Экологическое исследование «Реклама в почтовом ящике»
Описание. Исследовательская работа по экологии, направленная на изучение рекламы на бумажных носителях, поступающей в почтовые ящики жителей г.Слуцка. В ней рассматривается роль рекламы в обществе и возможности её использования в декоративно-прикладном творчестве детей. Автор выступала с данным исследованием перед учащимися ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся». Исследование может представлять интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей биологии и начальных классов, а также всех заинтересованных в проблемах энергосбережения.
Автор: Кононович Екатерина, 15 лет, учащаяся объединения по интересам «Эврика», ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Руководитель: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Введение
Реклама появилась как следствие развития торговли. Изначально, цели этого явления, ставшего сегодня обыденным, были просты: представить потенциальным покупателям товар или услугу и побудить их к покупке.
Современная реклама многофункциональна, и существует в различных формах. Одна из её форм - рекламные буклеты, листовки и газеты. Для их изготовления требуется древесина ели и сосны. Продолжительность жизни ели европейской 300-400 лет, сосны обыкновенной – 100 лет.
Еще сотни лет тому назад огромная часть земной поверхности была покрыта лесами, то сегодня площадь, занимаемая лесами, резко сократилась, а кое-где они и вовсе исчезли. Поэтому возникает вопрос: «Стоит ли губить лес для изготовления рекламных буклетов, листовок и газет, если человек часто не доносит их даже до своей квартиры?»
Актуальность темы исследования заключается в попытке найти компромисс между необходимостью бережного отношения к лесу и развитием рекламы в современной жизни.
Цель исследования: определение количества деревьев и бумаги, необходимой на производство рекламы, оказавшейся в течение одного месяца в почтовых ящиках жителей г.Слуцка.
Задачи:
- познакомиться со значением леса в жизни человека и историей появления бумаги;
- раскрыть значение рекламы в современной жизни общества;
- воспитать бережное отношение к потреблению бумаги, как продукту, для изготовления которого используется древесина;
- предложить свой вариант использования рекламной продукции на бумажных носителях в декоративно-прикладном творчестве детей.
Объект исследования: рекламная продукция (газеты, буклеты, листовки) в почтовом ящике.
Методы исследования:
- поисковый метод;
- метод анализа и сравнения;
- метод анкетирования;
- метод обобщения.
Обзор источников
Глава 1. Значение лесов для человека
Лес – один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т. д.
Леса играют большую роль в развитии экономики, улучшении окружающей среды, повышении благосостояния народа.
Сами деревья – мощнейшие создатели биомассы; это поставщики топлива, а главное – древесины, технического сырья, дубильных, лекарственных, красящих и многих других полезных веществ. Без дубильного экстракта, получаемого из коры лесных деревьев, не обходится, например, кожевенная промышленность. Из древесины изготавливают более 20 тысяч видов изделий и продуктов: шпалы, тара, фанера, мебель, бумага, картон и т.д. Даже при изготовлении пластмассы, удобрений, взрывчатых веществ используют древесину. Из древесных опилок получают спирт, сахар, синтетический каучук.
С давних пор люди используют дикорастущие растения, как пищу и лекарство. Широко известны целебные свойства облепихи, черемухи, малины, шиповника, зверобоя, смородины и многих других лекарственных растений.
Влияние леса на ход процессов, протекающих в природе, весьма разнообразно.
Лесные экосистемы очень важны для жизни биосферы.
Во-первых, они обогащают атмосферу кислородом и поддерживают уровень содержания в ней диоксида углерода. Деревья являются той зеленой фабрикой, которая восстанавливает живительную силу отработанного воздуха. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и тем быстрее поглощают углекислый газ. В настоящее время установлено, что более половины фотосинтетического кислорода атмосферы поставляется лесами.
Во-вторых, леса играют большую роль в круговороте воды. Деревья испаряют в атмосферу влагу и благотворно влияют на климат, повышая влажность воздуха. Леса уменьшают поверхностный сток и этим они препятствуют смыву и размыву почвы талыми и дождевыми водами, выступают в качестве важного почвозащитного фактора. Вырубка лесов обычно приводит к обмелению рек, исчезновению родников, пересыханию ручьев.
