Ищу контакты с родителями ( из опыта)
Автор: Носкова Наталья Юрьевна
Назначение: поделиться с коллегами опытом работы с родителями.
Цель: определение для родителей важности правильного воспитания детей.
Задачи: - провести предварительное анкетирование пап;
- провести открытые уроки для родителей;
- провести выставку «Умелые руки родителей и детей;
- провести собрание для пап «Роль отца в воспитании детей»;
- провести родительское собрание «Поощрение и наказание детей в семье
Статья «Ищу контакты с родителями»
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга? Я веду обычный класс и обучаю ребёнка на дому, который не может посещать школу по состоянию здоровья. Когда меня спрашивают: « У вас есть «трудные» дети?» Отвечаю: «У меня нет «трудных» детей, у меня есть дети с запущенным воспитанием». Глубоко убеждена, что в их плохом воспитании есть вина и родителей.
Не раз и не два в ответ на мои вопросы о доме, о родителях приходилось слышать удручающие ответы. Они свидетельствуют о том, что не всё у детей дома благополучно. Иногда ребёнку не хочется идти домой, где его ждёт пьяный, буйный отец, а иногда и мать. Порой причиной опоздания на урок, по словам ученика, является поздняя «гулянка» родителей, наказание. Делясь с учителем впечатлениями о самых интересных событиях, прошедших в праздничные дни, дети называют застолье дома или в гостях.
Иногда ребёнок на уроках не работает, а думает о семейных проблемах.
Потом рассказываю детям о влиянии алкоголя на организм, особенно ребёнка, о том, что нельзя сидеть за столом, где идёт взрослый разговор и о многом другом.
Через две недели состоялось родительское собрание на тему «Роль отца в воспитании детей». Дети приветствовали родителей номерами, приготовленными заранее. Был приглашён психолог школы (он частый гость в нашем классе), который рассказал о важности отцов в воспитании детей.
В классе, где проходит собрание, оформили выставку поделок «Умелые руки родителей и детей». На стенде подобраны книги, которые рекомендованы родителям (с аннотацией учителя), презентация с пословицами, отражающими тему собрания.
На собрании решались ещё следующие вопросы: «Ответственность отцов в воспитании детей», «Отцовский долг», «Быть хорошим отцом – подлинный талант», «Алкоголизм и дети». Был показан родителям фрагмент фильма о разрушенной из-за пьянства семье.
Накануне собрания для пап была составлена анкета:
- Для чего человеку нужен отец?
- Есть ли в Вашей семье взаимопонимание с детьми?
- Знаете ли Вы друзей своих детей? Бывают ли они у Вас дома?
- Участвуют ли дети в Ваших хозяйственных заботах, семейных праздниках?
- Проверяете ли Вы, как они учат уроки? Систематически ли Вы это делаете?
- Обсуждаете ли вместе с детьми прочитанные книги?
- Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, походах? Проводите ли вместе
с семьёй отпуск?
Детям было предложено подумать и ответить письменно:
- Что бы ты сделал, если бы был волшебником?
- Какие слова папы тебе больше всего запомнились?
- Чему тебя научил папа?
- Ты когда-нибудь обманывал своего отца?
- Бывает ли папа к тебе несправедлив?
- Что тебе нравится в папе? Вы с ним друзья?
- Любишь ли ты ходить с родителями в гости? Почему?
Собранные материалы использовала в своём докладе. В нём прочитала отрывок из стихотворения средневекового поэта Себастьяна Брандта:
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Не волк воспитывал овец.
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Потом зачитала одно из сочинений (сочинения не подписывались детьми).
В конце собрания ответила на вопросы родителей, дала им рекомендации.
Дети обладают эмоциональностью, некоторые ранимы. Наблюдая за детьми, я заметила, что некоторые из них жестоки. Никогда не уступят , не простят, бывают драки.
На одном из классных часов я спросила ребят: «Кого из вас наказывают родители?» Были подняты руки. Как называют? За что? Открывалось недопустимое отношение к детям.
Пришлось, не откладывая проводить собрание для родителей «Поощрения и наказания детей в семье». Нескольких родителей попросила ответить на вопросы:
- При каких условиях надобность наказаний в семье отпадает?
- Надо ли извиниться перед ребёнком, если выяснилось, что наказали несправедливо?
- Надо ли наказывать за плохую оценку?
- Можно ли наказывать дважды за один и тот же проступок?
- За какие из перечисленных видов деятельности надо поощрять? Хорошая учёба, примерное поведение, благородный поступок.
- Надо ли наказывать трудом?
- В чём вред физических наказаний?
Затем обсудили несколько педагогических ситуаций по теме собрания.
В конце нашей встречи сказала: «Родительский труд – очень тяжёлый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, пересиливания усталости, одоления не умений. Она требует постоянного самосовершенствования. Никогда не бейте своих детей! Ибо жестокость порождает зло, трусость, лицемерие, страх. Воспитать душу ребёнка способно только домашнее тепло, лад между близкими людьми.
Народная мудрость гласит: сильная семья – крепка держава. Самое лучшее наследство – воспитанность. Дружная семья гору сдвинет.
Для родителей проводила открытые уроки, которые являются одной из форм общения с ними.
Разговор о « трудных» детях, «трудных» родителях – большой и нелёгкий, это одна из самых сложных проблем воспитания. И тут велика роль учителя, если он верит в своего ученика, у него силы удваиваются.
Рекомендуем посмотреть:
Совместное мероприятие родителей и детей в начальной школе
Беседа для родителей начальных классов
Конференция для родителей в начальной школе
Заседания родительского клуба в начальной школе
Похожие статьи:
Организация работы с семьей в начальной школе в соответствии профессионального стандарта педагога