Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Воспитание интереса к чтению у дошкольников

Читающий детский сад… (из опыта работы)
Автор: Лебедева Ольга Геннадьевна, воспитатель ГБОУ школа 2121 им. Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина, ДК № 1 «Планета детства».
Описание материала
Данный материал был подготовлен мною в рамках выступления на вебинаре «Родительский час». В нём, в доступной для родителей форме, рассказывается о новых практиках, позволяющих привить дошкольникам интерес к книге, подготовить детей к осмысленному слушанию, а в дальнейшем и вдумчивому, осмысленному чтению. Материал предназначен педагогам дошкольного образования, а так же родителям, заинтересованным в воспитании и образовании своих детей.
В работе использованы фотографии и рисунки участников проекта-конкурса «Книга года: выбирают дети» дошкольных отделений школы 2121
Цель
Воспитание устойчивого интереса к книге, к традиционным чтениям.
Задачи
Рассказать родителям воспитанников о работе, проводимой в дошкольных отделениях (корпусах) комплекса по повышению интереса детей к книге, книжному искусству в целом.
Воспитывать потребность в общении взрослого и ребёнка посредством книги.
Помогать родителям в воспитании внимательного слушателя и будущего читателя.
Познакомить родителей с проектом-конкурсом «Книга года: выбирают дети!»
Читающий детский сад или как научить ребёнка любить книгу

Невозможно представить себе современный детский сад без книг: интересных и поучительных, мудрых и добрых, в красочных обложках с яркими незабываемыми иллюстрациями; без книг, которые наполняют жизнь дошколят новыми впечатлениями, эмоциями, образами; без книг, которые помогают нашим малышам раскрывать свои способности, особенности, таланты, свой творческий потенциал.
Открывая книгу, мы открываем детям – целый мир!
В каждой группе любого современного детского сада педагогами создан уютный уголок (или, как сейчас говорят, центр), в котором «живут» маленькие добрые друзья – книги.

И, конечно же, их роль остаётся незаменимой, ведь именно книги, а не компьютеры и не различные гаджеты, несут в себе радость так называемого «живого» общения, общения с близкими и родными людьми. Ведь, читая малышу книгу, мы не только повышаем его умственный потенциал и расширяем кругозор, мы, взрослые, дарим ему эти незабываемые драгоценные минутки общения.

Поэтому Книга и на современном этапе не утратила своей актуальности и продолжает являться важным и действенным аспектом воспитания целостного, всесторонне развитого и уверенного в себе человека.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений проводят самую разнообразную работу по приобщению дошколят и их родителей к осознанному, вдумчивому и увлекательному книгочтению: от создания группового книжно-иллюстрационного центра до подготовки и проведения литературных викторин, проектов-конкурсов различного масштаба, создания буктрейлеров (коротких видеороликов по мотивам книги) и создания центров книгообмена (буккроссинг) в условиях дошкольного учреждения.
Главной целью всех этих мероприятий является развитие интереса и любви к книге, к чтению, а так же воспитание грамотного слушателя на дошкольном этапе и грамотного талантливого читателя в дальнейшем.
С недавнего времени дети и педагоги нашего комплекса стали принимать активное участие во Всероссийском проекте-конкурсе «Книга года: выбирают дети!».

Это единственный в России независимый Национальный образовательный проект и одновременно книжный конкурс. Организатором проекта-конкурса выступил Московский Центр психологического сопровождения образования «Точка ПСИ». Это ресурсный центр психолого-педагогических инноваций в современном Российском образовании.
В чём же идея, смысл проекта-конкурса? Почему мы с таким интересом и вниманием отнеслись к его реализации?
А идея очень проста - самостоятельный выбор детьми лучшей книги текущего года. Ребятам предлагают ознакомиться с совершенно новыми книгами, так называемыми книгами-новинками, изданными на русском языке в текущем году, ориентированными на детскую аудиторию. И самостоятельно выбрать лучшие из этих книг, самостоятельно решить какие книги для них хорошие, а какие нет. А ведь это очень ответственный выбор, ведь от результатов детской оценки книг в Проекте зависит рейтинг лучших детских книг по всей России.
И вот для того, чтобы стать настоящими экспертами, дети-участники проходят специальное обучение на нескольких вводных занятиях, на которых педагоги-кураторы (воспитатели) рассказывают им о проекте и его правилах.

