Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературы в 11 классе. Серебряный век. Символизм (вводный урок)

Конспект урока литературы в 11 классе.
Тема «Серебряный век» русской поэзии. Символизм /вводный урок/
Учитель: Пуляева О.Г.
Задачи:
1. Ввести понятие «серебряный век», определить его границы
2. Познакомить с популярными философскими течениями, представлением о человеке, истории, времени.
3. Дать представление о течениях, направлениях, группировках.
4. Познакомить с понятием «символизм». Определить философские основы направления.
Лекция учителя, беседа и диспут на основе реализации домашнего задания. Групповая работа по анализу стихотворений поэтов-символистов.
Ход урока:
I. Вопросы классу:
- Как вы понимаете выражение «золотой век» русской литературы?
- Творчество кого из поэтов может быть отнесено к «золотому веку»?
- Какова, по-вашему, суть метафоры «серебряный век» (сопоставление, противопоставление)?

II. Основные положения лекции учителя.
На доске? «Серебряный век» - русский Ренессанс.
Н. Бердяев

Классическая литература достигла величайших завоеваний в открытии духовного бытия мира, сложных индивидуальных процессов в человеческой душе. Для писателей начала XX века отечественная классика стала основой, кладезем мудрости, образцом гармонии. Так воспринималось творчество Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого… И все же XX век внес свои коррективы не только в развитие литературы в целом, Нои ив реализм – один из литературных направлений.
В чем это заключалось?
Русскую прозу XIX века отличали образы людей, которые если не адекватные авторскому идеалу, то выражающие существенные ее грани, заветные мечты, думы. Из произведений нового времени почти исчезает герой – носитель представлений писателя.
Характерно высказывание А.П. Чехова, творчество которого во многом определило, предсказало ход истории литературы.
«В жизни нет сюжетов, в ней все смешано – глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным». «Смешанным» оказался внутренний облик персонажей самого Чехова и его последователей.
Героями становятся «средней руки» интеллигенты, офицеры низших чинов, солдаты, крестьяне, ремесленники, босяки… О зыбкости их мироощущения и чувств и размышляют писатели-реалисты начала ХХ века.
Блок так охарактеризовал трагедию людей (в связи с творчеством Л. Андреева): в теле «необъятной серой паучихи–скуки сидит заживо съеденный ею нормальный человек». «Заживо съеденными» кажутся не только герои Л. Андреева.
В одном из писем Куприн пишет о «непреодолимой непроницаемой преграде, которая вечно стоит между двумя близкими людьми».
О «темном, слепом и непонятном» в обыденном упоминает и Бунин.
Писатели-реалисты именно в бытии обнаружили начало, враждебное человеку, поэтому этот человек оказался жалкой игрушкой каких-то равнодушных, могучих сил.
- Каково отношение писателей-реалистов к своим героям?
Отсюда не обличение, а сочувствие.

Совсем по-другому ощущают себя поэты начала ХХ века. Необыкновенный культурный и интеллектуальный подъем в России Николай Бердяев назвал «русским Ренессансом», впервые употребив термин «Серебряный век» (с нач. 90 гг). это время рождения русской философии, развития русского модернизма (так стали называть 3 новых поэтических направления: символизм, акмеизм, футуризм). Модернисты выступали против реализма, отрицали социальные ценности. Их цель – создание поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человека.
«Серебряный век» – это свойственное всем его представителям внутреннее единство, выраженное в нерасторжимой связи их творчества и личной судьбы: искусство для них было жизнью, а жизнь искусством. Это и позволило им (при всех разногласиях, расхождениях, а порой и вражде) слиться в единую плеяду «поэтов серебряного века».
Если реализм стремился приблизить искусство к действительности, то новая поэзия делала прямо противоположное: жизнь подчинялась законам искусства, которое становилось силой, преобразующей реальность.
Поэтому приметами времени можно считать литературные собрания: вечера на «башне» В. Иванова, салоны Сологуба и Мережковских, богемная обстановка «Бродячей собаки»
Октябрьская революция и гражданская война разрушили цельность русской литературной жизни, ознаменовав конец «серебряного века», и судьба каждого из них сложилась поистине трагически.

III Работа по группам
Каждой группе предложено задание: прочитать отрывки из статей, выбрать ключевые слова, характеризующие мироощущение поэтов, философов, определить основные черты символизма.

