Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Прогулка по осеннему лесу

Формирование грамматического строя речи. "Прогулка по осеннему лесу"
(Старшая группа начало года)

Описание материала
Конспект занятия по развитию речи «Прогулка по осеннему лесу» направлен на формирование грамматического строя речи у детей старшей возрастной группы. Он был реализован на открытом мероприятии для педагогов дошкольных отделений комплекса.

Автор: Лебедева Ольга Геннадьевна, воспитатель ГБОУ школа 2121 им. Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина, ДК № 1 «Планета детства».

Цель
Формирование грамматического строя речи.

Задачи
Закреплять знания детей по темам: «Осень», «Растения», «Животные».
Упражнять: в согласовании существительных с числительными; в образовании новых слов из двух предложенных; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением; в образовании множественного числа существительных именительного падежа.
Способствовать развитию предпосылок логического мышления, воображения, памяти, внимания.
Развивать двигательную активность, мелкую моторику кистей и пальцев рук.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, не перебивать говорящего.

Материалы
Мягкая игрушка «Старичок-лесовичок»; мяч; иллюстрации: дерево, ягода, куст, гриб; карточки с цифрами от одного до пяти; коробка, оформленная в виде подарка; листья берёзы, клёна, липы, рябины, дуба; звукозапись «Звуки леса».

Ход работы
- Я знаю, что вы любите играть! Давайте поиграем с пальчиками в игру, которая называется «Осенние листья»

Разбросала осень листья, (Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Разукрасила их кистью. (Круговые движения кистями рук.)
Мы в осенний лес пойдём, («Шагают» пальцами обеих рук.)
В букеты листья соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист (Поочередно массируют подушечки пальцев, начиная с больших.)
На дорожку спрыгнул вниз. (Звонко хлопают в ладони.)


- Скажите, о каком времени года шла речь в этой игре? (Об осени.) Напомните, пожалуйста, а какое сейчас идёт время года? (Идёт осень.) А сколько у осени месяцев? (У осени три месяца.) Давайте вспомним их названия. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) (Педагог добивается от воспитанников полных ответов.)

Игра «Закончи предложение»
- Ребята, попробуйте закончить начатое мною предложение:
Первый месяц осени… (Сентябрь. Первый месяц осени сентябрь.);
Второй месяц осени… (Октябрь. Второй месяц осени октябрь.);
Третий месяц осени… (Ноябрь. Третий месяц осени ноябрь.)
(Дети добавляют слово и произносят предложение целиком.)

- А кто напомнит, какой сейчас наступил осенний месяц? (Наступил октябрь. Второй месяц осени.)
- Молодцы, ребята, всё вы знаете, я вами горжусь!

- Вы любите гулять? (Да.) Тогда предлагаю вам отправиться на не обычную, а воображаемую прогулку по осеннему лесу. Хотите? (Да.)
- Друг за другом становитесь и скорее улыбнитесь, отправляемся мы в путь – поиграть и отдохнуть!

Игровое упражнение «Змейка»
(Педагог включает звукозапись «Звуки леса».)
Шли, мы шли, и пеньки нашли – перешагнули и дальше пошли,
Шли, мы шли, ручеёк нашли – перепрыгнули его и дальше пошли,
Шли, мы шли и в лес пришли…
(Дети выполняют движения согласно тексту.)

- Куда это, ребята, мы пришли? (Мы пришли в лес.) Помните, что в лесу шуметь нельзя, чтобы не нарушить его покой. Закройте глаза и послушайте, как он звучит. (5-10 секунд. В это время музыку можно сделать погромче.)

- Посмотрите, а тут дедушка сидит. Да это же Старичок-Лесовичок.

Лесовичок
- Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются с игровым персонажем.) Вы пришли ко мне в гости? Как раз вовремя! Присаживайтесь скорее на мою лесную полянку. Мне как раз нужна ваша помощь. Я пересчитываю растения в своём лесу, ведь у меня их так много, и уже совсем запутался! Поможете мне? (Да).
(Педагог готовит магнитную доску с цифрами и иллюстрациями.)