Ребята:
- смотрят созданный организаторами проекта мультфильм, который называется «Как выбрать лучшую книгу или что такое проект-конкурс «Книга года: выбирают дети»»;
- знакомятся с Гимном проекта, положенным на музыку Максима Дунаевского к известной песне «33 коровы»;
- изучают понятие «книга-новинка»;
- определяют, что книги, как и люди бывают разными и разные книги нравятся разным людям;
- разрабатывают свои собственные критерии оценивания книг;
- учатся оценивать книги справедливо и быть самым честным, самым внимательным, критичным и неподкупным Жюри.

Педагоги-кураторы подводят детей к тому, что справедливо оценивать книги – это огромная ответственность и труд, но в тоже время очень плодотворный и увлекательный процесс.
Наши воспитанники активно и с увлечением принимали и принимают участие в работе над этим образовательным проектом. Они с большим вниманием и серьёзным подходом изучают предложенные им произведения, уже не как обыкновенные слушатели, а как вдумчивые, подготовленные эксперты, которым надо оценить книгу по ряду выбранных ими критериев и их собственным ощущениям.
В роли экспертов дошколята с интересом обсуждают содержание прочитанных книг-новинок, делятся друг с другом полученными впечатлениями, более критично и внимательнее рассматривают предложенные художниками иллюстрации. К некоторым из книг, наиболее понравившимся, возвращаются снова и снова.
Даже родители воспитанников, заинтересованные происходящим по рассказам детей, с увлечением включаются в процесс ознакомления с книгами-новинками.

Маленькие эксперты очень серьёзно подходят к возложенной на них ответственности – выбору лучшей книги. Многие из детей не без труда принимают решение, а некоторые ребята ставят только положительные оценки, объясняя это нежеланием обидеть авторов и издателей книг, так как на момент принятия решения они уже понимают, что создание книги – это огромная работа, огромный труд многих и многих людей.

Так же дополнительно в рамках данного проекта проходят разнообразные творческие конкурсы. Воспитанники наших дошкольных отделений стали участниками некоторых из них.
Например, в конкурсе «Иллюстрация, которой не хватает».

Это конкурс изобразительного творчества, предполагающий создание детьми новых иллюстраций для конкурсной книги. Детям нужно не просто нарисовать недостающий сюжет, но и объяснить, почему именно его не хватает в этой книге. И ребята с удовольствием пробуют себя в роли художников-иллюстраторов, создавая к новым книгам свои собственные иллюстрации.
Одна из наших воспитанниц стала победителем такого конкурса с иллюстрацией к книге под названием «Прыг да скок черничный пирог», завоевав также и приз зрительских симпатий в социальной сети «ВКонтакте».

А в конкурсе «Слово на обложку» ребята составляли авторский отзыв о книге-новинке в виде небольшого, но очень интригующего и остроумного высказывания.
Также дошколята учились критично оценивать представленные книги, приняв участие в «Конкурсе критиков». Этот конкурс для тех, кто может обнаружить недостатки в книге и справедливо высказать свои замечания, подбирая самые неопровержимые доказательства и аргументы.

