Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в детском саду

Сказкотерапия как здоровьеберегающая технология для дошкольников
Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей.
Комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников получил общее название- «здоровьесберегающие технологии».

1. Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика).
- Технологии обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»), точечный массаж).
Технологии коррекционные (артикуляционная гимнастика, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия , арттерапия, сказкотерапия).

2. Сказкотерапия
Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций , где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

Сказки в свете сказкотерапии
Функции сказок
Сказка в свете сказкотерапии обычно выполняет три функции: диагностическую, прогностическую и терапевтическую (коррекционную).

Диагностическая функция – выявление существующей проблемы ребенка.
Сказка «Новость» (Сказка рассказывается для выявления у ребенка тревожности или страха, о существовании которых родители могут даже и не подозревать). «Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, из школы ), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?»

Нормальные ответы: - у нас будут гости; кто-нибудь приедет и т. д.
Патологические ответы: - кто-то умер; мама хочет отругать за то, что он гулял; мама хочет что-то наказать за то, что он опоздал и т. д.

Прогностическая функция сказки проявляется в той части сказки, которая повествует о будущем героя. Попросите сочинить ребенка сказку, и вы сразу узнаете все об особенностях и возможной будущей жизни ребенка, его ранние детские переживания и чем сейчас живет ребенок.

Терапевтическая (коррекционная) функция ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет стремиться пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.

Виды сказок
По содержанию:
- сказки о животных лучше всего передадут жизненный опыт маленьким детям. Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными и стараются быть похожими на них («Теремок», «Зимовье зверей» и т.д.);
- сказки бытовые рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях(«Дочь- семилетка, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т.д.);
- волшебные сказки предпочитают дети 5- 7 лет. Этот возраст характерен тем, что дети начинают интересоваться человеческими взаимоотношениями. Поэтому героями сказок должны быть люди: или обычные, с соседнего двора, или наделенные волшебными качествами – волшебники, феи..(«Царевна- лягушка», «Кощей Бессмертный» и т.д.)

По задаче:
1. Дидактические сказки создаются педагогами для создания положительной мотивации к учебному процессу. Эта категория сказок призвана передать в доступной форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.

2. Психокоррекционные сказки сочиняются педагогами, психологами для мягкого влияния на поведение ребенка. Сказки этого типа применяются с 4 до 11-13 лет и используются для коррекции агрессивного поведения, застенчивости, гиперактивности и т.д.
Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писатели, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще.

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого” поведения. Обычно их пять.

Ребенок ведет себя плохо, если:
- Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут предложены положительные способы привлечения внимания.
- Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. В этой сказке основная мысль будет о том, что хороший «предводитель» прежде всего заботиться о своих друзьях.
- Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и правильная модель поведения.
- Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
- У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним («Нехочуха», «Золотая антилопа», «Горшочек каши» и др.).

3. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе. Развивают различные виды чувствительности: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную и кинестетическую.

В них как правило нет сюжета. Отсутствуют конфликты и злые герои, дабы мыслительная деятельность ребенка отдыхала, а работало только воображение. Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказки прост:
30-40 секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну...» или «к синему морю…».

4. Психотерапевтические сказки создаются для того. Чтобы оказать своевремен¬ную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, выле¬чить психоэмоциональную травму.
Психотерапевтические сказки используются только специалистами. Все остальные сказки можно смело использовать для развития обучения и воспитания ребёнка в зависимости от выбранной цели.

Формы работы в сказкотерапии
Рассказывание сказок:
- Рассказывание сказок как сказкотерапевтический метод имеет свои особенности.
- Рассказывание от третьего лица. Рассказывает взрослый.
- Групповое рассказывание сказок. Каждый из группы детей по очереди рассказывает маленький кусочек известной всем сказки.
- Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана, дети придумывают к ней продолжение.

Групповое придумывание сказки. Первый ребенок говорит первую фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот прием помогает развивать произвольную память; фантазию и воображение; умение выражать свои мысли; умение слушать.

Сочинение сказок. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности.

Заключение
Итак, ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами.

Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения, ненавязчиво слушать других и выражать свои мысли.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.
Разыгрывая сказку ребенок и танцует, и играет в различные подвижные игры, т.е. развивается еще и двигательная активность.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей.

Мир сказок многолик и многообразен. Каждая сказка, прочитанная ребенку, должна иметь назначение. Заметив робость в его поведении, читайте сказки, подавляющие чувство страха. На развитие эгоистических черт характера старайтесь воздействовать сказками, способствующими устранению агрессии. А еще сказки могут помочь малышу, находящемуся в состоянии стресса или печали.

Сказки, избавляющие от зависти, жадности: «Каша из топора», «Цветик-семицветик».
Сказки, способствующие развитию ответственности: «О стойком оловянном солдатике», «Гуси лебеди».
Сказки, избавляющие от зависти, жадности: «Айболит», «Храбрый утенок», «Морозко».
Сказки, избавляющие от неуверенности: «Гадкий утенок», «Буратино».
Сказки, избавляющие от эгоизма: «Буратино», «О рыбаке и рыбки».
Сказки, повышающие самооценку ребенка, развивающие уверенность в себе: «Гадкий утенок», «Волк и семеро козлят», «Волшебник изумрудного города», «Снежная королева».
Сказки, развивающие фантазию и творческие способности ребенка: «Колобок», «Репка», «Снегурочка», «Дюймовочка».

Сказкотерапия — это не просто однократный сеанс, это продолжительная работа с заранее поставленными целями. Невозможно сразу решить какую-либо проблему, с ней необходимо справляться постепенно, именно для этого нужны сказки, и мы взрослые.

Литература:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии». Практикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО «Речь», 2000. - 313с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2006.-208с.
3. Панфиленко Г.И. «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе», Чита: Издательство Молодой ученый, 2012

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка по сказкотерапии Сказкотерапия для детей 5-8 лет Сказкотерапия с песком Сказкотерапия для малышей раннего возраста

Похожие статьи:

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Сказкотерапия в работе педагога-психолога ДОУ | Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. Самообразование
Опубликовано: 234 дня назад (3 мая 2024)
Просмотров: 257
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!