Акватерапия в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения. Презентация опыта работы воспитателя ДОУ
Акватерапия в детском саду в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения
Автор: Ремизова Наталья Юрьевна, воспитатель ГБОУ ООШ №19 СП "Детский сад "Кораблик" г.Новокуйбышевск, Самарская область
(Слайд №2) Я, воспитатель подготовительной группы коррекционной направленности для детей с ТНР. Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Такие дети чаще эмоционально не устойчивы, ранимы, у них отмечается нарушение самоконтроля, неспособность концентрировать внимание. Нам пришлось искать различные коррекционные методики для работы с такими детьми. Одним из таких методов является АКВАТЕРАПИЯ.
Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода. Акватерапия - один из самых приятных способов. Об исцеляющей силе воды известно с древних времён, соответственно Акватерапия используется уже в течении нескольких столетий. обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, задержку психомоторного развития, неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, нарушения органов слуха и зрения.
Использование акватерапии, в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снижать напряжение эмоционального характера, так и для непосредственной речевой коррекции, является весьма эффективным методом работы.
Акватерапия облегчает процесс адаптации у детей с ОНР. (Слайд №3) Метод акватерапии мы начали вводить в развивающие формы работы с детьми, чтобы облегчить процесс адаптации, поскольку группа у нас сформировалась в этом году, в которую пришли дети из разных групп и им было сложно адаптироваться. Дети, особенно с ТНР, часто не могут выразить словами свои страхи, переживания, и тут ему на помощь приходят игры с водой. С помощью воды можно проводить работу над негативными эмоциями - это агрессивное поведение, снятие излишней тревожности, плаксивости. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, ребёнок освобождается от внутреннего напряжения. Вновь поступившие дети тяжело шли на контакт с детьми и взрослыми, однако охотно шли на «контакт» с водой, и и их состояние улучшалось.
Предлагаю игры для создания у детей радостного настроения, снятия психоэмоционального и физического напряжения у детей с ОВЗ. 1. Игра «Тонет -не тонет» - дети экспериментируют с разными предметами, отмечают, что плавает, а что тонет.
2. Игра «Ловкие пальчики» - дети мочат в воде поролоновые губки отжимают их, таким образом переливают воду из одной ёмкости в другую.
3. Переливание воды из одного сосуда в другой -детям нравится процесс переливания, следить за водой, развивается координация движений, глазомер.
Значение технологии Акватерапия(Слайд №4)
Хочется отметить, что использование элементов Акватерапии даёт очень хорошие результаты в работе по устранению логопедических проблем, так как помогают корригировать все стороны речевого развития и решать следующие задачи:
- стабилизировать эмоциональный фон,
- снять эмоциональное и физическое напряжение;
- способствовать формированию правильного звукопроизношения;
- расширять и обогащать активный и пассивный словарный запас;
- формировать фонематическое восприятие;
- совершенствовать коммуникативные навыки;
- развивать речевое дыхание;
- мелкую моторику.
При проведении Акватерапии необходимо учитывать ряд условий:
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- соблюдение элементарных гигиенических правил и правил работы с водой;
- использование данного метода с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет);
- форма проведения: индивидуально или небольшой группой (2-3 человека);
- продолжительность 15 -20 минут (в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями СанПиН)
Требования к проведению метода Акватерапия: (Слайд №5)
1. Наличие специально выделенной части комнаты.
2. Стол с ёмкостью для воды не должен мешать перемещению детей в пространстве помещения.
3. Вода в ёмкости должна находиться на уровне не более 10-15 см от её основания.
4. Верхний край изделия должен находиться на уровне пояса ребёнка.
5. Вода должна быть чистая, желательно фильтрованная, комнатной температуры.
6. Вода наливается в ёмкость ежедневно.
7. Рядом обязательно всегда должна иметься салфетка для рук и непромокаемый фартук.
Оборудование для игр с водой:
1 стол для игр с водой (стол -ванна, тазик, надувной бассейн…);
2 природный материал (ракушки, орехи, жёлуди, камешки…);
3 бросовый материал: пуговицы, палочки…)[/i]
4 пластиковые и резиновые игрушки, буквы, цифры, заводные игрушки;
5 губки, ситечки, половники, стаканчики разного объёма, удочки
6 камешки Марблс
Правила работы с водой:(Слайд №6)
1. Дети играют с водой только под присмотром взрослых.
2. Перед играми с водой надевают фартуки.
3. Обязательно перед игрой озвучиваем детям инструкцию: «Никакие предметы в рот не брать!»
4. Нельзя намеренно выливать воду на пол.
5. Нельзя брызгаться водой.
6. После игры вытереть руки насухо.
Акваигры на развитие речевого дыхания (Слайд №7) 1. Игра «Капитаны». Цель: активизация мышц губ, формировать умение чередовать длительный, плавный и сильный выдохи. Ход игры: объяснить ребёнку, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно подуть на него, вытягивая губы, но, не надувая щёки, со звуком: «Ф». «Но вот налетел ветер, он дует отрывисто, неровно: «П-П-П!» (щёки не надувать, не дуть очень сильно)
2. Игра «Мыльные пузыри». Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: Мыльные пузыри. Ход игры: Предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Не забывайте следить за безопасностью ребенка — не позволяйте пробовать и пить жидкость! Не допускать попадание раствора в глаза.
