Классный час в 6 классе на тему «Планета толерантности, Что такое толерантность?»
Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательная:
1. Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
2. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
1. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
1. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование:
раздаточный материал: карточки;
магнитная доска, мультимедийное оборудование.
Ход классного часа
1. Организационный момент.
Для проведения занятия дети делятся на 2 группы
2. Введение в тему.
И прежде чем объявить тему сегодняшнего разговора, мне бы хотелось вспомнить сказку В. Катаева «Цветик-семицветик».
1. Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)
2. Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка).
3. Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание).
4. Какие желания Жени было исполнено?
• Жёлтый лепесток – она оказалась дома со связкой баранок
• Красный лепесток – мамина вазочка склеилась
• Синий лепесток – на Северном полюсе
• Зелёный лепесток - очутиться дома
• Женя получила все игрушки, которые есть на свете
• Фиолетовый лепесток - возвращение игрушек в магазины
5. И так остался последний голубой лепесток. Женя хотела потратить его на конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты.
Задание: на голубом лепестке напишите свое желание.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы…
6. Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).
7. Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?
Правильно самое обдуманное и правильное желание было седьмое.
8. С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание?
Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все.
2. Знакомство с понятием «толерантность».
Учитель: Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». 16 ноября – Международный день толерантности. Вам понятно значение этого слова? Вот сегодня мы постараемся понять, что оно означает.
Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
На разных языках земного шара определение слова «толерантность» звучит по-разному.
Значение слова «толерантность» в разных языках.
В испанском языке:
- способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;
Во французском
– отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском
- готовность быть терпимым;
В китайском
- позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском
- прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском
- способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо)
Учитель: Что объединяет все эти определения?
Дети: Умение жить в мире и согласии со всем миром
Учитель: В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Дети: Происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности (Дети приводят примеры проявления агрессии, нетерпимости).
3. Работа по группам.
Задание 1.
Напишите, что значит быть толерантным.
• Уважать другого.
• Любить ближнего своего.
• Не злиться.
• Быть добрым, терпимым.
• Сострадать.
• Прощать.
(Дети зачитывают свои ответы)
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; сострадание; принятие другого таким, какой он есть; прощение; милосердие; уважение прав других; сотрудничество; уважение человеческого достоинства.
Учитель: «Толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?
Учитель: Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»
Задание 2.
Определение качеств толерантной личности.
Учитель: Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность, а какими - интолерантная. У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. 1 группа выбирает те, которые характеризуют толерантную личность. 2 группа выбирает те, которые характеризуют интолерантную личность.
Качества:
• Терпимость
• Бессердечность
• Конфликтность
• Сострадание
• Прощение
• Вспыльчивость
• Желание что-либо делать вместе
• Милосердие
• Злорадство
• Ложь
• Сотрудничество
• Уважение прав других
• Раздражение
• Принятие другого таким, какой он есть
• Доброжелательность
• Непонимание
• Эгоизм
• Чуткость
• Нетерпимость
• Выражение пренебрежения
• Раздражительность
• Доверие
• Равнодушие
• Зависть
• Агрессивность
Проверка результатов работы. Дети зачитывают свои ответы.
Вывод учителя:
Нетолерантный человек считает себя исключительной личностью, лучше других; он плохо воспитан; ему некомфортно в окружающей его действительности; он стремится к власти, ищет недостатки в других людях, не принимает противоположных взглядов, нетерпим.
Толерантный человек – хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей и готов всегда прийти на помощь, человек с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
5. Физминутка
Энергизатор «Здравствуй, друг»
Дети произвольно делятся на два круга. Встают друг против друга. Под слова выполняют упражнения:
• «Здравствуй, друг!» (пожимают друг другу руки)
• «Как ты тут!» (хлопают друг друга по плечу)
• «Где ты был?» (разводят руки в стороны)
• «Я скучал!» (прижимают руки к сердцу)
• «Ты пришел!» (показывают большой палец вверх)
• «Хорошо!» (обнимаются)
Внутренний круг стоит на месте. Внешний круг передвигается на одного по часовой стрелке. Повторяют упражнения.
6. Решение проблемных ситуаций.
Задание 3.
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
• Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
- Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?
Дети дают свои варианты ответов: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся и т.д.
Учитель: А я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации (на слайде).
Памятка
• Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
• Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
• Имей терпение выслушать собеседника.
• Спокойно объясни свою точку зрения.
• Подумай, из-за чего возник спор.
Другая ситуация.
• Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
- Как вы поступите в этой ситуации?
6. Игра «Волшебная рука»
Обведите на листе свою руку, напишите на пальчиках хорошие качества, а на ладошке - то, что хотелось бы изменить в себе. Вырежьте ладошку.
7.
Учитель:
Мы с вами говорили о толерантности, толерантной личности.
Задание 3
Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс, наша школа стала пространством толерантности.,
на доске прикрепляют листочки формируя цветок.
Закончить наше занятие мне хочется словами Максима Горького: “Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…”
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
Будущее мира за новыми поколениями, за вами, ребята. Так давайте сделаем, чтоб этот мир был полон тепла и любви. Это отчасти в наших руках! В руках каждого!
Рекомендуем посмотреть:
Классный час «Хлеб - всему голова», 5-7 класс
Классный час «Урок мужества», 6 класс
Классный час "Поговорим о дружбе", 6 класс
Классный час на сплочение коллектива в игровой форме, 6 класс
Похожие статьи:
Классный час «Мать Тереза», 6 класс
Классный час, 6-7 класс. Природа России
Классный час «Средства пожаротушения», 6-7 класс