Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологическое воспитание старших дошкольников в ДОУ

Из опыта работы воспитателя ДОУ
Инновационный педагогический опыт "Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Мерзлякова Наталья Владимировна, воспитатель детского сада "Солнышко", МОУ "Ыныргинская СОШ", Чойского района, Республика Алтай.
Описание: данный проект можно использовать (изменив задачи в соответствии с возрастом детей) в работе с детьми детского сада, начиная со средней группы и включая подготовительную (возраст детей от 4-х до 7-и лет). Данный материал будет полезен и интересен воспитателям детских садов.
Привлекательность данного проекта в его доступности, краткосрочности, результативности, информационной и эмоциональной насыщенности. Преимущество разработки этого проекта заключается ещё и в том, что в условиях нашей сельской местности реализация данного проекта, входит в зону ближайшего окружения детей.
Пояснительная записка
«Расскажи - я забуду,
Покажи - я запомню,
Дай попробовать - я пойму».
(китайская пословица)
Актуальность выбранной темы
Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов её решения.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира. Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.
Экспериментирование в старшей группе является важной частью образовательного процесса.
Основная форма работы с дошкольниками и ведущий вид деятельности для них является игра. Но почему именно игра помогает ребенку развиваться? Дело в том, что детский мозг устроен так, что если малышу не интересен тот или иной предмет, как бы вы ни старались, запомнить и понять его должным образом он не сможет. В конечном итоге может сложиться ситуация, когда ребенок напрочь начнет отвергать, то или иное занятие. Значит, малыша необходимо заинтересовать. Тогда на помощь и приходят игры-эксперименты.
Поэтому тему самообразования я выбрала «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Цель работы по теме самообразования: исследование игры и познавательно-исследовательской деятельности как средства экологического воспитания дошкольника.
Задачи:
- изучить особенности познавательной активности через игровую деятельность, а именно экологические игры;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;
- воспитывать экологическую грамотность дошкольника.
Детское экспериментирование - это важный процесс самообразования малышей. Оно помогает ребятам лучше запоминать произведенные действия и получаемые результаты. Кроме того, в это время происходит активное развитие мышления и обычно моторики рук. Конечно, при подготовке к школе подобные игры просто незаменимы - они готовят малышей к взрослой жизни и позволяют понять сложные процессы.
Всем деткам (да и многим взрослым) нравится получать знания без лишнего напряжения. Это помогает усвоить большее количество информации за меньший промежуток времени. Если занятие в старшей группе детского сада организовано верно, то в конечном итоге малыш будет в полной мере готов к школьной жизни, да еще и получит вагон полезных дополнительных знаний, которые будут помогать ему в более старшем возрасте.
Игры для старшей группы - это основной источник знаний об окружающем мире и его особенностях. У игрового метода существует ряд целей, которые должны быть в полной мере реализованы в ходе проведения разного рода занятий. Цели экспериментов - это создание интересной обстановки для каждого ребенка. Игры для старшей группы должны формировать знания об окружающем мире и свойствах разных веществ, с которыми будут взаимодействовать малыши (вода, песок и так далее). Эксперименты - это еще и прекрасный способ научить детей обращаться с теми или иными предметами, использовать их по назначению, дабы достичь желаемого результата. Экспериментирование в старшей группе позволяет ребятам раскрыться и проявить свои знания на практике.
Любое дело и занятие должно преследовать свои задачи, которые необходимо осуществить за проведенный промежуток времени. Таким образом, у игр тоже они имеются. Экспериментирование в старшей группе развивает познавательные интересы у почти готовых к школе малышей. Это крайне важно, так как отсутствие увлеченности ведет к потери внимания и концентрации. А это пагубно сказывается на дальнейшей успеваемости. Игры также развивают у ребят мыслительные процессы и мышление в целом. Иногда для решения поставленной задачи необходимо проявить нестандартный подход. Если у человека нет возможности развивать свои мысли, то и верному решению взяться неоткуда. Игры экспериментирования в старшей группе должны формировать у детей гуманное, толерантное и правильное отношение к людям и окружающей среде. Кроме того, в конце они также должны научиться некой дисциплине и правилам поведения. Все эксперименты, проводимые с детьми, должны быть как-то систематизированы и разделены между собой. Наиболее удачным способом является «дробление» по месяцам. Это помогает формировать наиболее подходящие подходы к игровым процессам, учитывая все особенности того или иного месяца.
Следует понимать, что в разное время года детское экспериментирование значительно отличается друг от друга. Поэтому следует учитывать особенности места проживания и текущее время года. Так, например, зимой нельзя играть в песочнице, а осенью - со снегом. Поэтому следует учитывать особенности места проживания и текущее время года. Таким образом, мною был составлен план работы на учебный год по творческой теме с детьми старшего дошкольного возраста детского сада «Солнышко».
План работы на 2015-2016 учебный год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы
Сентябрь - май 1.Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2012 – 240 с.
2.Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 144 с.
3.Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. – Волгоград: Учитель, 2014.
4.Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности. – Санкт-П.: Детство-Пресс, 2013. – 300с.
5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Работа с детьми
Сентябрь Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. Игры и эксперименты с песком и глиной.
Ноябрь Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Игры и эксперименты с водой.
Январь Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Игры и эксперименты с воздухом.
Март Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Игры и эксперименты с магнитом.
Апрель Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».
Работа с родителями Сентябрь Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».
Октябрь Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Информация для любознательных родителей.
Январь Открытый показ образовательной деятельности «Вода, вода, кругом вода». День открытых дверей.
Май Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, игр и познавательно-исследовательской деятельности. Фотоальбом «Юные исследователи»
Самореализация
Сентябрь-май Сбор информации для создания картотеки игр и экспериментов. Картотека игр и экспериментов для детей 5-6 лет.
Ноябрь Консультация для педагогов ДОУ «Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников». Выступление внутри детского сада.
Февраль Мастер-класс и презентация по теме «Игра и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Выступление на МО детского сада «Солнышко».
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете.

