Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для воспитателей детского сада. Фольклор в воспитании детей 2-4 лет

Консультация для воспитателей "Роль фольклора в воспитании малышей"
Актуальность: данный материал поможет воспитателям в организации повседневного общения с детьми, а главное поможет развить речь за счёт малых форм фольклора.
В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей.
Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.
Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит огромный результат. Мы, работники детских садов можем многое сделать для формирования творчески активной личности ребёнка, способной воспринимать, любить, утверждать в жизни прекрасное. Поэтому в воспитании детей важно использование элементов устного народного творчества, нужно показать детям красоту русского языка. С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребёнком любого дошкольного возраста.
Сказки, песни, потешки, поговорки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Чаще всего, через элементы фольклора мы доносим до ребёнка свою нежность, любовь, заботу. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Припевки, потешки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, весёлые – радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувство и речь, формирует отношение к окружающему миру.
Я работаю с детьми раннего возраста и особую значимость фольклор представляет в первые дни появления малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Правильно подобраннаяпотешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку, отвлечься и успокоиться.
И тогда я использую в работе уговорушки, потешки для новичков:
***
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший,
Ванечка – пригожий!
***
Кто тут плачет,
Ой – ой – ой!
Говорят, сынишка мой?
Нет, не плачет мой сынок,
Зря вы говорите!
Улыбается уже – посмотрите!
Во время расставания с родителями я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, петушка, собачку), сопровождая её движениями, чтением потешки. Хорошо подобранная, с выразительностью произнесённая потешка порой помогает быстрее установить контакт с ребёнком. На все случаи жизни мы можем найти их в книгах и применить:
«Петушок, петушок, золотой гребешок….»
или
«Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись…»
или
«Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка …».
Ещё во время приёма детей я использую пальчиковые игры. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей. Перебираю пальчиками Дениса и приговариваю:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот – наш малыш,
А зовут его – Денис.
Мальчик посматривает то на меня, то на свои пальчики. Прислушивается к словам потешки, веселеет. Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя. Такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший,
Сашенька пригожий!
Такие маленькие фольклорные шедевры, полны мелодичностью и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым.
Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешке. Так, во время умывания говорю Даше, Маше:
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.
Потешки способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему я стараюсь, чтобы потешки сопутствовала во всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Света, Настя, Эля, Надя ели плохо, без аппетита. Чтобы вызвать у них желание есть, я произношу:
Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую.
Мягкую душистую.
И дети, которые сначала отодвигали тарелки, отказывалась от еды, брались за ложку.
Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Маше, которая не хотела ложиться в постель, Ванюше, который долго не засыпал и смотрел на меня грустными глазами, я ласково, убаюкивающее говорила:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам...
Спят - поспят,
Всему миру спать велят.
Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, я проговариваю:
Вот они - сапожки,
Этот - с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки.
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол Саша, Оксана и Серёжа приговаривают: “Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку».
Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего Алёшу поднимает Надюша и приговаривает: “Не плачь, не плачь, куплю калач”.
Я напеваю колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушают песенки, которые я пою, но и сами поют куклам - и про кота-воркота, и прогулей, про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи.
Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда я появляюсь в роли бабушки-забавушки, в русском сарафане, они с интересом рассматривают мой костюм, корзиночку, которую я держу в руках. С восторгом встречают игру “Коза рогатая” и уже знакомую “Ладушки”. Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой-забавушкой.
Ребята реагируют на потешки неодинаково. Так, если Дениса, Дашу, Алёнушку успокаивают потешки с перебиранием пальчиков, то Ваня, Надя, Серёжа на эту потешку почти не реагируют. Я пробую привлекать их к играм в сопровождении потешек. Сажаю Ваню на лошадку и приговариваю:
Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке.
Так приходится учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом и игрушки. Та же всем известная потешка “Ладушки” звучит свежо, когда её приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей зайка, скачущий по комнате под слова народной потешки!

Скачет зайка маленький,
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.
Ритмичный текст потешки побуждает ребят к движению, создавая весёлое настроение. Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Сказки, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение, помогают настроиться на конкретный речевой диалект. Сказку легко можно перевести в игру, игру – в песню. Поэтому очень часто в гости к детям приходят сказочные герои (Жихарка, Баба-Яга, лиса, волк) и герои народных поверий (Домовёнок Кузя, Лесовичёк, Водяной, Русалочка). Сказки на занятиях рассказываются с показом кукольного (пальчикового, настольного) театра.
О праздниках и обрядах можно рассказывать детям с помощью кукол. В играх-драматизациях, дети самостоятельно распределяют роли, передают характер героев (походку, жесты, интонации),
поют за Петушка: «Несёт меня Лиса, за тёмные леса ….»;
за Лису: «Петушок, Петушок, золотой гребешок», за Козу: «Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь…».
Это повышает интерес к данным занятиям, даёт представление о традиционной культуре своего народа, помогает разнообразить музыкально-фольклорную работу.
Разумеется, сказки оказывают своё влияние на ребёнка, и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает он гармонию слов.
Много времени у меня уходит при подготовке к занятиям. Часто возникает необходимость создать особую эмоциональную атмосферу на занятии. В таких случаях я использую специально подобранную музыку. На занятии мне надо рассказать небольшую сказку. Если я прочту её детям, эффект восприятия будет минимальным. Текст сказки лучше разыграть в лицах, как это делается в театре одного актёра. Во время занятия я вижу, как дети меня слушают, воспринимают. В их лицах я примечаю передаваемые мною эмоции, как дети следят за мною: поворачивают головы в мою сторону, расширяются глазёнки, открываются ротики. Сказка вступила в свои права, захватывая ребёнка своими образами и событиями. Значит, я смогла добиться духовной близости со своими детьми.
На занятии я стараюсь установить доверительные отношения с каждым ребёнком. Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Я использую в работе народные игры, песни, считалки, прибаутки. Дети хорошо их воспринимают и играют в песенные и хороводные игры. Игры обычно начинаются со считалки. Они помогают распределить роли, определить очерёдность, постепенно включить всех детей в игру. Считалки помогают развить чувство ритма, умение чётко и внятно проговаривать слова. Это поднимает настроение у ребёнка, радость от общения со сверстниками, приводит к укреплению здоровья. Нет ни одного вида занятия, куда не возможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное мышление.
Формы подачи фольклора очень разнообразны. Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий зимнего развлечения для старших дошкольников Авторская народная песня для дошкольников "Русский перепляс" Консультация для воспитателей младших групп детского сада Музыкальный педагогический проект в детском саду. Старшая группа

Похожие статьи:

Сценария фольклорного праздника для старших дошкольников

Тематическое занятие в старшей группе. Славянская мифология

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Фольклор для детей 2-4 лет в детском саду

Колыбельные в развитии ребёнка

Пособие для развития речи у детей 2-3 лет | НОД по развитию речи для подготовительной группы по сказке "Три медведя" (блок "Моя семья")
Опубликовано: 2887 дней назад (27 декабря 2016)
Просмотров: 2255
0
Голосов: 0
Елена Николаевна Павленко # 2 января 2017 в 15:21 0
С Новым Годом Вас! Замечательное занятие, пронизанное любовью к своей культуре, традициям и обычаям. Мой Голос Вам!