1. Основоположником нового направления становится Дмитрий Мережковский, в статье «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) определивший основные черты символизма.
Причины кризиса – одиночество всякого русского писателя, отсутствие литературной цивилизации
Особенности:
- восприятие времени «ощущение болезненного, неразрешимого диссонанса»;
- пути подъема – «идеальная человеческая культура» в результате открытия божественной сущности мира;
- новое искусство познает мир с помощью символов (не обобщение, как у реалистов);
- развитие нового искусства Мережковский не мыслит вне Бога;
- стремление познать непознаваемое – трагедия;
- непознаваемое выражается в символе;
-мистическое содержание ;
Декаданс (от лат. - упадок) был вызван состоянием безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением уйти в узколичный мир.

2 группа работает о статьей Брюсова «Ключи тайн»
3 группа - К.Д.Бальмонт "Элементарные слова о, символической поэзии"

Итог работы учащихся по группам:
- записи в тетрадях;
- ответы на вопросы:
1. Почему поэзию начала ХХ века и творчество столь разных поэтов объединили и назвали поэзией «Серебряного века»
2. Какие общие черты можно увидеть в произведениях, прочитанных в классе
При ответе используйте новые понятия: декаданс, модернизм, символизм.
Прочитать статьи и тексты поэтов-символистов (тексты предложены учителем), выделить главное для понимания особенностей символизма, сформулировать выводы, сделанные на основе работы с текстом статьи и предложенных текстов стихов.

Д/з написать мини-сочинение «Поэзия «серебряного века» - это…»»

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах Литературно-музыкальная композиция. Сценарий для 9-11 класса с презентацией Внеклассное мероприятие по литературе, 9-11 класс Конспект внеклассного мероприятия по литературе 10-11 класс

Похожие статьи:

Урок литературы, 11 класс. Горький «На дне», 1 урок

Тест по литературе Куприн «Олеся» для 11 класса с ответами

Конспект урока литературы, 11 класс. Любовная лирика Маяковского

Урок литературы, 11 класс. Жизнь и творчество Есенина

Урок литературы, 11 класс. Лирика Пастернака

Конспект урока литературы, 5-6 класс
Опубликовано: 3351 день назад (15 февраля 2015)
Просмотров: 13353
+2
Голосов: 2
Ольга Федоровна # 15 февраля 2015 в 22:56 +1
Ольга Геннадьевна! С интересом прочитала Ваш конспект. Работа интересная, тема очень трудная, требующая серьезной подготовки. Я так понимаю, что на следующем занятии работа должна продолжиться?! Спасибо за урок.
Светлана Алексеевна Антонова # 16 февраля 2015 в 23:26 +1
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна. Ваш урок серьезный,тема выбрана непростая, а форма работы, выбранная Вами, позволяет каждому ученику проявить себя, высказаться, сформировать свое мнение, что очень важно. Спасибо. Вам голос.
Ирина # 16 февраля 2015 в 23:58 +1
Серьезная, глубокая работа. Продумано все до мелочей. Обязательно воспользуюсь. Спасибо огромное.
Елена Алексеевна Малышева # 1 марта 2015 в 23:42 0
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна! Конечно, чтобы давать рецензию на Ваш конспект, нужно быть филологом. Тема, которую Вы заявили, изучается в каждой школе, поэтому, очень бы хотелось видеть нечто новое в работе по данной теме: новые методики, формы организации учебной деятельности, может быть, интересные статьи (или их фрагменты), относящиеся к данной теме. К сожалению, в конспекте этого практически нет. Чего еще нет? Нет цели. Нет выделенных в структуре урока форм работы: Вы называете лекцию, беседу, диспут, но ни одна из них не обозначена. Если это беседа, то должны быть указания: "учитель" - "ученик", если лекция, то, необходимо понимать, что останется в тетрадях учеников и т.д.
Чтобы на портале материал выглядел достойно (кроме того это еще и методическая помощь учителю) необходимо добавлять иллюстративный материал. А при погружении в тему "Серебряного века" без видео ряда никак нельзя. Поэтому, может быть, не стоит сильно торопится с выкладкой материала, еще раз внимательно прочитать пожелания организаторов.
Спасибо, за то, что достойно умеете воспринимать критику.