Урок литературы 5-6 класс по теме: "ЭПИТЕТ, МЕТАФОРА – СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ"
Цель урока:
- Обобщить знания учащихся в области теории литературы;
- Отработать навыки нахождения тропов в литературном произведении.
Задачи урока:
1. Образовательные
- Активизация и пополнение знаний учащихся в области теории литературы (работа с такими понятиями, как эпитет, метафора, пейзаж);
- Формирование умения учащихся читать выразительно, вдумчиво, анализировать текст, опираясь на его средства выразительности;
2. Воспитательные
- Активизация стремления учащихся к изучению произведений классической художественной литературы;
- Способствование эстетическому воспитанию учащихся;
3. Развивающие
- Способствование развитию ассоциативного и творческого мышления;
- Развитие умений анализировать и делать выводы
- Развитие навыков монологической речи учащихся;
Структура урока:
1. Организационный момент, постановка цели урока;
2. Работа с предложенными текстами и материалами:
- актуализация понятия «эпитет»;
- выполнение задания по подбору определений, эпитетов;
- Определение значения эпитетов, подобранных учащимися дома;
3. Работа над понятием «метафора»;
- как рождается метафора;
- узнай стихотворение;
- Игра «все на что-нибудь похоже»;
4. Творческая работа
5. Домашнее задание закончить создание текста, стихотворения.
1 этап урока – беседа с классом о том, что такое эпитет, для чего их используют поэты, писатели в своих произведениях; работа с выданным материалом.
I Задание:
Слова для справки:
Яркий, печальный, солнечный, промозглый, теплый, туманный, радостный, ветреный, чудесный, веселый, пасмурный, слякотный, бесподобный, морозный, мрачный, прозрачный, великолепный, звонкий…
- Выберите из списка слов или подберите самостоятельно такие определения, которые бы помогли рассказать о радостном для вас солнечном дне в конце зимы.
- Выберите из выписанных определений те, что могут быть эпитетами, выбор обоснуйте (какова эмоциональная окраска слов), выделите их любимым цветом;
- Пользуясь выбранными эпитетами, опишите такой день.
II Задание:
- Прочитайте подобранные дома строчки из стихотворений и назовите эпитеты, объясните.
2 этап урока – Объяснение понятия «метафора», наблюдение за тем, как «рождается» метафора, попытка придумать собственную метафору.
I Метафора – это скрытое сравнение.
- Как вы это понимаете?
- Можно сказать, что метафора похожа на загадку? Чем?
I Задание:
Давайте проследим, как рождается метафора
1 план – что-то видим и слышим;
2 план – что-то понимаем, чувствуем;
3 план – сравниваем;
4 план – убираем первый план, соединяя чувства с теми образами, которые возникли при сравнении;
II Задание:
Попробуйте узнать, о каком стихотворении я буду сейчас рассказывать.
С. Есенин. Белая береза.
Утро. Светает. Зима. Береза стоит около дома. Видимо, ночью был мороз, и ветки дерева покрылись инеем. Снег искрится под лучами солнца, которого еще не видно, но оно вот-вот взойдет.
- Как вы догадались?
- Что я сделала со стихотворением, метафорой?
III Задание: Игра «Все на что-нибудь похоже»
Попробуйте придумать на что похожи:
Сосульки, свисающие с крыш, -
Капель –
Подтаявший снег –
Пение птиц –
Солнечные зайчики -
Хрупкий лед – _____________________________________________________________
Вспомните еще приметы весны и продолжите игру.
IV Задание*:
Найдите метафоры и эпитеты в следующих произведениях:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою.
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,—
Не мертвец и не живой—
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет.
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
(Ф.И. Тютчев)
Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней. (Ф.И. Тютчев)
Весна Голубые тени
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра, со сверкающими блестками. Наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным.
3 этап урока – Творческое задание (может быть задано на дом)
Напишите небольшое сочинение – миниатюру с использованием образных средств выразительности речи, которые вы нашли, придумали в ходе работы на уроке.
Раздаточный материал
ЭПИТЕТ, МЕТАФОРА – СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
I Задание:
Слова для справки: Яркий, печальный, солнечный, промозглый, теплый, туманный, радостный, ветреный, чудесный, веселый, пасмурный, слякотный, бесподобный, морозный, мрачный, прозрачный, великолепный, звонкий…
- Выберите из списка слов или подберите самостоятельно такие определения, которые бы помогли рассказать о радостном для вас солнечном дне в конце зимы.
- Выберите из выписанных определений те, что могут быть эпитетами, выбор обоснуйте (какова эмоциональная окраска слов), выделите их любимым цветом;
- Пользуясь выбранными эпитетами, опишите такой день
__________________________________________________________________________
I I Задание:
Попробуйте узнать, о каком стихотворении я буду сейчас рассказывать.
Утро. Светает. Зима. Береза стоит около дома. Видимо, ночью был мороз, и ветки дерева покрылись инеем. Снег искрится под лучами солнца, которого еще не видно, но оно вот-вот взойдет.
I I I Задание: Игра «Все на что-нибудь похоже»
Попробуйте придумать на что похожи:
Сосульки, свисающие с крыш, - ______________________________________________
Капель – _________________________________________________________________
Подтаявший снег – _________________________________________________________
Пение птиц – ______________________________________________________________
Солнечные зайчики – _______________________________________________________
Хрупкий лед – _____________________________________________________________
Вспомните еще приметы весны и продолжите игру.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
IV Задание: Найдите метафоры и эпитеты в следующих произведениях:
Весна. Голубые тени
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра, со сверкающими блестками. Наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным.
3 этап урока – Творческое задание (может быть задано на дом)
Напишите небольшое сочинение – миниатюру с использованием образных средств выразительности речи, которые вы нашли, придумали в ходе работы на уроке.
__________________________________________________________________________
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина
Система уроков по роману А.С. Пушкина Дубровский
Конспект урока литературы для 6 класса
Конспект урока по литературе 6 класс
Похожие статьи:
Конспект урока по литературе. Программа Г. Меркина, 6 класс
Чехов «Беззащитное существо»
Пришвин «В краю непуганых птиц»
Пришвин «Времена года»
Урок игра по литературе, 6 класс