Игра «Посчитай и назови»
(Лесовичок начинает, дети продолжают по аналогии.)
- Вот смотрите:
Один куст. Два куста. Три куста. Четыре куста. Пять кустов.
Один гриб. Два гриба. Три гриба. Четыре гриба. Пять грибов.
Одна ягода. Две ягоды. Три ягоды. Четыре ягоды. Пять ягод.
Одно дерево. Два дерева. Три дерева. Четыре дерева. Пять деревьев.
- Спасибо! Помогли мне! Справились! (Можно похлопать в ладоши.)
- Ребята, а мне показалось, что деревья в лесу стоят какие-то грустные, печальные? (Прикрепляет иллюстрацию с деревьями осеннего парка.) Как вы думаете, почему осенние деревья могут грустить?
(Предположения детей: Потому что наступила осень. Им холодно. Они устали. С ними никто не играет. Опадают их листья. Их не поливают. И т.п.)

- Давайте спросим об этом у Лесовичка.
(Индивидуальные обращения детей к игровому персонажу: «Лесовичок, почему грустят твои деревья? Почему они печалятся?»)

Лесовичок
- Наступила осень и с деревьев опадают листья, поэтому они загрустили.

- А кто помнит, как называется красивое природное явление, когда падают листья? (Листопад.) Посмотрите, как интересно получается: два слова «листья - падают» соединились и превратились в одно такое прекрасное слово «листопад».
- Как вы думаете, какое новое слово получится, если соединить вместе слова?..

Игра на словообразование
- Вода падает – водопад
- Камни падают – камнепад
- Снег падает – снегопад
(Если дети называют слово, опережая события, то педагог уточняет, из каких двух слов оно получилось.)
- Да! Снегопад-то не за горами! Что-то даже холодновато стало!


Физкультминутка «Осень»
Ветер северный подул: «С-с-с-с-с…» (Взмахи руками. На выдохе произнесение звука «с».)
Все листочки с веток сдул. (Плавный полуприсед.)
Полетели, закружились… (Движения по тексту.)
И на землю опустились. (Приседание.)
Дождик стал по ним стучать
«Кап – кап – кап, кап – кап – кап!» (Сидя на корточках «барабанить» пальцами по ковру/полу.)
Град по ним заколотил, (Встать. Руки на пояс. Потопать ногами на месте.)
Листья насквозь все пробил. (Стоя покачать головой, разведя руки в стороны.)
Снег потом припорошил, (Лёгкие прыжки на носочках.)
Одеялом их накрыл. (Кружение вокруг себя с плавными движениями руками.)

- Ребята, а что мы можем сделать, чтобы деревья в лесу не грустили? (Предположения детей: Сделать им подарок. Сказать доброе слово. Спеть для них песенку. И т.п.)
- А давайте их ласково назовём!

Игра «Назови ласково»
(С использованием иллюстраций.)
- Берёза – берёзонька/берёзка
- Осина – осинка/осиночка
- Ель/ёлка - ёлочка (ещё мы это дерево просто называем ёлка)
- Дуб – дубок/дубочек
- Рябина – рябинушка/рябинка
- Липа – липонька/липушка
- Сосна – сосенка
- Клён – кленок/кленочек
- Тополь – тополёк/тополёчек
- Ива - ивушка


- Молодцы, ребята! Уверена, теперь деревьям в лесу будет не так грустно. И посмотрите, как обрадовался Лесовичок!
- А вы знаете, что в лесу можно услышать эхо? Лесовичок знает игру, которая так и называется «Эхо». Поиграем?

Игра «Эхо»
(С мячом.)
- В круг вставайте, игру начинайте! Я сейчас назову слово, обозначающее название животного, когда животное одно (медведь), а вы будете эхом и назовёте это животное, но только когда их много (медведИ).

Заяц – зайцЫ
Ёж –ежИ
Белка – белкИ
Лиса – лисЫ
Волк – волкИ
Бобр – бобрЫ
И т.п.
- Какое замечательное эхо! А теперь нам пора с Лесовичком прощаться и в путь-дорогу собираться.