3. Игра «Буря». Ребёнок длительной воздушной струёй, с помощью коктейльной трубочки вызывает «бурю» на воде
4. «Футбол». Оборудование: ёмкость с водой, ворота футбольные, пластмассовый мячик, коктейльные трубочки. Ход: давайте сейчас подуем на шарик, кто быстрее забьёт гол в ворота.
5. «Морская прогулка». С помощью коктейльной трубочки ребёнок передвигает кораблик, лодочку, рыбку или шарик по поверхности.
Акваигры для развития артикуляционной моторики(Слайд №8)
Артикуляционные упражнения также можно сочетать с движением рук в воде. Таким образом отрабатывается темп выполнения упражнения. «Лошадка». Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по воде». «Индюк». Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл -бл-бл», пальцами в такт двигать в воде.
«Качели». Языком ритмично двигать вверх -вниз, указательным пальцем в воде двигать в том же направлении. «Часики». Языком ритмично двигать вправо -влево, указательным пальцем в воде двигать в том же направлении. «Накажи непослушный язык». Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по воде. Акваигры для автоматизации звуков (Слайд №9)
При автоматизации поставленных звуков также можно использовать игровые приёмы с водой.
1. Например, для автоматизации звука «р» -можно произносить этот звук и рисовать эту букву на поверхности воды. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произношением звука. 2. Игра «Достань игрушку». Цель: развивать правильное звукопроизношение. Оборудование: на дне лежат мелкие игрушки на определённый звук. Ход: взрослый просит ребёнка достать игрушку, в названии которой есть заданный звук и чётко его произнести.
Акваигры для формирования фонематического восприятия, обучения грамоте (Слайд №10-11) 1. Игра «Морские камешки». Цель: развивать слоговую структуру слова. Оборудование: на дне ёмкости с водой камешки. Ход: Взрослый называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать столько же камешков. 2. Игра «Раздели слова на слоги». Цель: развивать слоговую структуру слова. Ход: назвать слово и предложить ребёнку отхлопать это слово на воде. 3. Игра «Рыбка». Цель: развивать умение находить место заданного звука в слове. Оборудование: «фрагменты рыбки». Ход: взрослый называет звук, местоположение которого нужно определить в названном слове. Ребёнок поднимает соответствующую часть рыбки («голова» – если звук стоит вначале слова; «туловище - если звук в середине слова и «хвост» -если звук стоит в конце слова). 4. «Собери жемчуг». Цель: формирование фонематического анализа слов. Оборудование: «жемчужины» трёх цветов: красного, синего, зелёного, игрушка. Ход: Педагог называет слово и предлагает ребёнку сделать звуковой анализ на дне аквариума из цветных жемчужин. 5. «Выложи слово». Цель: выложить слово из букв, которые находятся на дне. 6. «Первый звук в слове». Цель: развитие фонематического анализа, умение находить место звука в слове. Оборудование: игрушки, цветные фишки. Ход: ребёнок дрлжен достать цветную фишку заданного цвета, обозначающую первый звук в слове. 7. «С какой буквы слово?». Цель: закрепить знание букв, умение определять их место в слове. Оборудование: буквы, игрушки. Ход: ребёнок должен достать со дна буквы, с которых начинаются игрушки, выставленные на столе. 8. «Звуковой анализ слова». Цель: закрепить умение проводить звуковой анализ слов. Оборудование: заламинированная схема слова, цветные фишки. Ход: ребёнок вылавливает любую игрушку и проводит звуковой анализ данного слова с помощью цветных фишек. 9. «Угадай букву на ощупь». Цель: обучение грамоте, закрепить зрительный образ букв. Оборудование: объёмные буквы. Ход: закрыть глаза, опустить руки в воду, взять любую букву, узнать и назвать её.
Акваигры для обогащения словаря и развития грамматического строя речи Слайд №12 -13)[/i] 1. Игра «Подбери прилагательные». Цель: обогащать словарь прилагательными, согласовывать их с существительными в роде. Оборудование: игрушки. Ход: ребёнок вылавливает любой предмет и подбирает к нему 5 слов - признаков. 2. Игра «Угадай по описанию»(по аналогии). 3. Игра «Рыбки». Цель: закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 10, согласовывать существительные с числительными. Оборудование: сачок, пронумерованные рыбки от 1- 10. Ход: ребёнок вылавливает по одной рыбке и считает, согласовывая существительные с числительными в роде, падеже. 4. Игра «Где машина». Цель: упражнять в правильном употреблении предлогов. Оборудование: игрушки. Ход игры: ребёнок объезжает предметы и проговаривает: машина проезжает «между», «около», подъезжает к…
Акваигры для развития связной речи (Слайд №14) 1.«Расскажи сказку». Цель: развивать связную речь. Оборудование: ёмкость с водой, персонажи из сказки «Дед Мазай и зайцы»…. Ход игры: используя плавающие изображения героев сказок, ребёнок пересказывает знакомые сказки.
2. «Придумай историю». Цель: развивать связную речь. Оборудование: ёмкость с водой, разные игрушки. Ход: используя игрушки по выбору, ребёнок рассказывает реальный случай или придумывает историю.
Вывод: игры с водой помогают детям получить психоэмоциональную разгрузку. С помощью акватерапии знания у детей с ОВЗ усваиваются быстрее и проще.
Литература:
1. Баряева А.Б., Кондратьева С.Ю. «Игры с водой// Дети с проблемами в развитии 2004, №1
2. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду» Е.В. Баранова
Акватерапия в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения. Презентация