В-третьих, лесные почвы фильтруют воды, стекающие с полей и промышленных площадок, и очищают их от многих вредных примесей.
В-четвертых, лес – это место обитания многих видов животных и растений.
При рациональном использовании лесных экосистем в них поддерживается экологическое равновесие – естественным путем возобновляются популяции растений, животных и грибов. В итоге – сохраняется и биосферная роль лесов. Однако принципы рационального использования лесов соблюдаются не всегда.
Основные нарушения лесопользования
1. Превышение заготовки древесины в пределах годичного прироста, при котором лесу наносится существенный урон, и он не может восстановиться.
2. Не контролируемый выпас скота. При выпасе погибают молодые деревца, которые скот объедает и вытаптывает, ухудшаются условия для роста взрослых деревьев, исчезают птицы и массово размножаются вредители.
3. Отрицательно влияют на лесные экосистемы выбросы в атмосферу токсичных газов и пыли промышленными предприятиями и транспортом.
4. Леса могут погибать при строительстве водохранилищ и крупных дорог, нарушающих подземный сток грунтовых вод. В прилегающих к водохранилищу низких местах и вдоль дорог к поверхности приближаются грунтовые воды. Это называется подтоплением. Такие породы, как липа, дуб или сосна, не приспособлены к жизни на переувлажненных почвах и погибают.
5. При чрезмерной заготовке даров леса: грибов, ягод, лекарственных растений и ненормированном отстреле дичи ресурсы леса истощаются.
6. Обеднение видового состава лесов происходит при использовании химических препаратов. В современном лесоводстве применяют химические средства борьбы с насекомыми-вредителями. В год использования пестициды подавляют вредителей, но вместе с ними уничтожают много «врагов наших врагов» – хищных насекомых (ос, муравьёв) и птиц. На следующий год более массовые популяции вредителей могут вновь быстро восстановиться, а контролирующие их плотность менее многочисленные виды вообще исчезнуть. Экологическое равновесие будет нарушено, и пестициды придётся применять каждый год, всё больше ухудшая экологическую ситуацию в лесу и уменьшая разнообразие обитающих в нём животных.
Глава 2. История появления бумаги
Мы все в той или иной степени повседневно сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. Это, если можно так сказать, общение с бумагой начинается в раннем детстве, когда ребёнок тянется к яркой книжке, к белому листу, чтобы оставить на нём следы своих первых упражнений карандашом. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда он обращается к документам – паспорту, диплому, справке, когда берёт в руки книгу, извлекает из почтового ящика корреспонденцию. Но что мы знаем о путях появления бумаги?
Слово «бумага», как считается, произошло от итальянского слова «bambagia», что в переводе означает «хлопок». Странно, конечно. Ведь первые писчие листы делали совсем даже не из хлопка, а из папируса и пергамента.
Пергамент изготавливали монахи. Его обычно делали из шкур баранов, козлов, телят, волов. Процесс изготовления пергамента был очень трудоемким.
Папирус - это гигантское многолетнее травянистое растение высотой до 5 м, и стебли у него до 7 см в диаметре. Самые древние из известных папирусов-рукописей датируются III тысячелетием до нашей эры.
Но к XII веку производство папируса как писчего материала полностью прекратилось, а его место прочно заняла бумага.
До сих пор точно неизвестно, когда она была изобретена. Несомненно, что начало следует искать в Китае. Считается, что бумага появилась в Китае в 105 г. нового летосчисления.
На рубеже II и III веков новой эры бумага, изготовленная из растительных волокон, не считалась в Китае редким материалом. В III веке она полностью вытеснила из употребления деревянные дощечки, используемые для письма ранее. Китайская бумага хранилась очень долго, так как её пропитывали специальными веществами, которые отпугивали вредных насекомых. С незапамятных времен в Китае существовал способ размножения текстов с помощью печаток. Первоначально оттиски делали на глиняных и бамбуковых дощечках, позже для этих целей стали использовать бумагу. Из неё делали всевозможные украшения, зонты, веера, в нее заворачивали продукты, она вставлялась в окна.