Лесовичок
- Спасибо, ребята, что пришли ко мне в гости, помогли мне по хозяйству и деревья мои порадовали. За это, вот вам от меня подарочек! (Коробка, украшенная подарочной бумагой и лентой.) Когда вернётесь в свою группу, тогда и посмотрите!
- До свидания, рад был вас видеть!

- Друг за другом становитесь и скорее улыбнитесь, возвращаемся обратно, хоть и было тут приятно.

Игровое упражнение «Змейка»
(В это время музыку можно сделать погромче.)
Шли, мы шли, ручеёк нашли – перепрыгнули его и дальше пошли,
Шли, мы шли, и пеньки нашли – перешагнули и дальше пошли,
Шли, мы шли и обратно пришли…
(Дети выполняют движения согласно тексту.)
После игры педагог предлагает детям сесть в круг и посмотреть, что подарил им Лесовичок. В подарочной коробке осенние листья с разных деревьев. Воспитатель раздаёт ребятам листья.
- Какие красивые листья подарил нам Лесовичок! Мой лист с берёзы, а твой? Как он называется? (Индивидуальные обращения к детям.)

- Вам понравилась прогулка с Лесовичком? Что вам понравилось больше всего, что впечатлило? А что не понравилось?
(Индивидуальные ответы детей. При необходимости педагог напоминает о том, что не стоит перебивать друг друга и говорить всем вместе.)

- Спасибо вам, ребята, за такую интересную прогулку! Вы молодцы! Давайте превратимся в осень и устроим весёлый листопад в нашей группе! (Воспитатель подкидывает листок вверх, приглашая детей к игре.)

Заключительная подвижная игра «Листопад»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Осень НОД для старшей группы с презентацией на тему: Дары осени Конспект занятия в старшей группе по музейной программе на тему: Осень Конспект занятия по математике в старшей группе для детей с ЗПР. Путешествие в осенний лес

Похожие статьи:

Конспект занятия – путешествия в детском саду к Международному дню защиты пожилых людей