А ещё некоторые ребята пытались оживить картинки. Ведь в каждой книге есть интересные иллюстрации, которые приятно долго рассматривать и представлять себя в том загадочном месте. И вот в конкурсе «Ожившие картинки» ребятам представилась такая возможность. Они придумывали, как из окружающих их предметов создать похожий интерьер и даже пытались изобразить настроение героев с понравившейся иллюстрации.
Работа в таком огромном проекте как «Книга года: выбирают дети!» по-своему разнообразила жизнь ребят и внесла в образовательное пространство наших дошкольных отделений определённую новизну.
Участие в подобных литературных проектах и работа педагогов в данном направлении очень интересна и важна. Важна, прежде всего, тем, что помогает детям получать бесценный жизненный опыт, повышает их интерес к чтению, к книге, приобщает к книжной культуре в целом, учит ответственно и с пониманием относиться к «миру взрослых людей». Повышает как воспитательную, так и образовательную культуру дошкольников.

Рекомендуем посмотреть:

Экскурсия в библиотеку с дошкольниками Из опыта работы воспитателя детского сада Неделя детской книги в младшей группе Приобщение детей 4-5 лет к чтению художественной литературы

Похожие статьи:

Пословицы и поговорки о книгах

Проект минимального уровня сложности для детей второй младшей группы | Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Прогулка по осеннему лесу
Опубликовано: 2172 дня назад (9 мая 2018)
Просмотров: 1698
Рубрика: Без рубрики
+18
Голосов: 18
Софья Владимировна Юхнина # 9 мая 2018 в 16:58 +8
Ольга Геннадьевна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашей публикацией: "Читающий детский сад…"
Вы представили очень ценный опыт работы по данной теме. У нас в Пермском крае тоже проект "Читаем вместе". Ваш труд будет востребован коллегами. Публикация грамотно оформлена, всё подробно , доступно, ярко проиллюстрирована.
Вы создаёте условия для воспитания потребности в общении взрослого и ребёнка через совместное чтение книг, это очень важно! Примите мой первый голос за Ваш ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!!!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 9 мая 2018 в 17:09 +6
Благодарю Вас, Софья Владимировна, за первый и такой позитивный комментарий к моей работе! Мне очень приятно!
Ирина Николаевна Ступченко # 9 мая 2018 в 17:16 +5
Браво! Потрясающая работа. Современных детей тяжело приобщить к чтению. Им не интересен книжный мир (к сожалению). Вы нашли замечательные условия для развития интереса в данном направлении. Совместное чтение книг не только увлекает и сближает, но и учит правильному восприятию и пониманию прочитанного.
Голосую двумя руками!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 9 мая 2018 в 17:26 +4
Спасибо, Ирина Николаевна, за Вашу оценку и голос! Очень приятно получать позитивные комментарии.
Ольга Константиновна Макарова # 9 мая 2018 в 17:57 +5
Вы провели очень нужную, важную работу! Современные дети практически не читают книг. Спасибо за приглашение и за Ваш труд!+1!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 9 мая 2018 в 22:38 +1
Благодарю Вас, Ольга Константиновна, за внимание и позитивный комментарий к моей работе!
Татьяна Юрьевна Суховерша # 9 мая 2018 в 18:53 +6
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна!
Большое спасибо, что познакомили с Вашим опытом работы в рамках Всероссийского проекта «Книга года: выбирают дети!». Представляю, как было интересно ребятам стать экспертами литературных новинок года, самостоятельно и обоснованно выбирая лучшие произведения. Думаю, главный критерий - это желание вернуться к книге еще раз. Не просто перечитать, а «оживить» картинку, попробовать себя в роли художника-иллюстратора или справедливого критика. Замечательно, что родители активно включаются в творческий процесс Воспитания Читателя. Молодцы! С удовольствием голосую и желаю успеха.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 9 мая 2018 в 22:40 +1