В течение многих веков китайцы единолично владели секретами изготовления бумаги, оберегая тайны ремесла.
Историки называют разные даты появления бумаги в тех или иных местах. Если мысленно проследовать маршруты проникновения бумаги из Китая на Восток и Запад, то окажется, что во II веке новой эры она достигла Кореи.
В 3 веке бумага через Корею двинулась к берегам Японии. Но развитие бумажного производства в Стране восходящего солнца началось только в 610 г.
В III веке с бумагой познакомились народы Центральной Азии. В VII веке стала известна в Индии, в VIII веке - в Западной Азии. В X столетии бумага дошла до Африки, в XII - вступила в Европу, в XVI - ее уже знали в Америке. На Американском континенте бумага сперва появилась в Мексике, но позже, где-то в XVIІ веке возникло ручное производство бумаги на территории нынешних Соединенных Штатов Америки.
Арабы, образовавшие в VII- VIII веках на завоеванных землях Азии, Африки и частично Европы обширное государство, построили с помощью пленных китайцев первую бумажную мастерскую в Самарканде. У них не было таких растительных материалов для изготовления бумаги, которыми пользовались китайцы и японцы, поэтому бумагу стали делать из тряпья (хлопка). Ее использовали для книг.
Новшества, внесенные арабами в бумажное производство, способствовали успешному его развитию. Так, арабы первыми подметили, что растирать бумажную массу практичнее, чем толочь ее в ступе пестом.
Первой в Европе начала делать бумагу Испания, переняв искусство изготовления бумаги у своих завоевателей - арабов.
Продолжая шествовать по Европе, бумага завоевывала все новые и новые страны. В 1300 г. ее начала изготавливать Венгрия, в 1390 г. - Германия, в 1494 г. - Англия, в 1565 г. - Россия. В 1586 г. бумажное производство основано в Голландии, в 1698 г. - в Швеции.
Мы видим, что бумага приходит из одной страны в другую через равные промежутки времени, примерно через 50-100 лет и значение её растет.
Последующие несколько веков привели к такому прогрессу в производстве бумаги, что открылась возможность использовать ее не только как материал для письма.
Конечно, за многие столетия развития бумажного производства технология изготовления бумаги претерпела значительные изменения, хотя принципы формирования бумажного полотна не изменилось.
Революционным явилось изобретение мелованной бумаги - покрытия бумажной основы специальной пастой на основе каолина.
Сегодня бумага изготавливается из древесины деревьев, в основном ели и сосны.
Глава 3 История развития рекламы
Современная реклама многофункциональна, и существует в различных формах.
Самые же ее примитивные виды применялись еще во времена «до нашей эры». Так, древнейшим образцом рекламного обращения, дошедшего до наших дней, считается египетский папирус. В эпоху фараонов это средство применялось для извещения общественности о продаже рабов. Древняя Греция и Рим, достигшие расцвета уже в глубокой древности, также использовали рекламные объявления, написанные на деревянных дощечках, выгравированные на меди или кости, которые обнародовались на площадях и в других местах массового посещения людьми.
С расцветом античной культуры рекламная деятельность также приобретает все более сложные формы, базируясь на «горячей» информации. Теперь реклама – это уже целый комплекс словесных, звуковых, письменных и изобразительных приемов, направленный на создание определенного образа (имиджа) рекламируемого объекта. Разумеется, у такой формы рекламы больше возможности воздействия на потенциальных клиентов: привлекая их внимание и вызывая интерес, она побуждает к ожидаемым рекламодателем действиям - покупке. Изобретение книгопечатания определило наступлению нового качественного этапа в развитии рекламы.