Развлечение «В гости к Осени». Старшая группа

Прогулки в сентябре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Прогулки в октябре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Прогулки в ноябре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Воспитание интереса к чтению у дошкольников | Проект для детей старшей группы ДОУ. Тема: Профессии
Опубликовано: 2231 день назад (14 октября 2018)
Просмотров: 17245
+16
Голосов: 16
Ирина Юрьевна Ручина # 14 октября 2018 в 15:05 +9
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Конспект занятия по развитию речи "Прогулка по осеннему лесу" очень интересный мне понравился. Такие мероприятия способствуют на формирование грамматического строя речи у детей старшей возрастной группы. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 14 октября 2018 в 15:19 +4
Ирина Юрьевна, благодарю Вас за первый позитивный комментарий к моей работе!
Ольга Васильевна Подколзина # 14 октября 2018 в 16:58 +8
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна! Замечательное занятие у Вас получилось - насыщенное, разноплановое, с увлекательными играми и заданиями для ребят. С удовольствием голосую с пожеланием дальнейших творческих успехов!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 14 октября 2018 в 19:07 +4
Добрый вечер, Ольга Васильевна! Спасибо за позитивный комментарий к моей работе! Приятно!
Татьяна Юрьевна Суховерша # 14 октября 2018 в 17:25 +8
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна!
Замечательное занятие – содержание соответствует поставленным задачам, используются здоровьесберегающие технологии, интегрируются различные виды деятельности детей. Здорово!
Благодарю Вас за приглашение и голосую с пожеланием успеха!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 14 октября 2018 в 19:09 +5
Татьяна Юрьевна, спасибо за отклик и позитивный комментарий к моей работе! Мне очень приятно!
Мира Симеунович # 14 октября 2018 в 17:29 +8
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна! Спасибо за приглашение на занятие по развитию речи «Прогулка по осеннему лесу». С удовольствием прочитала! Посредством игры, Вы закрепляете знания детей, упражняетесь в разных грамматических языковых единицах. Занятие интересное, увлекательное, динамичное, способствует развитию внимания и памяти детей, также воспитывает дружеские, вежливые отношения в группе. В течение занятия, дети повторяют знания об осени, о растениях и животных, но в то же время упражняются в правильной речи. Замечательное занятие! С удовольствием голосую! Успехов Вам!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 14 октября 2018 в 19:11 +3
Добрый вечер, Мира! Очень рада Вашему отклику и позитивному, развёрнутому комментарию! Спасибо!
Ирина Николаевна Кириллова # 14 октября 2018 в 21:01 +7
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна! Спасибо за приглашение, с удовольствием прогулялась с Вами по осеннему лесу. Вы предусмотрели разнообразную познавательно-творческую и речевую деятельности. Дети уточнили и закрепили имеющиеся у них представления об осени вместе с упражнениями на формирование грамматического строя речи и конечно же получили массу положительных эмоций. Замечательное мероприятие. Дальнейших Вам успехов и голос!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 14 октября 2018 в 21:06 +3
Добрый вечер, Ирина Николаевна! Благодарю Вас за развёрнутый, позитивный комментарий к моей работе! Рада, что Вы откликнулись на моё приглашение. Спасибо!
Ирина Николаевна Ступченко # 15 октября 2018 в 18:33 +7
Очень понравилась Ваша публикация. Голосую!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 15 октября 2018 в 19:00 +2
Благодарю Вас, Ирина Николаевна, за голос и визит! Спасибо!
Вера Владимировна Мухамадеева # 15 октября 2018 в 19:02 +6
Ольга Геннадьевна, здравствуйте! Большое спасибо за приглашение на ваше мероприятие, с удовольствием ознакомилась с методикой формирования граматического строя речи у детей старшей группы детского сада. В материале все имеет свое значение: например, упражнение с руками, в самом начале имеет отношение к "грамотному использованию языка жестов", (я не знаю как это формулируется правильным образом). Далее как по учебнику - упражнения по развитию речи. Важно не спеша вести с детьми равноправный диалог. В своей практике я вдоволь наслушалась захлебывающиеся ответы обучающихся. И верно - это результат не правильного или неумелого построения речи. Тут и понимаешь, не достаточно правильно произносить звуки, но важно умело и рационально строить свою речь. К сожелению не всегда мы об этом задумываемся. Есть поговорка: помолчи, за умного сойдешь. А надо говорить: построй свою речь, станешь умным. Спасибо, что напомнили об этом. Всех благ.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 15 октября 2018 в 19:29 +2
Вера Владимировна, добрый вечер! Огромное спасибо за Ваш развёрнутый, содержательный комментарий к моей работе. Мне очень приятно! Абсолютно с Вами согласна: "Построй свою речь, станешь умным." Замечательные слова! Обязательно возьму себе на заметку.
Елена Викторовна Багрова # 15 октября 2018 в 20:22 +3
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна!
Спасибо за приглашение на "Прогулка по осеннему лесу".
Очень интересно и содержательно.
Конспект занятия представлен грамотно. Занятие проведено в соответствии с ФГОС.
