Экологический проект «День открытых дверей на территории ботанического памятника природы республиканского значения «Насаждения лиственницы, дуба и сосны «Уречское»
Описание: Экологический проект «День открытых дверей на территории ботанического памятника природы республиканского значения «Насаждения лиственницы, дуба и сосны «Уречское» направлен на привлечение учащихся к изучению биоразнообразия ООПТ Слуцкого района, воспитанию у них бережного отношения к окружающему миру. Он был реализован в рамках Международной природоохранной акции «Марш парков».
Опыт организации и реализации экологического проекта представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей биологии, географии, классных руководителей.
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Цель: знакомство учащихся с ботаническим памятником природы республиканского значения «Насаждения лиственницы, дуба и сосны «Уречское».
Задачи:
- познакомить ребят с лиственницей и другими древесными растениями, показать их особенность;
- сформировать понятие взаимосвязи растений, животных и компонентов неживой природы;
- познакомить ребят с особенностями произрастания лиственницы в Беларуси;
- воспитать у ребят бережное отношение к природе, желание самим совершать исследования и открытия, оказывать помощь взрослым в охране природы.
Оборудование: компас, бинокли, бумага, ручки и т.д.
Участники проекта: учащиеся (12-16 лет) и педагоги ГУО «Слуцкий ЭБЦУ»
Место проведения: ботанический памятник природы республиканского значения «Насаждение лиственницы, дуба и сосны «Уречское».
Сроки проведения: с 22 апреля 2016 года (Всемирный день Земли) по 5 июня 2016 года (Всемирный день охраны окружающей среды)
Организационный момент:
1. Педагоги знакомят ребят с информацией о Международной природоохранной акции «Марш парков»
2. Участники проекта изучают правила поведения на территории памятника природы.
3. Изучаются меры безопасности при проведении экскурсии на ООПТ (соответствующая форма одежды и обуви, чтобы предотвратить укусы клещей, комаров и т.п.).
Этапы проекта
1 этап. Изучение литературы о ботаническом памятнике природы республиканского значения «Насаждение лиственницы, дуба и сосны «Уречское».
На этом этапе участники проекта изучили имеющуюся литературу о ООПТ, включая паспорт памятника природы (приложение 1)
2 этап. Изучение информации о лиственнице, дубе, сосне и краснокнижнике – лилии кудреватой.
Под руководством педагога Коледы Т.А. ребята кружка «Дендрология с основами экологии» подготовили информацию о лиственнице, дубе, сосне и лилии кудреватой и познакомили с ней остальных участников на конференции «Удивительное рядом».
3 этап. Проведение мероприятий, посвященных сохранению биоразнообразия растительного и животного мира Республики Беларусь.
Этот этап проекта включал проведение педагогами и старшими учащимися мероприятий с целью информирования как остальных участников проекта, так и учащихся и педагогов Слуцкого района о Международной природоохранной акции «Марш парков».
3.1. Беседа о Международной природоохранной акции «Марш парков». (Приложение 2)
3.2. Лекция о видовом составе деревьев ботанического памятника природы республиканского значения «Насаждение лиственницы, дуба и сосны».
3.3. Экологические подвижные игры: «Природа», «Кто быстрее», «Фауна».
4 этап. Экскурсия на территорию ботанического памятника природы республиканского значения «Насаждение лиственницы, дуба и сосны «Уречское».
4.1. Экскурсия «Биоценоз ботанического памятника природы республиканского значения «Насаждение лиственницы, дуба и сосны «Уречское».
Экскурсия была организована для участников проекта начальником Слуцкой районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.
4.2. Игра-путешествие «Чудо - дерево».
Педагоги Центра организовали для ребят игру-путешествие «Чудо-дерево» (Приложение 3)
4.3. Мини-исследования «Лиственница в цифрах».
Участники проекта делились на три группы, каждая выполняла мини-исследование. Затем ребята выступали с результатами своих исследований.
1. Сколько семян в одной шишке лиственницы? (собрать 20 шишек и найти среднее количество семян в одной)
2. Подсчитать сколько шишек в радиусе 10-ти метров от ствола лиственницы.
3. Изучить древесный состав (деревья и кустарники) в радиусе 10-ти метров от ствола лиственницы.
5. Результаты проекта
Результатом проекта было:
1. Изучение биоразнообразия ООПТ на территории Слуцкого района.
2. Формирование собственного жизненного опыта участников проекта по взаимодействию с окружающим миром.
3. Создание буклета ООПТ совместно со Слуцкой районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды.