Очень приятно получить такой развёрнутый позитивный комментарий, Татьяна Юрьевна! Спасибо!
Нина Викторовна Крылова # 9 мая 2018 в 20:55 +3
Здравствуйте!
Очень актуальный и интересный проект.
Возьму себе обязательно на заметку.
Конечно голос++++
Ольга Геннадьевна Лебедева # 9 мая 2018 в 22:41 0
Благодарю Вас, Нина Викторовна, за приятные слова. Спасибо!
Елена Викторовна Багрова # 9 мая 2018 в 21:07 +5
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна!
Благодарю за приглашение на знакомство с Вашим опытом работы в рамках Всероссийского проекта «Книга года: выбирают дети!».
Интересно! Актуально!Профессионально!
Вы растите настоящих читателей, которые научатся не только оценивать книгу, но и ценить труд ее создателей.
Голос. Успехов!
С уважением!!!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 9 мая 2018 в 22:42 +1
Елена Викторовна, благодарю Вас за добрые слова в адрес моей работы, очень приятно!
Ольга Николаевна Сибилёва # 9 мая 2018 в 21:57 +7
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна!
Благодарю за приглашение. С удовольствием познакомилась с Вашим опытом работы. В наш компьютерный век детям очень тяжело привить любовь к чтению и книге, из-за этого, естественно, начинаются проблемы в школе сначала в младших классах, а затем и в старших: те же ГИА и ЭГЭ, по крайней мере, по русскому языку основываются на умении работать с текстом. Вы же ненавязчиво учите именно внимательному чтению (иначе экспертами и иллюстраторами не стать!), тем самым открывая все прелести КНИГИ малышам. Очень понравилось, что Вы взаимодействуете с родителями, чтобы и они также включались в процесс приобщения детей к миру книг.
Творческих успехов! Примите мой голос +7.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 9 мая 2018 в 22:44 +3
Огромное спасибо, Ольга Николаевна, за позитивный развёрнутый комментарий к моей работе!
Ольга Вячеславовна Варламова # 9 мая 2018 в 23:35 +6
Ольга Геннадьевна, здравствуйте! С большим интересом познакомилась с Вашей публикацией. Вы представили очень интересный, важный, ценный опыт работы. Публикация грамотно оформлена, всё доступно, прекрасные иллюстрации. МОЛОДЕЦ!!! Примите голос!!! Успеха!!!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 9 мая 2018 в 23:46 +2
Ольга Вячеславовна, добрый вечер! Спасибо! Очень приятно получать позитивные комментарии!
Валентина Петровна Чурепкина # 10 мая 2018 в 03:53 +9
Интересная практика, позволяющая привить дошкольникам интерес к книге, подготовить детей к осмысленному слушанию, а в дальнейшем и вдумчивому, осмысленному чтению. Спасибо за представленный опыт работы. Желаю вам продолжать работу в этом направлении. Конечно, голос + 9.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 10 мая 2018 в 08:05 +3
Спасибо, Валентина Петровна, за поддержку и внимание к моей работе!
Нина Александровна Цырульникова # 10 мая 2018 в 14:13 +9
Спасибо за приглашение! Очень интересное и полезное мероприятие. Хорошо, что вы подняли эту тему, обратили внимание родителей на данную проблему. Удачи вам и примите голос.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 10 мая 2018 в 14:29 +3
Благодарю Вас, Нина Александровна, за комментарий и добрые слова в адрес моей работы! Спасибо!
Лариса Владимировна Валитова # 10 мая 2018 в 18:48 +8
Здравствуйте Ольга Геннадьевна. Интересное необычное видение проблемы. У меня сразу возникло некоторое сомнение насчет объективного мнения. Не всегда наши книги (очень хорошие) соответствуют представленным критериям. Бывает разная редакция, разные художники оформления и материальная база издательств. Конечно, хотелось бы, чтобы действительно классические произведения "облекались" в соответствующую "упаковку". Спасибо. Голос.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 10 мая 2018 в 22:29 +6
