Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией. Мягкий знак в начале и середине слова
Урок русского языка во 2 классе
Автор: Захарина Нина Леонидовна, учитель начальных классов МОУ «Скоробогатовская средняя школа»
Тема урока: «Мягкий знак в начале и середине слова. Деление для переноса слов с мягким знаком в середине»
Цель: создать условия для формирования знаний о правописании мягких согласных и способах обозначения мягкости согласных звуков на письме. Задачи: Образовательные
-сформировать умение переносить слова с мягким знаком в середине слова;
-конкретизировать представление учащихся о месте нахождения мягкого знака в слове;
-учить правильно записывать слова с изученной орфограммой. Развивающие
-способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности;
- обогащать лексический запас учащихся. Воспитательные:
-создание ситуации, способствующей размышлению, формированию оценочного суждения;
-воспитывать поведенческую культуру в ситуации, ставящей ученика перед необходимостью взаимодействия, оценивания учебной деятельности, диалога. Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная установка, смайлики, презентация «Мягкий знак»
I.Организационный момент Учитель- Здравствуйте, ребята.
-Садитесь красивые девочки и замечательные мальчики.
Мне хотелось бы узнать какое у вас настроение.
(Показывают смайлики) Учитель- Дома вы должны были узнать значение слова УЧЁНЫЙ?
(Объясняют значение слова) Учитель- Какими информационными источниками вы пользовались? Учитель- Я предлагаю вам побыть в роли учёных- исследователей. Согласны?
(-Да. Согласны) Учитель- Известно, что в русском языке много вопросов. И одним из самых загадочных и интересных объектов является мягкий знак .
СЛАЙД 1(рисунок ь) Учитель- Зафиксируйте в тетради дату начала работы над объектом.
(Записывают число). II.Актуализация знаний и постановка учебной задачи
Учитель- Для того, чтобы конкретнее узнать цель исследования посмотрите на экран.
СЛАЙД 2 (слова уголь боль)
Спрячьте мягкий знак в середину слова и разделите его для переноса
Уголь – (угольки)
Боль – (больница) Учитель- Чтобы выявить проблемы для нашего исследования
Выберите вопросы, которые нам нужно рассмотреть на уроке
СЛАЙД 3 (вопросы)
-Зачем нужен мягкий знак?
-Где он может находиться в слове?
-Что произойдёт со словом, если не поставить мягкий знак?
-Как переносят слова с мягким знаком? Сформулируйте тему нашего исследования.
Буква ь в середине и на конце слова. Перенос слов с мягким знаком в середине.
Учитель- Уважаемые учёные, какие формы работы вы могли бы предложить, чтобы наше исследование было результативным.
(Дети называют разные формы работы) III.Совместное «открытие» знаний
СЛАЙД 4(слова) Учитель- Прочитайте слова. Какое слово лишнее? По какому признаку? Подумайте, по какому признаку их можно разделить на группы.
Запишите в два столбика, разделяя для переноса.
Большой, долька, корь, борьба, фасоль, богатырь Два ученика у доски договариваются, какую группу слов записывают.
Каждый предварительно оценивает свою работу «волшебной линеечкой». Учитель- Оцените свою работу.
(По алгоритму дети оценивают свою работу). Учитель- Уважаемые учёные, оцените результаты работы своих коллег.
(Дети оценивают и определяют уровень сложности задания).
Учитель- Попробуем сделать предварительные выводы о том, где может находиться мягкий знак в слове и как переносятся слова с мягким знаком в середине.
(Дети пытаются сформулировать правило). Учитель- Я предлагаю сравнить наши выводы с выводами учебника (правило стр.125)
(Читают правило, выделяют информацию, не озвученную на уроке). Учитель- Какую новую информацию извлекли из правила?
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VI.Самостоятельное применение знаний Учитель- Не секрет, что учёные часто в своих работах используют различные символы. Мы тоже попробуем использовать в работе символы. -Диктант «Плюс-минус».
Учитель- «Плюс» поставь, когда в словах
Ты напишешь мягкий знак.
Если в слове его нет,
-«Минус» напиши в ответ.
Записывают в тетрадях.
День, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, нёс, рыть, ныть,
Кон, конь, шум, шить.
Записывают в тетрадях.
+ + - +
- - + +
- - + +
- + - +
- Проверьте
СЛАЙД 5 (знаки)
(Самопроверка с доски).
СЛАЙД 6 (Рисунок «На катке».) Учитель- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте.
(Учащиеся предполагают, о чём пойдёт речь в тексте) . Учитель- Как можно озаглавить текст?
(Дети предлагают заголовки).
-Какое настроение у детей?
-Какие чувства испытывает упавшая девочка?
-Какое у вас возникло настроение, глядя на картинку?
-Какие слова с мягким знаком, на ваш взгляд, могут встретиться в тексте?
(Называют слова с буквой ь).
СЛАЙД 7 (текст) Самостоятельное чтение текста
-Подберите виды работы по данному тексту. (На выбор: выписать слова с мягким знаком, выписать предложения с мягким знаком, выписать понравившиеся предложения с мягким знаком и др. Каждый выбирает для себя вид работы с текстом). Учитель- Оцените свои знания по изучаемому материалу. Отметьте на «волшебной линеечке» тот уровень, которому соответствуют ваши знания. (Рисуют «волшебную линеечку», отмечают уровень). Учитель- Запишите заголовок. В словах подчеркните мягкий знак и разделите их для переноса. Самостоятельная работа с текстом Учитель- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и оцените работу своего товарища.
(Взаимопроверка и оценивание выполнения работы в парах). V.Итог урока Учитель- Уважаемые учёные. Наше исследование заканчивается. Пусть ваши смайлики расскажут о вашем настроении.
(Показывают смайлики). Учитель- Какие этапы исследования показались вам особенно интересными?
-А где вы испытывали проблемы?
-Где могут пригодиться знания?
-Работу кого из коллег- учёных можно отметить?
-А как работал ты?
(Называют самые интересные и проблемные для каждого этапы урока. Отмечают ребят, работавших наиболее активно).
Домашнее задание: Дидактический материал стр.77 №69
Презентация к уроку русского языка во 2 классе. Мягкий знак в начале и середине слова
Нина Леонидовна, очень понравился ваш урок. Грамотно, логично построен ход урока. Исследование проводится в занимательной форме. На данном уроке особенно хорошо прослеживается формирование регулятивных УУД. Голосую и беру в копилку.
Здравствуйте, Нина Леонидовна! Спасибо за приглашение! Мне трудно оценить урок с методической точки зрения, т.к. опыта преподавания у меня нет, но те формы, которые Вы используете, и их разнообразие, понравились. Удачи Вам, Нина Леонидовна! +1
Спасибо, Татьяна Александровна! За оценку моей работы. В свою очередь хочу сказать, что ваша работа мне показалась интересной и полезной.Многое возьму в свою методическую копилку. С уважением Н.Л.
Волнухина Марина Васильевна #27 марта 2015 в 19:540
Здравствуйте, Нина Леонидовна! Мне очень понравился Ваш урок разнообразием форм и методов! Ваш опыт обязательно использую на своих уроках. Желаю дальнейших успехов!
Здравствуйте, Нина Леонидовна! Для меня было бы важным и на месте ребёнка, и на своём, конечно, чтобы урок был интересный, нескучный, полезный. У Вас на занятии мне было именно так. Надеюсь, что деткам легко запомнятся все правила. Спасибо! Удачи Вам! ГОЛОС!