Распространение типографского дела, основанного Гуттенбергом, стремительно охватывает всю Европу на протяжении второй половины XV века. В 1472 году родилось первое печатное рекламное объявление – из листовки, вывешенной на дверях одной из лондонских церквей, прихожане узнавали о продаже молитвенника. Основоположником печатной рекламы в Европе как направления считается врач Теофраст Ревностно, который в 1630г. открыл в Париже справочную контору. Этим предприятием в популярной «Французской газете» печатались рекламные объявления. Так, первым опубликованным рекламным объявлением стало извещение о предоставлении награды тому, кто укажет местонахождение 12-ти украденных лошадей. Это объявление вышло и в одной из газет Лондона.
Следующим логическим этапом в развитии рекламы становится ее определение в XIX веке в качестве основной деятельности специализированными компаниями и агентствами. Рекламой начинают заниматься не только организации, имеющие разветвленную сеть отделений и представительств, но и создаваемые в промышленных и торговых компаниях, крупных предприятиях, издательствах и т. д. отделы. Работа первых рекламных агентств начиналась с банального выкупа печатных площадей для последующей перепродажи рекламодателям с добавлением комиссии.
В СССР впервые реклама, обращенная к массовому потребителю, появилась в 80-е годы XX века, в годы перестройки. С начало это были объявления в средствах массовой информации о зарубежных товарах; естественно, ряд иностранных фирм заплатили значительные суммы денег за нее.
Сегодня развивается целая индустрия рекламного бизнеса. Об этом свидетельствуют, такие очевидные показатели как:
- возникновение большого числа рекламных агентств;
- возрастающее количество людей, занимающихся рекламой как своей основной специальностью;
- появление терпимости, а в ряде случаев и полностью положительной оценки рекламы в жизни общества.
По оценке западных специалистов, развитие рекламы только набирает силу, его темпы и качество будут зависеть от возможностей и темпов развития экономик стран.
Современные рекламные носители. Использование обычных предметов и объектов в качестве рекламоносителей в мире распространено довольно широко. Пассажиры маршрутного такси в дороге смотрят рекламные ролики. Реклама появилась на стенках зданий и тоннелей. Появляются баннеры, растянутые вдоль дорог. Все чаще можно увидеть электронный рекламный щит, а также щиты рекламирующие товары и услуги в подъездах и лифтах. Большинство специалистов считает использование так называемых ambient media (окружающих предметов и среды) эффективным и необходимым, поскольку реклама достигает органов чувств человека в самых неожиданных местах. А самое главное все эти способы не влекут за собой уничтожение лесных угодий. Тем самым продлевают жизнь всего живого на Земле.
Однако реклама на бумажных носителях продолжает существовать!
Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м3 древесины. Если учесть, что средний объем одного бревна (дерева) - 0,33 м3, то для производства 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев. А из 1 тонны бумаги можно изготовить порядка 30 тысяч обычных ученических тетрадей.
Основная часть
1 этап. Анкетирование жителей г.Слуцка
Цель: изучение отношения жителей города к рекламе в почтовом ящике.
На этом этапе было проанкетировано 50 человек в возрасте от 20 до 50 лет. На вопрос «Какую рекламу Вы предпочитаете?» большинство (61%) ответило – размещенную в интернете. Многие высказались против рекламы в почтовых ящиках.
2 этап. Сбор рекламы на бумажных носителях
Цель: сбор рекламы на бумажных носителях из почтового ящика.
В течение 4-х месяцев собирала рекламу из почтового ящика своей квартиры.
3 этап. Расчет количества деревьев, которые идут на изготовление рекламы, оказавшейся в течение одного месяца, в почтовых ящиках жителей г.Слуцка
Цель: определение количества деревьев, которое необходимо срубить для изготовления рекламы.
1. Определила массу рекламы в почтовом ящике за один месяц для одной квартиры.
Для этого, я собрала весь рекламный материал (буклеты и рекламные газеты), поступаемый в почтовый ящик моей квартиры в течение 4-х месяцев (1,7кг), а затем нашла массу собранного материала за 1месяц.
Масса собранного материала за 1 месяц 0,425кг
2. Определила общую массу рекламных буклетов и газет за один месяц в своем доме на 144 квартиры. Она равна 61,2 кг.