Добрый вечер, Лариса Владимировна. Абсолютно с Вами согласна! У нас тоже были сомнения, когда нам (дошкольным группам) только предложили участвовать в данном Всероссийском проекте-конкурсе "Книга года: выбирают дети". Но все сомнения и страхи со временем рассеялись. И детей не проведёшь, ведь им совсем не важно какая материальная база у издательства... Дети выбирали новые детские книги для себя, после огромной предварительной работы, опираясь на собственные интересы и ощущения, и высказывали мнения, которые порой очень сильно отличались от мнения взрослых. Участвуя в проекте, и мы, и ребята получили колоссальный опыт и интерес!
Спасибо Вам огромное за внимание к моей работе и оценку!
Ирина Юрьевна Ручина # 11 мая 2018 в 19:19 +9
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей публикацией. Такие мероприятия помогают родителям в воспитании внимательного слушателя и будущего читателя. Здорово, мне понравилось. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 11 мая 2018 в 19:40 +5
Добрый вечер, Ирина Юрьевна! Рада, что Вы заглянули на мою страничку! Огромное спасибо за комментарий и оценку моей работы.
Наталья Алексеевна Рябова # 13 мая 2018 в 23:00 +9
Ольга Геннадьевна, голосую за Вашу работу. Актуально! В наше время чтение незаслуженно отодвинуто на второй план. Спасибо , что поделились опытом.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 14 мая 2018 в 00:19 +3
Благодарю Вас, Наталья Алексеевна, за позитивный комментарий и внимание к моей работе! Огромное спасибо!
Мира Симеунович # 17 мая 2018 в 22:59 +4
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна! Мне очень понравилась Ваша публикация, в которой Вы говорите о новых способах привития интереса к книге у дошкольников. Вы представили замечательный опыт проведённой Вами работы! Вы учите детей осмысленному слушанию и вдумчивому чтению. Это здорово! Таким образом (ещё если дети окажутся в такой ответственной роли выбирать книгу года), они почувствуют ту «радость общения» о которой Вы говорите. Они научатся высказывать свои мнения, быть справедливыми и критичными, уважать авторов книг, обменяться мнениями с другими членами «жюри». Очень, очень важное дело! Книги и образуют, и воспитывают творческих людей.
Публикация оформлена превосходно! Вы рассказали в доступной форме о проекте, привели данные о добавочных конкурсах, рассказали о вебинаре для родителей. Молодец! Голосую с пожеланием успеха!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 17 мая 2018 в 23:23 +2
Добрый вечер, Мира! Несказанно приятно читать Ваш позитивный комментарий в адрес моей работы! Я очень рада тому, что Вы заглянули на мою страничку! С огромным уважением, Ольга Геннадьевна.
Наталия Владимировна Пуханова # 23 мая 2018 в 20:59 +3
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна! Благодарю за приглашение. С удовольствием познакомилась с Вашим опытом работы. Публикация грамотно оформлена, всё подробно , доступно, ярко проиллюстрирована. Вы воспитываете устойчивый интерес к книге, к традиционным чтениям.Примите голос.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 23 мая 2018 в 21:35 +1
Спасибо, что заглянули на мою страничку, Наталия Владимировна! Приятно читать позитивные содержательные комментарии!
Эльза Нагимовна Авхадиева # 27 мая 2018 в 14:44 +3
Для реализации проекта "Читающий детский сад"вы создали все условия, чтобы привить любовь и интерес детей к книгам.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 27 мая 2018 в 21:38 0
Благодарю за комментарий!
Команда Татьяна Николаевна # 11 июня 2018 в 12:35 +2
Здравствуйте! Очень интересная публикация! Оформление мне понравилось! Спасибо за Ваш опыт работы! Примите с большим удовольствием голос! Желаю творческих успехов!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 12 июня 2018 в 16:05 0
Спасибо, Татьяна Николаевна, за позитивный комментарий к моей работе!
Ирина Николаевна Кириллова # 29 июля 2018 в 21:57 +1
ЗдравствуйтеЮ Ольга Геннадьевна! Как это замечательно и прекрасно - стремление показать малышам всю увлекательность и красоту книги! Сейчас дети очень мало стали читать, но, благодаря таким замечательным мероприятиям, еще с малых лет, дети осознают все волшебство мира книги. Спасибо! С удовольствием голосую! Удачи!