4. Организация фотовыставки в «ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» по итогам проекта для учащихся учреждений образования Слуцкого района (Приложение 4).
5.Информирование населения Слуцкого района об участие учащихся и педагогов ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» в Международной природоохранной акции «Марш парков» через газеты: районную «Слуцкий край» и региональную «Инфо-курьер».
Приложение 1
Паспорт памятника природы
На территории Слуцкого района имеется ботанический памятник природы республиканского значения «Насаждения лиственницы, дуба и сосны «Уречское».
Ботанический памятник природы республиканского значения «Насаждения лиственницы, дуба и сосны «Уречское» зарегистрирован в едином реестре административно-территориальных единиц в ГУП «Национальное кадастровое агентство» 11.06.2008г №787.
Площадь памятника природы 8,2 га.
Контроль над соблюдением режима охраны и использования памятника природы возложен на ГЛХУ «Слуцкий лесхоз» согласно охранного обязательства №41 от 5 мая 2007г.
Памятник располагается в 15 км на юго-восток от города Слуцк, в 8 км на юго-восток от деревни Козловичи, в 2 км на юго-восток и северо-запад от деревни Дальние Бондари.
Границы ботанического памятника природы проходят по границе выдела 7 в квартале №52 и выдела 3 в квартале №58 Уречского лесничества Государственного лесохозяйственного учреждения «Слуцкий лесхоз».
Памятник природы представляет собой насаждения аборигенных видов - дуба черешчатого, сосны, ели и граба, а также интродуцированного вида - лиственницы европейской. Незначительную примесь к этим породам в составе древесного яруса составляют также осина, берёза бородавчатая и пушистая, липа сердцелистая, ольха чёрная и клён.
Средний возраст деревьев и среднее состояние древостоя удовлетворительное.
По периметру памятника природы пробиты визирные линии и установлены 2 граничные знака и 1 информационный знак.
Режим охраны и использования памятника природы соблюдается.
Приложение 2
Информация для беседы о международной природоохранной акции «Марш парков»
Международная акция «Марш парков»
«Марш парков» – международная акция по оказанию поддержки особо охраняемым природным территориям (ООПТ) России и сопредельных стран. Проводится по инициативе Благотворительного фонда «Центр охраны дикой природы» с 1995 г. ежегодно в России, на Украине, в Белоруссии, Армении и государствах Центральной Азии. Во время Марша парков заповедники, национальные парки, а также другие природоохранные, неправительственные и образовательные организации инициируют и проводят круглые столы, пресс-конференции, дни открытых дверей, публикации в прессе, трансляции радио- и телепередач, детские экологические мероприятия, тематические выставки, акции волонтёрской помощи и сбор благотворительных средств в поддержку охраняемых природных территорий.
Девиз Марша парков-2016: «Природе важен каждый. Сохраним биологическое разнообразие!»
Биологическое разнообразие - это совокупность всех форм жизни на Земле во всех ее проявлениях, все то множество живых организмов и их сообществ, которое сформировалось за миллионы лет эволюции. Именно естественное разнообразие жизни обеспечивает экологическое равновесие на нашей планете. Каким бы незначительным, на первый взгляд, ни казалось какое-либо растение или животное, оно вносит свой незаменимый вклад в обеспечение устойчивости не только своей местности, но и биосферы в целом.
А от экологического равновесия зависит все то, без чего не может жить человек – продуктивность почв, лесов и морей, чистота пресной воды и воздуха, обеспеченность продуктами питания и все остальное. Таким образом, естественное биологическое разнообразие – это необходимое условие выживания человечества. Но в последние два столетия под влиянием деятельности человека естественный ход экологических процессов нарушился. Чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, радикальное преобразование ландшафтов, уничтожение мест обитания животных и растений, загрязнение окружающей среды привели к резкому сокращению биоразнообразия и даже к изменению климата на планете.
Тысячи видов живых организмов или уже исчезли с лица Земли, или находятся на грани исчезновения. Только незначительная часть из них занесена в Красные книги, многие охраняются в заповедниках и других ООПТ.
Потеря же любого вида с его уникальным генетическим фондом, неповторимыми особенностями жизни и взаимоотношений с окружающим миром – невосполнима и ведет к нарушению целостности природных комплексов. Сегодня очевидно, что сохранение разнообразия живых организмов и биологических систем на Земле абсолютно необходимо и прежде всего для нас с вами.
