Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы воспитателя детского сада. Формирование познавательной активности детей раннего возраста через экологическое воспитание

Консультация для воспитателей детского сада "Формирование познавательной активности детей раннего возраста через экологическое воспитание" (из опыта работы)
Ремизова Наталья Юрьевна, воспитатель ГБОУ ООШ №19 СП "Детский сад "Кораблик" г. Новокуйбышевск Самарская область
Содержание:
1. Актуальность экологического воспитания.
2. Задачи экологического воспитания в первой младшей группе.
3. Технология обучения.
• Предметно – пространственная среда (структура, элемента ППРС)
• Комплексно – тематическое планирование
• Интеграция образовательных областей
• Разнообразные формы работы с детьми
• Использование ИКТ
• Участие родителей в педагогическом процессе
4. Используемая литература

Экологическое воспитание является очень актуальным в наше время, поскольку деятельность человека в природе зачастую неправильная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Принятие законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» обязывает педагогов заниматься данным вопросом: развивать познавательную активность, интерес к природе, тем самым помогая формировать экологическую культуру дошкольника.
Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Экология имеет огромный простор для детской деятельности (наблюдения, игра, труд, опытно – экспериментальная деятельность). А значит, её можно и нужно использовать для развития познавательной активности. Тем более познавательная активность детей является одним из основных направлений ФГОС.

1. Наш детский сад реализует примерную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Задачи, которые ставит перед нами программа это: содействовать интересу детей к объектам природы: уточнить представления детей о растениях, учить рассматривать комнатные растения, наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами и птицами на участке детского сада; учить различать некоторых диких животных; в процессе наблюдений показать отличительные особенности животных, птиц, рыб; учить различать по внешнему виду и вкусу наиболее распространённые овощи и фрукты; наблюдать с детьми за красотой природных явлений; формировать бережное отношение к окружающей природе.