3. Определила, сколько деревьев пойдет на изготовление рекламы, оказавшейся в течение одного месяца в почтовых ящиках одного дома на 144 квартиры.
Для производства одной тонны бумаги, согласно интернет источникам, необходимо срубить 17 деревьев.Тогда для изготовления 61,2 кг рекламы на бумажных носителях необходимо срубить 1 дерево.
4. Определила сколько примерно деревьев пойдет на изготовление бумажной рекламы для жителей г.Слуцка за один месяц.
Для этого мы предполагаем, что в одной квартире (или одном частном доме) живет примерно 4 человека. Зная, что в г.Слуцке проживает около 6400 человек, получаем примерно 11 деревьев.
Соответственно для изготовления рекламы, которая попадает в почтовые ящики жителей г.Слуцка в течение года, придется срубить 132 дерева.
Зная, что в Республике Беларусь на начало 2016 года население составляло 9498884 человека, получаем, что за месяц на рекламу вырубается 195502 дерева. А это уже небольшой лес!
4 этап. Реклама в декоративно-прикладном творчестве
Цель: найти применение рекламы в декоративно-прикладном творчестве детей.
Наиболее доступный и широко используемый способ утилизации использованной рекламы на бумажных носителях – это её сбор и сдача на макулатуру.
Во время сбора рекламы я обратила внимание на то, что большинство рекламных буклетов и газет очень яркие, и решила попробовать заменить ими цветную бумагу, используемую в некоторых декоративно-прикладных бумажных техниках.
Для этого, я изучила различные техники работы с бумагой и попробовала использование рекламных буклетов и газет вместо цветной бумаги.
Наиболее интересные работы получились в технике айрис-фолдинг, оригами, мозаика и квиллинг.
Для учащихся (7-9 лет) объединения по интересам «Занимательная биология» я с помощью педагога организовала и провела мастер-классы по изготовлению творческих работ с использованием рекламной продукции - «Летучие мыши» в технике айрис-фолдинг, «Волшебный лист» в технике мозаика, «Чудо своими руками» в технике оригами и «Золотая рыбка» в технике квиллинг.
Заключение
В процессе проведения своей исследовательской работы я расширила свои знания о значении леса, познакомилась с историей появления бумаги, изучила историю развития рекламы.
Результаты, полученные во время исследования, показали, что количество рекламы на бумажных носителях очень большое. Это реклама в почтовых ящиках, в магазинах, аптеках, на остановках городского транспорта и так далее. Так как в современном мире существует замена рекламы на бумажных носителях, я считаю, что не целесообразно использовать бумагу для производства рекламы. Согласно опросу жильцов моего дома, большинство её даже не читает. А ведь за этими газетами-однодневками и буклетами - жизнь леса. Я надеюсь, что уже в недалёком будущем в нашей стране современные электронные рекламные носители заменят бумажные однодневки.
Выводы:
1. Леса Республики Беларусь, и планеты в целом, требуют бережного отношения.
2. Значение рекламы в современной жизни людей постоянно возрастает, поэтому необходимо преимущественно использовать интернет-ресурсы, и по минимуму - бумагу.
3. В целях сохранения леса рекламу на бумажных носителях необходимо собирать для сдачи на макулатуру.
4. Рекламными буклетами и газетами можно заменить цветную бумагу, широко используемую в декоративно-прикладном творчестве детей, тем самым сократив количество потребляемой древесины.
Результат моей работы:
1. Пропаганда сбора рекламы на бумажных носителях в качестве макулатуры.
2. Трансляция опыта использования бумажной рекламной продукции в декоративно-прикладном творчестве.
3. Организация и проведение экологических мероприятий для привлечения внимания учащихся к необходимости охраны леса.
Рекомендуем посмотреть:
Экологический проект с презентацией, 5-6 класс. Проблема энергосбережения
Консультация для родителей o подготовке и организации загородных прогулок в летний период
Экологическая акция для школьников «Чистый берег=чистая вода»
Программа объединения по интересам экологического профиля для школьников
Похожие статьи:
Экологическое лото. Сценарий
Практические исследования во внеклассной работе по экологии