В текущем году Международная акция «Марш парков» прошла 22–26 апреля.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ)
Огромное разнообразие жизни всегда поражало исследователей, было загадкой для ученых умов и даже казалось избыточным. И когда отдельные виды животных и растений начали исчезать с лица Земли по вине человека, этому сначала не придали значения, ведь видов было бесконечное множество.
Проблемы сохранения биоразнообразия состоит в том, что процесс исчезновения видов идет очень быстро и носит абсолютно необратимый характер.
С начала 17 века на территории Республики Беларусь из-за деятельности человека исчезло более 20 видов наземных позвоночных. Среди них 2 вымерших вида: тур и лесной тарпан. Из состава флора Беларуси за последнее 100-200 лет под влиянием антропогенных факторов исчезло 46 видов аборигенных растений.
На сегодняшний день в Беларуси обитает около 11500 видов растений и около 30457 видов животных.
Важная роль в сохранении биоразнообразия принадлежит особо охраняемым природным территориям (ООПТ). ООПТ – это участки суши или водной поверхности, которые полностью или частично исключены из хозяйственного использования и предназначены для сохранения дикой природы в нетронутом виде.
ООПТ делятся на следующие 4 категории: заповедники, заказники, национальные парки и памятники природы.
В настоящее время в Беларуси функционирует 1 заповедник (Березинский биосферный), 4 национальных парка (Беловежская пуща, Припятский, Браславские озера и Нарочанский), 433 заказника и 861 памятник природы.
Березинский биосферный заповедник и национальный парк «Беловежская пуща» имеют европейский диплом для охраняемых территорий и статус биосферных резерватов Европы. Национальный парк «Беловежская пуща» включен в список объектов всемирного природного наследия.
Республиканские ландшафтные заказники «Ольманские болота», «Средняя Припять», «Простырь», «Котра», «Освейский», «Ельня» и биологические заказники «Споровский» и «Званец» включены в список вводно-болотных угодий международного значения (рамсарских угодий). Заказнику «Простырь» единственному в Восточной Европе присвоен статус трансграничного (Беларусь – Украина) рамсарского угодья.
В Минской области доля ООПТ занимает 6,2 % от общей площади области – это 246,6 га (2008 г.).
Особой охране подлежит памятник природы. Это элементы рельефа, участки с реликтовой растительностью, места произрастания редких видов, очень старые деревья и т.д. Иначе говоря, это отдельные охраняемые природные объекты, имеющие научные, историческое и культурно-эстетическое значение.
Ботанический памятник природы республиканского значения «Насаждение лиственницы, дуба и сосны «Уречское»
Этот памятник природы представляет собой насаждение аборигенных видов – дуба черешчатого, сосны, ели и граба, а также интродуцированного вида – лиственницы европейской. Здесь можно встретить осину, клен, ольху черную, березу бородавчатую и пушистую, а также липу сердцелистную.
Отдельные наиболее крупные деревья преобладающих пород достигают следующих показателей максимального диаметра ствола: дуб – 80 см, ель – 70 см, лиственница – 65 см, сосна – 60 см, граб – 35 см. средний возраст деревьев составляет 100 – 110 лет.
В пределах территории памятника природы произрастает вид растения, занесенного в Красную книгу Беларуси – лилия кудреватая или царские кудри. Кроме того, отмеченные виды, включенные в список дикорастущих декоративных, лекарственных, пищевых и других хозяйственно-полезных видов растений, нуждающихся в профилактической охране и рациональном использовании на территории Республики. Площадь памятника природы – 8,2 га.
Лиственница европейская
Из деревьев наибольший интерес представляет лиственница. Она отличается от всех остальных наших хвойных тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Перед опаданием хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. На молодых побегах текущего года хвоинки располагаются поодиночке. На более старых побегах они собраны в пучки по 20-60 штук. Хвоя мягкая, нежная.
Ранней весной на ветвях лиственницы появляются молодые мужские шишечки, содержащие пыльцу и женские шишечки, в которых впоследствии созревают семена.
Семена лиственницы своеобразны по всхожести. Если посеять зрелые сухие семена в горшок с землей, который находится в обычной жилой комнате, они не будут прорастать, даже если землю регулярно поливать. Для того чтобы появились всходы, семена необходимо подвергнуть особой обработке – довольно продолжительному охлаждению при температуре около нуля во влажном состоянии. Только после такого воздействия, они приобретают способность к прорастанию. Поэтому в условиях климата Беларуси лиственница всходов не дает. Лиственница, как и сосна, имеет толстую кору и благодаря этому она малочувствительна к огню, она почти не страдает от низовых пожаров.
