воспитания).
Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о обучении и воспитании детей).
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. «Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них», «Наркотики», «Сексуальное воспитание в семье» – вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по работе с детьми, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении обучающегося, его проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия учителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации–собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
Посещение семьи (индивидуальная работа учителя с родителями, знакомство с условиями жизни).
Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно–правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
Классные родительские собрания – проводятся четыре–пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно–воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых обучающимися успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ обучающихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности обучающихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи обучающихся.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности обучающихся.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей обучающихся.
Примерная тематика консультаций для родителей:
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерные темы родительских вечеров:
1. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
2. Друзья моего ребенка.
3. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что–то новое, интересное.
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из нескольких человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.
Методы, формы взаимодействия учителя с родителями обучающихся ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в школе. Педагогическое сопровождение родителей для активного участия в процессе образования
Сценарий семинара для родителей «Права ребёнка»
Сотрудничество школы и родителей
Исследовательская работа в начальной школе
Похожие статьи:
Работа с родителями в начальной школе. Из опыта работы
Деловые игры в работе с родителями
Сотрудничество классного руководителя с родителями старшеклассников
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями старшеклассников в школе
Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей. Доклад