Читающий детский сад… (из опыта работы)
Автор: Лебедева Ольга Геннадьевна, воспитатель ГБОУ школа 2121 им. Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина, ДК № 1 «Планета детства».
Описание материала
Данный материал был подготовлен мною в рамках выступления на вебинаре «Родительский час». В нём, в доступной для родителей форме, рассказывается о новых практиках, позволяющих привить дошкольникам интерес к книге, подготовить детей к осмысленному слушанию, а в дальнейшем и вдумчивому, осмысленному чтению. Материал предназначен педагогам дошкольного образования, а так же родителям, заинтересованным в воспитании и образовании своих детей.
В работе использованы фотографии и рисунки участников проекта-конкурса «Книга года: выбирают дети» дошкольных отделений школы 2121
Цель
Воспитание устойчивого интереса к книге, к традиционным чтениям.
Задачи
Рассказать родителям воспитанников о работе, проводимой в дошкольных отделениях (корпусах) комплекса по повышению интереса детей к книге, книжному искусству в целом.
Воспитывать потребность в общении взрослого и ребёнка посредством книги.
Помогать родителям в воспитании внимательного слушателя и будущего читателя.
Познакомить родителей с проектом-конкурсом «Книга года: выбирают дети!»
Читающий детский сад или как научить ребёнка любить книгу
Невозможно представить себе современный детский сад без книг: интересных и поучительных, мудрых и добрых, в красочных обложках с яркими незабываемыми иллюстрациями; без книг, которые наполняют жизнь дошколят новыми впечатлениями, эмоциями, образами; без книг, которые помогают нашим малышам раскрывать свои способности, особенности, таланты, свой творческий потенциал.
Открывая книгу, мы открываем детям – целый мир!
В каждой группе любого современного детского сада педагогами создан уютный уголок (или, как сейчас говорят, центр), в котором «живут» маленькие добрые друзья – книги.
И, конечно же, их роль остаётся незаменимой, ведь именно книги, а не компьютеры и не различные гаджеты, несут в себе радость так называемого «живого» общения, общения с близкими и родными людьми. Ведь, читая малышу книгу, мы не только повышаем его умственный потенциал и расширяем кругозор, мы, взрослые, дарим ему эти незабываемые драгоценные минутки общения.
Поэтому Книга и на современном этапе не утратила своей актуальности и продолжает являться важным и действенным аспектом воспитания целостного, всесторонне развитого и уверенного в себе человека.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений проводят самую разнообразную работу по приобщению дошколят и их родителей к осознанному, вдумчивому и увлекательному книгочтению: от создания группового книжно-иллюстрационного центра до подготовки и проведения литературных викторин, проектов-конкурсов различного масштаба, создания буктрейлеров (коротких видеороликов по мотивам книги) и создания центров книгообмена (буккроссинг) в условиях дошкольного учреждения.
Главной целью всех этих мероприятий является развитие интереса и любви к книге, к чтению, а так же воспитание грамотного слушателя на дошкольном этапе и грамотного талантливого читателя в дальнейшем.
С недавнего времени дети и педагоги нашего комплекса стали принимать активное участие во Всероссийском проекте-конкурсе «Книга года: выбирают дети!».
Это единственный в России независимый Национальный образовательный проект и одновременно книжный конкурс. Организатором проекта-конкурса выступил Московский Центр психологического сопровождения образования «Точка ПСИ». Это ресурсный центр психолого-педагогических инноваций в современном Российском образовании.
В чём же идея, смысл проекта-конкурса? Почему мы с таким интересом и вниманием отнеслись к его реализации?
А идея очень проста - самостоятельный выбор детьми лучшей книги текущего года. Ребятам предлагают ознакомиться с совершенно новыми книгами, так называемыми книгами-новинками, изданными на русском языке в текущем году, ориентированными на детскую аудиторию. И самостоятельно выбрать лучшие из этих книг, самостоятельно решить какие книги для них хорошие, а какие нет. А ведь это очень ответственный выбор, ведь от результатов детской оценки книг в Проекте зависит рейтинг лучших детских книг по всей России.
И вот для того, чтобы стать настоящими экспертами, дети-участники проходят специальное обучение на нескольких вводных занятиях, на которых педагоги-кураторы (воспитатели) рассказывают им о проекте и его правилах.