2. Исходя из требований программы, для повышения познавательной активности в процессе ознакомления с природой мы своей главной задачей считаем – это формирование ППРС:
Структура ППРС:
• Центр природы и экспериментирования в групповом помещении
• Огород и цветники на территории ДОУ
• Огород на подоконнике
• Участок
• Экологическая тропа
Элементы ППРС:
• Наглядно – иллюстрированный материал (темы: «овощи», «фрукты», домашние и дикие животные», «птицы», «насекомые», «времена года», «как вести себя в природе»…)
• Календарь природы
• Кукла, одетая по сезону
• Картотека наблюдений и экспериментов,
• Оборудование для опытов и экспериментов
• Детская художественная литература,
• Коллекции природного материала, разных круп,
• Муляжи овощей, фруктов, диких, домашних животных, насекомых,
• Дидактические игры экологического содержания,
• Выставки художественного творчества,
• Подбор комнатных растений, соответстующих возрасту
• Мини – музей (музей «Дерево»)
Развивающая среда в нашей группе имеет достаточное разнообразие атрибутов, присутствует связь с сезонностью, осуществляется достаточное пополнение и своевременное замена природного материала для игр с ним; экспериментирования со снегом, песком, водой, льдом. Весь материал хранится в отдельных промаркированных контейнерах.
Развитию познавательной активности в экологическом воспитании способствует также комплексно – тематическое планирование.
В комплексно – тематическом годовом плане нашего ДОУ содержится 12 тем, посвящённых экологическому воспитанию:
1.«Вырос у нас чесночок, перец, томат, кабачок»
2.«Яблоко вкусное, спелое, сладкое»
3.«Уж небо осенью дышало»
4.«Говорит корова: «Му! Хорошо в своём дому»
5.«Попрыгунья белочка – рыженькая девочка»
6.«Птичка за моим окошком»
7.«Вот зима пришла, серебристая»
8.«С крыши кап, с крыши кап, стал морозец очень слаб
9.«Грачи прилетели, на крыльях весну принесли»
10.«Приведём в порядок планету»
11.«В траве сидел кузнечик»
12.«Лето, лето к нам пришло»
Согласно ФГОС всю работу с детьми мы проводим по принципу интеграции образовательных областей, что позволяет нам формировать у детей более полные представления об окружающем мире. Интеграция присутствует при комплексно – тематическом планировании, при проведении НОД, а также при проведении прогулок.
Так, неделя, посвящённая знакомству с домашними птицами, прошла через интеграцию всех 5 областей:
(физическое развитие - занятие по физо «Курочка и цыплята», подвижная игра «Курочка и цыплята»
художественно – эстетическое развитие – лепка «Зёрнышки для цыплят», коммуникативное развитие – разучивание потешки «Петушок», рассматривание картины и беседа по содержанию «Петушок с семьёй» познание – НОД по экологии «Петушок и его семейка».
Цель: расширить представления детей о домашних животных и их характерных особенностях. Формировать желание проявлять заботу о домашних птицах.
социально – личностное развитие – НОД «Петушок и его семья» (блок «Семья». Цель: познакомить детей с понятием «Семья», с членами семьи, показать роль каждого члена в семье: папа – сильный, защищает свою семью, мама – добрая, заботливая, следит за своими детьми.
Интеграция присутствовала также при самом проведении НОД. Так, проводя занятие «Петушок и его семья», я использовала разные виды деятельности: потешка про петушка и курочку, беседа, лепка угощений для цыплят, п/и «Курочка и цыплята», д/и «»Кто как кричит».
На прогулке также присутствует интеграция. Так, проводя наблюдения за осенними явлениями, можно поиграть в п/и «Мы осенние листочки» (область «физическое развитие»), предложить собрать букет из осенних листьев (элементы трудовой деятельности из области «социально – личностное развитие», можно провести беседу об осенних явлениях (область «Речевое развитие», д/и по сенсорике «Такой листок лети ко мне» , эксперимент: размять высушенный на солнышке лист. Можно ли размять свежий лист? (область «Познавательное развитие»), построить из сухих веточек изгородь для птичек (область «Художественно – эстетическое развитие»)
Для активизации познавательной активности средствами экологического воспитания я использую такие формы работы с детьми:
• НОД (однако основные знания дети получают не на занятиях, а в повседневной жизни. Поэтому мы целенаправленно и постоянно ведём эту работу, помогая детям накапливать представления о природе, поддерживать их любознательность и активность.
• Экологические акции («Насекомые», «Птичья столовая», «Сбор макулатуры», «Трудовой десант» на участке).
• Наблюдение (поскольку у детей в этом возрасте преобладает наглядно – действенное мышление, то основное место отводится наглядным методам: наблюдения, рассматривание иллюстративного материала, просмотр познавательных фильмов и презентаций), а также практическим:
• Элементарный труд в природе (совместный полив комнатных растений, обтирание крепких кожистых листьев, посадка лука и крупных семян, сбор урожая: выдёргивать редис, репу, морковь…)
• Игры (п/и, д/и с/р игры)
• Эксперименты
• Беседы
• Чтение художественной литературы (в раннем возрасте произведения лучше рассказывать наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно – наглядного материала, так лучше следить за восприятие детей, в случае ослабления внимания следует сразу же привлечь малыша вопросом по содержанию, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации)
• Экскурсии
• Прогулки
• Экологические праздники, развлечения (В этом году у нас прошло экологическое развлечение в рамках акции «Насекомые – малышки, наши меньшие братишки» с приглашением детей из параллельной группы «Дельфинчик»)
• Участие в конкурсах (совместно с родителями)
В 2015 году наши дети стали победителями международного конкурса «Все краски осени» (ИОР «Шаг вперёд») (дипломы 1 и 2 степени)
В 2016 году воспитанники стали победителями международного конкурса « Новогодние фантазии» (АРТ «Арт – талант») (дипломы 1 степени), конкурс «Артталант» работа «Птичий переполох» и «Весенние гости» (3 и 2 место).
В 2016 году наши воспитанники также стали победителями областного конкурса «Моё любимое животное» (1 и 2 место). Также в 2015 году наши воспитанники получили благодарность от детского центра экологической информации за литературно – экологический конкурс «Сказка на окошке»
В своей работе я активно использую мультимедийные презентации, а также создаю интерактивные игры («Овощи», «Домашние животные», «Насекомые»…)
Развивать познавательную активность через экологическое воспитание у детей можно лишь тогда, когда родители обладают экологической культурой. В работе с родителями я использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
С помощью родителей постоянно обновляется и пополняется предметно – пространственная среда в группе и на участке. Родители постоянно участвуют в различных конкурсах разных уровней, в экологических акциях («Насекомые малышки – наши лучшие братишки»). Систематически провожу с родителями индивидуальные и подгрупповые консультации, родительские собрания, привлекаю к созданию тематических альбомов «Дикие животные», «Домашние животные»…В группе постоянно организовывается выставка семейного творчества. Проводится игровой тренинг «Играем дома»…
На мой взгляд, правильно организованное экологическое воспитание даёт возможность удовлетворять потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребёнка.
Используемая литература:
1.Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» (Издательство: Москва Мозаика – Синтез, 2012)
2.О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста» (Издательство: Москва Мозаика – Синтез, 2016)
3.П. Г. Саморукова «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» (Издательство: Москва «Просвещение», 1991)
4.О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
(Издательство: СПб., Детство-Пресс, 2001)
5.Смирнова В. В., Балуева Н. И. «Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду»
(Издательство: РГПУ ИМ. А. и. Герцена, 2010)
6. Гордеева Л. С. Познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания

Рекомендуем посмотреть:

Из опыта работы воспитателя детского сада. Обогащение словаря детей 2-3 лет Конспект утренней гимнастики в группе раннего развития детей Развлечение в группе раннего возраста Опыт взаимодействия педагога и родителей в решении задач образования. Группа раннего возраста

Похожие статьи:

Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека

Подвижные игры для детей раннего возраста в детском саду

Конспекты занятий в группе раннего возраста детского сада

Конспект занятия в группе раннего возраста. Петушок

Конспект занятия в группе раннего возраста. Одуванчик

Участник №34 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 октября 2017 года по 5 февраля 2018 года
Пособие по сенсорике для детей первой младшей группы ДОУ | Конспект интегрированной НОД в 1 младшей группе с использованием ИКТ на тему: Сказки
Опубликовано: 2546 дней назад (13 ноября 2017)
Просмотров: 2903
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!