Древесина лиственницы тяжелая, смолистая, крепкая, несколько напоминающая по своим свойствам древесину дуба. Благодаря смолам и камеди бревна долго сохраняются в воде, не загнивая, благодаря чему используются для различных подводных сооружений. Хороша древесина также для рудничных стоек, шпал, как топливо.
Из археологии известны постройки из лиственницы, которые простояли под землей 15 веков! Древесина в этих постройках окаменела, но не разрушилась.
Лиственница очень светолюбива. Она имеет рыхлую, ажурную крону, пропускающую много света. Как и другие светолюбивые древесные породы, лиственница быстро растет в молодости. К климатическим условиям она не требовательна, поэтому часто культивируется человеком.
Лилия кудреватая
Это многолетнее травянистое растение с золотисто-желтой чешуйчатой луковицей и прямостоячим облиственным стеблем высотой 30-120 см. листья широколанцетные, в средней части стебля собраны по 6-8 в ложной мутовке, в верхней – очередные. Цветки крупные, поникающие, в верхушечной редкой кисти. Околоцветник с 6 продолговатыми, дугообразно отогнутыми грязноровыми с темными пятнами лепестками. Плод – многосемянная шестигранная обратнояйцевидная коробочка. Обычно растет небольшими группами или отдельными экземплярами.
В Красную книгу Республики Беларусь лилия кудреватая попала из-за хозяйственной трансформации земель, рубка леса, выпас скота, сбор растений и т.п.
Для сохранения необходимо широкое введение вида в культуру в качестве декоративного, лекарственного и медоносного растения. А также изучение мест произрастания лилии и уменьшения в этих местах антропогенного фактора.
Режим охраны и использования памятника природы «Насаждение лиственницы, дуба и сосны «Уречское».
На территории (8,2 га) запрещается уничтожение, включая рубку, или повреждение деревьев и иной древесно-кустарниковой растительности, изменение ее видового состава, возведение построек, прокладка новых дорог, разжигание костров, установка палаток и т.п.
Приложение 3
Игра-путешествие «Чудо-дерево»
Цель: знакомство с биоценозом ботанического памятника природы республиканского значения «Насаждение лиственницы, дуба и сосны».
Участники проекта делятся на четыре команды, в каждой выбирается командир. Команды получают путевые листы и отправляются в путешествие.
Остановка «Лиственница»
На этой остановке ребятам необходимо ответить на вопросы
1. Назовите хвойные растения Беларуси (ель, сосна, пихта, лиственница, можжевельник)
2. Чем лиственница отличается от всех остальных хвойных деревьев Беларуси? (сбрасывает хвою)
3. Что происходит с хвоей лиственницы перед опадением? (желтеет)
4. К светолюбивым или теневыносливым растениям относится лиственница? (светолюбивым)
5. Шишки ели созревают 1 год, шишки сосны – 2 года, а у лиственницы? (в первую осень)
6. У сосны иголки располагаются парами, у ели – одиночно, а у лиственницы? (молодые одиночно, старшие пучками по 20 и более хвоинок)
7. У лиственницы иголки живут мало, а сколько лет живут иголки сосны? (2-3 года)
8. Сколько лет живут листья ели? (5-7 лет)
9. Каким веществам лиственница обязана большой прочности древесины? (смолы, камедь)
10. В пресной или морской воде дольше хранится древесина лиственницы? (одинаково)
11. Какой итальянский город стоит на сваях из лиственницы? (Венеция)
12. Почему лиственницу нельзя транспортировать по воде самосплавом? (у нее тяжелая древесина и в воде она быстро тонет)
Остановка «Что можно делать в лесу?»
На этой остановке участники получают таблицу, в которую записывают 10 вариантов того, что можно делать в лесу.
Вариант ответа:
Слушать пение птиц
Нюхать цветы
Изучать видовой состав флоры
Изучать видовой состав фауны
Наблюдать за животными
Фотоохота (не мешая животным)
Любоваться окружающим миром
Развешивать домики для птиц
Остановка «Этажи леса»
Произрастающие в лесных сообществах деревья, кустарники и травы образуют по вертикали несколько «этажей» или ярусов.
1.Верхний древесный ярус - свыше 20-25 м
2.Кустарниковый ярус - 10-20 м
3.Травяно-кустарниковый
4.Мохово-лишайниковый
Ребятам предлагается список растений, которые необходимо распределить по ярусам.