Ребята:
- смотрят созданный организаторами проекта мультфильм, который называется «Как выбрать лучшую книгу или что такое проект-конкурс «Книга года: выбирают дети»»;
- знакомятся с Гимном проекта, положенным на музыку Максима Дунаевского к известной песне «33 коровы»;
- изучают понятие «книга-новинка»;
- определяют, что книги, как и люди бывают разными и разные книги нравятся разным людям;
- разрабатывают свои собственные критерии оценивания книг;
- учатся оценивать книги справедливо и быть самым честным, самым внимательным, критичным и неподкупным Жюри.
Педагоги-кураторы подводят детей к тому, что справедливо оценивать книги – это огромная ответственность и труд, но в тоже время очень плодотворный и увлекательный процесс.
Наши воспитанники активно и с увлечением принимали и принимают участие в работе над этим образовательным проектом. Они с большим вниманием и серьёзным подходом изучают предложенные им произведения, уже не как обыкновенные слушатели, а как вдумчивые, подготовленные эксперты, которым надо оценить книгу по ряду выбранных ими критериев и их собственным ощущениям.
В роли экспертов дошколята с интересом обсуждают содержание прочитанных книг-новинок, делятся друг с другом полученными впечатлениями, более критично и внимательнее рассматривают предложенные художниками иллюстрации. К некоторым из книг, наиболее понравившимся, возвращаются снова и снова.
Даже родители воспитанников, заинтересованные происходящим по рассказам детей, с увлечением включаются в процесс ознакомления с книгами-новинками.
Маленькие эксперты очень серьёзно подходят к возложенной на них ответственности – выбору лучшей книги. Многие из детей не без труда принимают решение, а некоторые ребята ставят только положительные оценки, объясняя это нежеланием обидеть авторов и издателей книг, так как на момент принятия решения они уже понимают, что создание книги – это огромная работа, огромный труд многих и многих людей.
Так же дополнительно в рамках данного проекта проходят разнообразные творческие конкурсы. Воспитанники наших дошкольных отделений стали участниками некоторых из них.
Например, в конкурсе «Иллюстрация, которой не хватает».
Это конкурс изобразительного творчества, предполагающий создание детьми новых иллюстраций для конкурсной книги. Детям нужно не просто нарисовать недостающий сюжет, но и объяснить, почему именно его не хватает в этой книге. И ребята с удовольствием пробуют себя в роли художников-иллюстраторов, создавая к новым книгам свои собственные иллюстрации.
Одна из наших воспитанниц стала победителем такого конкурса с иллюстрацией к книге под названием «Прыг да скок черничный пирог», завоевав также и приз зрительских симпатий в социальной сети «ВКонтакте».
А в конкурсе «Слово на обложку» ребята составляли авторский отзыв о книге-новинке в виде небольшого, но очень интригующего и остроумного высказывания.
Также дошколята учились критично оценивать представленные книги, приняв участие в «Конкурсе критиков». Этот конкурс для тех, кто может обнаружить недостатки в книге и справедливо высказать свои замечания, подбирая самые неопровержимые доказательства и аргументы.
А ещё некоторые ребята пытались оживить картинки. Ведь в каждой книге есть интересные иллюстрации, которые приятно долго рассматривать и представлять себя в том загадочном месте. И вот в конкурсе «Ожившие картинки» ребятам представилась такая возможность. Они придумывали, как из окружающих их предметов создать похожий интерьер и даже пытались изобразить настроение героев с понравившейся иллюстрации.
Работа в таком огромном проекте как «Книга года: выбирают дети!» по-своему разнообразила жизнь ребят и внесла в образовательное пространство наших дошкольных отделений определённую новизну.
Участие в подобных литературных проектах и работа педагогов в данном направлении очень интересна и важна. Важна, прежде всего, тем, что помогает детям получать бесценный жизненный опыт, повышает их интерес к чтению, к книге, приобщает к книжной культуре в целом, учит ответственно и с пониманием относиться к «миру взрослых людей». Повышает как воспитательную, так и образовательную культуру дошкольников.
Рекомендуем посмотреть:
Экскурсия в библиотеку с дошкольниками
Из опыта работы воспитателя детского сада
Неделя детской книги в младшей группе
Приобщение детей 4-5 лет к чтению художественной литературы
Похожие статьи:
Пословицы и поговорки о книгах