Инновационная и педагогическая деятельность осуществлялась в соответствии с новыми требованиями. Использовала в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения.
В своей работе обеспечиваю условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, даю ребенку возможность быть самим собой, организую разнообразную учебно-познавательную деятельность, создаю условия для сохранения здоровья детей.
Особую значимость практической работы по экологическому воспитанию дошкольников вижу как способ положительного влияния на ребенка, где открывается возможность формирования его собственного жизненного опыта. Это метод организованного освоения ребенком окружающей среды.
Экологическое воспитание и исследовательские способности воспитанников могут быть развиты только когда ребёнок каждый день, будет открывать для себя при активном участии взрослого что то новое, расти исследователем, чтобы каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце, закаляя волю. Овладение детьми знаний о природе, о здоровом образе жизни, использование здоровьесберегающих технологий, привело к снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей.
В результате в 2015-2016 учебном году мною была изучена тема «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Благодаря изученной литературе, мне удалось составить картотеки опытов с песком и глиной, с водой, с воздухом, с магнитом, которые помогли мне в работе с детьми старшей группы. Также изученная литература помогла мне в подготовке материала для родителей, для педагогов.
С помощью родителей в начале учебного года в группе был создан и оборудован уголок «Юные исследователи».
В течение года я не только получала знания по данной теме, но и делилась ими со своими коллегами во время выступлений на педагогическом совете, на семинаре.
В результате работы над творческой темой мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок «Юный исследователь».
Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т.к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.
Мониторинг достижений детей по теме «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников», осуществлялся по следующим критериям и показателям:
• проявляют познавательную активность;
• проявляют интерес к явлениям природы (живой и неживой);
• умеют устанавливать логические связи и зависимости предметов и действий;
• сравнивают, классифицируют, отражают результаты в речи;
• умеют устанавливать логические связи и зависимости предметов и действий;
• принимают активное участие в экспериментировании с различными предметами: воспринимают цель, все действия выполняют последовательно, оценивают результат.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Рекомендуем посмотреть:

Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Сценарий экологического праздника в детском саду, посвященного Всемирному дню Воды Формирование экологической культуры личности ребёнка-дошкольника Экологическое воспитание младших дошкольников

Похожие статьи:

Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе

Сюжетно – дидактические игры по окружающему миру в детском саду. Средняя группы

Итоговое интегрированное занятие в старшей группе с презентацией | Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 2789 дней назад (30 августа 2016)
Просмотров: 6591
+2
Голосов: 2
Валентина Николаевна Разумова # 30 августа 2016 в 19:00 +1
Наталья Владимировна, предложенный вами опыт работы по экологическому воспитанию детей через игры и экспериментирование очень интересен и актуален. Вы провели большую работу в этом направлении. Спасибо, что поделились. В моей группе тоже уделяется этому вопросу большое внимание. Как правило, детям очень интересно проводить опыты, экспериментировать. По оформлению: если успеваете, можно ещё выделить шрифтом названия месяцев в планировании работы, а то трудно воспринимать сплошной текст.
С уважением, Валентина Николаевна.
Светлана Сергеевна Тележникова # 30 августа 2016 в 19:23 +1
Наталья Владимировна, опубликованный вами опыт, я считаю полезным и актуальным. Детям очень нравится экспериментировать. Хочу отметить , что вами проведена большая работа в денном направлении. Спасибо, что поделились v
Ольга Евгеньевна Васильева # 11 ноября 2017 в 15:15 0
В год экологии многие детские сады придумывают какие-либо новшества в образовательной деятельности. А вам и придумывать не надо - только бери и штудируй литературу. Тема интересная и актуальная. Я кое-что взяла для консультации педагогам своего детского сада.