(Клен, Сосна, Лещина, Лиственница, Береза, Бересклет, Вороний глаз, Вереск, Молодило, Дикая яблоня, Цмин песчаный, Черника, Дикая груша, Брусника, Медуница, Ландыш, Рябина, Ольха, Колокольчик, Иван-чай, Мох, Крушина)
Остановка «Квадрат два на два»
На этой остановке ребятам необходимо на территории 2 метра на 2 метра определить видовой состав флоры и фауны.
Результат участников:
1. Сосна обыкновенная
2. Дуб черешчатый
3. Ель обыкновенная
4. Лиственница европейская
5. Береза бородавчатая
6. Липа сердцевидная
7. Клен обыкновенный
8. Граб обыкновенный
9. Лещина обыкновенная
10. Бересклет бородавчатый
11. Крушина ломкая
12. Можжевельник обыкновенный
13. Калина обыкновенная
14. Копытень европейский
15. Молодило
16. Медуница неясная
17. Лапчатка прямостоячая
18. Вереск
19. Иван-чай
20. Герань кроваво-красная
21. Чабрец
22. Орляк обыкновенный
23. Ястребинка волосистая
24. Ландыш майский
25. Черника
26. Брусника
27. Ольха черная
28. Муравей лесной
29. Усач длинноусый
30. Жужелица шагреневая
31. Травяная лягушка
32. Прыткая ящерица
33. Безногая ящерица веретеница
34. Мхи
35. Большой пестрый дятел
36. Мохногий сыч
37. Пеночка-трещотка
38. Рыжая полевка
39. Лилия кудреватая
40. Лишайники
Экологическая викторина
(проводится для командиров)
1. Какая на ваш взгляд польза леса? (древесина, дары леса, уменьшает испарение влаги, источник здоровья)
2. Листья, каких растений можно использовать в лесу для заварки чая? (земляники, малины, брусники, черники, клюквы, кипрея)
3. Какой самый страшный враг леса? (пожар)
4. Почему нельзя трогать птиц в гнездах? (птицы его бросают)
5. Можно ли чернику назвать лекарством? (да, ее экстракт улучшает зрение, в ее плодах содержится марганец больше, чем в других ягодах)
6. Правильно ли делать всех животных и растения на полезных и вредных? (нет)
7. Какая ягода заменит лимон? (клюква, в ней содержится лимонная кислота, которая возбуждает деятельность пищеварительных желез)
8. Какие вы знаете деревья и кустарники, обладающие целебными свойствами? (дуб, береза, ольха, крушина, калина, боярышник)
9. Как должен поступить настоящий друг природы, встретив на пути гадюку? (обойти ее стороной)
10. Можно ли вырубать в лесу дуплистые деревья? (нет, в них гнездятся птицы и летучие мыши, уничтожающие вредителей леса)
11. Каких насекомых называют санитарами леса? (муравьи)
12. Чем опасны для деревьев различного рода повреждения? (проникают споры грибов-трутовиков и вызывают гниль дерева)
13. Какую ящерицу путают со змеей, почему ее нельзя убивать? (веретеницу, она уничтожает личинки насекомых и слизней)
14. Почему нельзя уничтожать мухоморы в лесу? (животные их поедают, чтобы выгнать паразитов)
15. Какой весенний цветок четырежды меняет цвет? (цветок медуница – розовый, пурпурный, фиолетовый и синий)
16. Почему идя в лес, нужно использовать одежду, закрывающую открытые участки тела? (во избежание попадания клещей)
17. Почему в сосновом лесу мы видим много отмерших сучьев, а у деревьев зеленеют верхушки? (сосна светолюбивое дерево, если сучья получают мало света, то они отмирают)
18. Ягодка лесная, тонкий аромат,
Шевелит усами – радует ребят,
Лечит почки, печень, атеросклероз,
Витамины детям улучшают рост (земляника)
19. «Дикая рябина» - что это за растение и где применяется? (пижма, имеет листья, похожие на листья рябины, цветы используются как глистогонное средство)
20. Какое растение узнают даже слепые? (крапива)
Подведение итогов игры
Приложение 4
Фотоработы участников экологического проекта «День открытых дверей на территории ботанического памятника природы республиканского значения «Насаждения лиственницы, дуба и сосны «Уречское»
Рекомендуем посмотреть:
Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной"
Экологический проект в средней группе. Зимующие птицы
Итоговое занятие по музыкально - экологическому проекту для детей средней группы. Помогите птицам
Экологический проект для школьников с презентацией «Урожайные грядки»
Похожие статьи:
Метод проектов в экологическом воспитании младших дошкольников