Родительского собрание «Поощрение и наказание ребенка в семье»
Описание материала: Данное мероприятие предназначено для детей подготовительной к школе группы. Материал может быть интересен воспитателям, педагогам-организаторам.
Форма проведения: круглый стол.
Участники:, воспитатели групп, педагог-психолог, родители всех групп.
Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощрений, переосмыслить их.
Задачи:
1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу воспитания ребёнка в семье;
2. Содействие сплочению педагогического и родительского коллектива;
3. Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;
4. Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;
5. Подведение итогов совместной деятельности педагогов и родителей.
Ход собрания
Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые родители, бабушки и дедушки! Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения поощрения и наказаний.
И мне бы хотелось начать тематическое собрание примером из жизненной ситуации.
Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В итоге он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец его спросил:
- Будешь еще так делать?
- Нет, - ответил малыш.
- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.
- Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок.
Воспитатель: Было проведено анкетирование. Из анкет я выяснила, как родители поощряют своих детей и как наказывают. Перед вами вот я написала меры наказания и меры поощрения в семье . Так как же быть с наказанием и поощрением? Предлагаю вам, расставить в две колонны. В одной из них разместить как вы поощряете своего ребенка. а в другой - как наказываете.(Родители подходят и расставляют).
Интересен тот факт, что Вы применяете к своим детям те же наказания, которые, в свою очередь, применяли и к Вам Ваши родители. Это значит, что модель поведения закладывается именно в детстве и переносится затем во взрослую жизнь. Вероятно, вы замечали, что дети используют опыт воспитания своих родителей в играх и собственных суждениях? Учтите это, наказывая своих детей.
Приятно видеть, что к физическим наказаниям Вы почти не прибегаете. Ведь физическое наказание – это признание собственного бессилия.
Многие родители ссылаются на то, что у них «не хватает терпения» в общении с собственными детьми.
Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят, дети обычно отвечают долгим молчанием. Обращать внимание только на проблемы очень легко. А вот увидеть наметившееся улучшение очень не просто. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит. Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания иногда бывают эффективны, но срок действия этих мер кратковременен. У большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи.
Дискуссия за круглым столом
Воспитатель: Уважаемые родители и педагоги к Вашему вниманию я подготовила воздушные шары .(Вопросы в приложении).
Участники собрания выбирают шары и достают из него вопрос, отвечают, выражая свое мнение. В итоге получается дискуссия за круглым столом.
Педагог - психолог: В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дети имеют право на любовь и заботу. Ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребенка – означает нарушить его права. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действия, говорить ребенку не «Ты плохой», а «Ты сделал плохо», не «Ты жестокий», а «Ты поступил жестоко». Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.
Наказание и поощрение – два диаметрально противоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Что они из себя представляют?
Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка, на формирование его характера. Поощрение ребенка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрением. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения. В процессе воспитания приходится прибегать и к наказаниям.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д.
Но надо помнить, что чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияния на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ждать положительного результата.
Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.
Наказания не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать.
Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко по отношению к ровесникам и даже взрослым они проявляют резкость, грубость, развязность. Запреты и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы или совета.
Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребенок очень чувствителен к справедливости наказания.
Пожалуйста, помните следующее:
- Вы можете ошибиться. Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно.
- контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения Ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае Ваши мысли станут его мыслями, Ваши стремления станут его стремлениями.
Упражнение «Ты мой цветочек»
Воспитатель:
- Представьте своего ребёнка цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий, или не очень? Нарисуйте этот цветок (рисуют, вырезают).
А теперь, этими цветами засадите вот эту поляну (все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок)
Посмотрите какой «прекрасный сад» у нас получился, хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое. Посмотрите, какие цветы у всех красивые и разные. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. А так как мы рисовали своих детей в образе цветов, так же как и цветам, детям нужна наша забота, опека, внимание и любовь.
В заключение нашего собрания хочу предложить Вам памятку «Искусство наказывать и прощать».
Приложение
Памятка родителям
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок живёт в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
Вопросы для дискуссии
Нужна ли мера в поощрении и похвале детей?
Предупреждает ли наказание нежелательные поступки?
Какие меры наказания положительно влияют на ребенка?
Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании детей?
Может ли наказание сформировать нежелательные черты характера ребенка?
Анкета для родителей «Наказание и поощрение ребенка в семье»
Ответе, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Наказание происходит потому, что ___
2. Мне приходится наказывать ребенка, когда ___
3. Какие наказания применяете к ребенку (нужное подчеркнуть): пощечина, ремень, шлепок, били кулаками, ставили в угол, не разговаривали, лишали удовольствий, другое ___
4. Какое поощрение Вы считаете возможным применять по отношению к ребенку? ___
5. Кто из родителей заполнил анкету? Мама, Папа, Бабушка (Подчеркнуть)
Анкета анонимна, надеемся на Ваши искренние ответы
Большое спасибо
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе
Родительское собрание в подготовительной группе
Родительское собрание-практикум в подготовительной группе
Итоговое родительское собрание в подготовительной группе. Конспект
Похожие статьи:
Темы родительских собраний в подготовительной группе по ФГОС на год
Первое родительское собрание в подготовительной группе в сентябре
Родительское собрание в подготовительной группе: Готовность ребенка к школе
Родительское собрание КВН в подготовительной группе
Родительское собрание в подготовительной группе. Права ребенка