Мероприятие способствует формированию грамматического строя речи у детей старшей возрастной группы.
С удовольствием голосую. Успехов!
С уважением!!!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 15 октября 2018 в 20:28 +1
Благодарю Вас, Елена Викторовна, за позитивный комментарий к моей работе! Спасибо за голос и оценку!
Оксана Анатольевна Данильченко # 18 октября 2018 в 10:12 +1
Интересное мероприятие! Все очень весело. И с осенью познакомились и время с пользой провели. Голос!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 18 октября 2018 в 13:17 0
Благодарю Вас, Оксана Анатольевна, за визит и голос! Спасибо.
Ольга Васильевна Яковлева # 18 октября 2018 в 21:24 +3
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна! Прекрасное занятие – содержание соответствует поставленным задачам, используются различные методы и приемы, соответствующие заявленному возрасту, здоровьесберегающие технологии, интегрируются различные виды деятельности детей. Творческих успехов! голос
Ольга Геннадьевна Лебедева # 19 октября 2018 в 15:19 0
Ольга Васильевна, здравствуйте! Благодарю Вас за позитивный комментарий к моей работе!
Софья Владимировна Юхнина # 22 октября 2018 в 22:05 +2
Ольга Геннадьевна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на знакомство с публикацией по формированию грамматического строя речи:"Прогулка по осеннему лесу". Сразу хочется крикнуть: "БРАВО!" за такое чудесное оформление разработки, чувствуется вкус автора. По содержанию тоже всё замечательно, насыщенно, интересно, последовательно. Примите мой скромный голос в Вашу копилочку, УСПЕХОВ!!!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 22 октября 2018 в 22:20 +1
Софья Владимировна, добрый вечер! Мне очень приятно, что Вы заглянули на мою страничку и откликнулись на приглашение. Спасибо за Ваш позитивный комментарий, оценку и добрые слова в адрес моей работы!
Валентина Петровна Чурепкина # 23 октября 2018 в 04:08 +2
Введение в занятие игр, игровых упражнений, физкультминуток позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка. Увлеченные игрой, дети легче приобретают знания, усваивают материал и закрепляют его.
Конспект занятия разработан методически правильно.
Фотоматериалы служат прекрасным дополнением данного методического материала. Большое спасибо, что поделились такой хорошей разработкой. Вы - большая МОЛОДЕЦ. Примите мой голос+12!
С уважением, В.П.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 23 октября 2018 в 07:32 0
Валентина Петровна, здравствуйте! Благодарю за Ваш позитивный, содержательный комментарий к моей работе и оценку! Спасибо!
Татьяна Петровна Цуканова # 11 ноября 2018 в 12:12 +1
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна! Познакомилась с вашей разработкой. Конспект занятия по развитию речи "Прогулка по осеннему лесу" очень интересный, для детей познавательный и увлекательный! Такие мероприятия способствуют формированию грамматического строя речи у детей старшей возрастной группы. Конспект занятия представлен грамотно. Материал соответствует поставленным задачам. Творческих Вам успехов. Примите мой голос.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 11 ноября 2018 в 12:49 0
Татьяна Петровна, благодарю Вас за визит и позитивную оценку моей работы! Спасибо!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 11 ноября 2018 в 16:40 +1
Ольга Геннадьевна,спасибо за приглашение.Конспект занятия по развитию речи "Прогулка по осеннему лесу" получился интересным, отлично прописаны все виды деятельности, все поставленные задачи реализуются.Публикация оформлена слайдами. Творческих успехов! +1
Ольга Геннадьевна Лебедева # 11 ноября 2018 в 18:07 +1
Светлана Анатольевна, очень приятно читать позитивные комментарии! Благодарю Вас за отклик и оценку моей работы! Спасибо!
Вера Валерьевна Павлова # 18 ноября 2018 в 12:06 +1
Ольга Геннадьевна!
Ваше занятие "Прогулка по Осеннему лесу"впечатляет богатством и разнообразием приемов работы.
Все задачи продуманы, методически грамотно сформулированы, реализованы через разнообразные игровые приемы.
В ходе реализации прослеживается динамика детской деятельности. Весь материал для игровых заданий подобран грамотно, что не перегружает детей, а помогает им закрепить и обобщить понятия по темам "Осень. Растения. Животные"
Прослеживается интеграция образовательных задач.
У меня только один вопрос-почему автор не представил данное мероприятие на Осеннем конкурсе?
Желаю Вам творческих идей и успехов в их реализации!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 18 ноября 2018 в 12:34 +2
Вера Валерьевна! Благодарю Вас за позитивный, развёрнутый комментарий к моей работе. Спасибо за внимание и оценку!
Виктория Анатольевна Бессонова # 24 июля 2020 в 12:09 +1
Уважаемая Ольга Геннадьевна! Изучив Ваш конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада "Прогулка по осеннему лесу" хочется поделиться с Вами впечатлениями. Мне очень понравилось! Хочется Вам сказать много добрых слов! Правда! Вы со всей серьёзностью отнеслись к публикации материала и подготовили очень много фотографий с занятия. Само занятие насыщенно играми, физкультминутками - это значит, что Вы не на миг не забывали, что детям легче запомнить материал, когда представлено разнообразие форм работы, так и время самого занятия пролетает быстрее и дети остаются довольными!