Статья "Нейропсихологический подход к исправлению речевой патологии»
Автор: Головинцова Оксана Викторовна, учитель-логопед
Место работы: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение куйбышевского района - детский сад комбинированного вида "Жемчужинка"
Данная статья будет интересна воспитателям, специалистам, участвующим в коррекционно-развивающем процессе в условиях группы компенсирующей направленности.
Нейропсихологический подход к исправлению речевой патологии
"Позволю себе такой каламбур: как театр начинается с вешалки, так и речь начинается с подготовки к ней. Необходимо, чтобы ребенок накопил определенный объем ощущений, являющихся первым жизненным опытом"
(Визель Т. Г.)
В Муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении Куйбышевского района - детском саду комбинированного вида «Жемчужинка» функционирует тринадцать групп, из них две группы компенсирующей направленности. Подготовительную к школе группу компенсирующей направленности посещают десять детей с нарушениями речи, проявляющимися в форме общего недоразвития речи, обусловленного дизартрией, третьего уровня речевого развития и один ребенок с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Одним из ведущих признаков речевого дефекта у детей является неполноценная речевая деятельность, которая накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Детям присуще отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Они отстают в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Недостаточная координация движений отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной. Отставание в развитии двигательной сферы выражается в трудностях выполнения движения по словесной и особенно многоступенчатой инструкциями (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания). Движения детей бедны, однообразны, неритмичны, отличаются замедленностью и скованностью.
Известно, что детям с тяжелыми нарушениями речи необходим этап специальной стимуляции психического развития для созревания зон мозга, ответственных за основные двигательные, речевые навыки, элементарные мыслительные операции, память и эмоции. Среди современных наук о мозге и его работе особое положение занимает нейропсихология. Большой вклад в разработку и теоретических и практических аспектов нейропсихологии внесли Л.С. Выготский (1896—1934) и А.Р. Лурия (1902—1977). Что же может дать нейропсихология в коррекции тяжелой речевой патологии? Учет сильных и слабых звеньев психических функций логопата - основа нейропсихологического подхода к исправлению речевой патологии.
Педагоги, участвующие в коррекционном процессе (учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) совершенствуют коррекционно-развивающий процесс путем адаптации, модификации традиционных коррекционных методик. Эффективным модулем системы формирования психологических механизмов речи является использование психокоррекционной работы. Такое включение не исключает традиционные подходы к коррекции речевых нарушений, а только дополняет их, повышая коррекционный результат. Ведущим методом коррекционно-развивающей работы становится метод замещающего онтогенеза, при котором появление и развитие психических функций подготавливается с учетом их появления и развития в онтогенезе, в единстве с развитием моторной и эмоционально-волевой сферы. Нейропсихологическая стратегия и тактика этого подхода реализованы в «методе замещающего онтогенеза» (Семенович, Архипов, 1995; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, 2000, 2002, 2004; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова и др., 2001). Такое коррекционное воздействие ведет к формированию единой функциональной системы мозга, обеспечивающей полноценное развитие личности ребенка в целом и приносит стойкий результат коррекционной работы.
Психокоррекционная работа строится на следующих положениях: учет «зоны ближайшего развития», учет основного типа ведущей (игровой) деятельности (Вартапетова Г.М. Гребенникова И.Н. Прохорова А.В. Кирякина Л.И., 2005).
Педагоги, участвующие в коррекционно-развивающем процессе, на основе анализа нейропсихологической диагностики включили в содержание Адаптированной образовательной программы подготовительной к школе группы компенсирующей направленности игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, пространственного восприятия, зрительного восприятии, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления. Игры и упражнения используются в групповых и индивидуальных формах работы, включаются в ход логоритмического занятия, коррекционного часа.
Считаю, что нейропсихологический подход способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. А все это способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелого нарушения речи.
Список литературы
1. Вартапетова Г.М. Гребенникова И.Н. Прохорова А.В. Кирякина Л.И.
Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе / Практическое пособие для психологов, логопедов, воспитателей. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005.- 118 с.
2. Визель Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод, пособие — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. — 127
3. Таран В. Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 336 с.
4. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.: ил.
5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 474 с.
6. Цветкова Л.С Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Юристъ., 1997.-256с.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие речевой деятельности детей с ОВЗ средствами игровой технологии Воскобовича «Сказочные лабир
Конспект коррекционного занятия в старшей группе ДОУ. Животные нашего леса
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Аквариумные рыбки
Обучение детей с ОВЗ. Семинар - практикум для родителей детского сада