Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературы, 5-6 класс

Урок литературы 5-6 класс по теме: "ЭПИТЕТ, МЕТАФОРА – СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ"
Цель урока:
- Обобщить знания учащихся в области теории литературы;
- Отработать навыки нахождения тропов в литературном произведении.

Задачи урока:
1. Образовательные
- Активизация и пополнение знаний учащихся в области теории литературы (работа с такими понятиями, как эпитет, метафора, пейзаж);
- Формирование умения учащихся читать выразительно, вдумчиво, анализировать текст, опираясь на его средства выразительности;
2. Воспитательные
- Активизация стремления учащихся к изучению произведений классической художественной литературы;
- Способствование эстетическому воспитанию учащихся;
3. Развивающие
- Способствование развитию ассоциативного и творческого мышления;
- Развитие умений анализировать и делать выводы
- Развитие навыков монологической речи учащихся;

Структура урока:
1. Организационный момент, постановка цели урока;
2. Работа с предложенными текстами и материалами:
- актуализация понятия «эпитет»;
- выполнение задания по подбору определений, эпитетов;
- Определение значения эпитетов, подобранных учащимися дома;
3. Работа над понятием «метафора»;
- как рождается метафора;
- узнай стихотворение;
- Игра «все на что-нибудь похоже»;
4. Творческая работа
5. Домашнее задание закончить создание текста, стихотворения.

1 этап урока – беседа с классом о том, что такое эпитет, для чего их используют поэты, писатели в своих произведениях; работа с выданным материалом.
I Задание:
Слова для справки:
Яркий, печальный, солнечный, промозглый, теплый, туманный, радостный, ветреный, чудесный, веселый, пасмурный, слякотный, бесподобный, морозный, мрачный, прозрачный, великолепный, звонкий…

- Выберите из списка слов или подберите самостоятельно такие определения, которые бы помогли рассказать о радостном для вас солнечном дне в конце зимы.
- Выберите из выписанных определений те, что могут быть эпитетами, выбор обоснуйте (какова эмоциональная окраска слов), выделите их любимым цветом;
- Пользуясь выбранными эпитетами, опишите такой день.

II Задание:
- Прочитайте подобранные дома строчки из стихотворений и назовите эпитеты, объясните.

2 этап урока – Объяснение понятия «метафора», наблюдение за тем, как «рождается» метафора, попытка придумать собственную метафору.
I Метафора – это скрытое сравнение.
- Как вы это понимаете?
- Можно сказать, что метафора похожа на загадку? Чем?

I Задание:
Давайте проследим, как рождается метафора
1 план – что-то видим и слышим;
2 план – что-то понимаем, чувствуем;
3 план – сравниваем;
4 план – убираем первый план, соединяя чувства с теми образами, которые возникли при сравнении;

II Задание:
Попробуйте узнать, о каком стихотворении я буду сейчас рассказывать.
С. Есенин. Белая береза.
Утро. Светает. Зима. Береза стоит около дома. Видимо, ночью был мороз, и ветки дерева покрылись инеем. Снег искрится под лучами солнца, которого еще не видно, но оно вот-вот взойдет.
- Как вы догадались?
- Что я сделала со стихотворением, метафорой?

III Задание: Игра «Все на что-нибудь похоже»
Попробуйте придумать на что похожи:
Сосульки, свисающие с крыш, -
Капель –
Подтаявший снег –
Пение птиц –
Солнечные зайчики -
Хрупкий лед – _____________________________________________________________
Вспомните еще приметы весны и продолжите игру.

IV Задание*:
Найдите метафоры и эпитеты в следующих произведениях:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою.
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,—
Не мертвец и не живой—
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет.
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
(Ф.И. Тютчев)

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней. (Ф.И. Тютчев)

Весна Голубые тени
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра, со сверкающими блестками. Наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным.

3 этап урока – Творческое задание (может быть задано на дом)
Напишите небольшое сочинение – миниатюру с использованием образных средств выразительности речи, которые вы нашли, придумали в ходе работы на уроке.

Раздаточный материал
ЭПИТЕТ, МЕТАФОРА – СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
I Задание:
Слова для справки: Яркий, печальный, солнечный, промозглый, теплый, туманный, радостный, ветреный, чудесный, веселый, пасмурный, слякотный, бесподобный, морозный, мрачный, прозрачный, великолепный, звонкий…
- Выберите из списка слов или подберите самостоятельно такие определения, которые бы помогли рассказать о радостном для вас солнечном дне в конце зимы.
- Выберите из выписанных определений те, что могут быть эпитетами, выбор обоснуйте (какова эмоциональная окраска слов), выделите их любимым цветом;
- Пользуясь выбранными эпитетами, опишите такой день
__________________________________________________________________________

I I Задание:
Попробуйте узнать, о каком стихотворении я буду сейчас рассказывать.
Утро. Светает. Зима. Береза стоит около дома. Видимо, ночью был мороз, и ветки дерева покрылись инеем. Снег искрится под лучами солнца, которого еще не видно, но оно вот-вот взойдет.
I I I Задание: Игра «Все на что-нибудь похоже»
Попробуйте придумать на что похожи:
Сосульки, свисающие с крыш, - ______________________________________________

Капель – _________________________________________________________________

Подтаявший снег – _________________________________________________________

Пение птиц – ______________________________________________________________

Солнечные зайчики – _______________________________________________________

Хрупкий лед – _____________________________________________________________
Вспомните еще приметы весны и продолжите игру.
__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

IV Задание: Найдите метафоры и эпитеты в следующих произведениях:
Весна. Голубые тени

Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра, со сверкающими блестками. Наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным.

3 этап урока – Творческое задание (может быть задано на дом)
Напишите небольшое сочинение – миниатюру с использованием образных средств выразительности речи, которые вы нашли, придумали в ходе работы на уроке.
__________________________________________________________________________

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Система уроков по роману А.С. Пушкина Дубровский Конспект урока литературы для 6 класса Конспект урока по литературе 6 класс

Похожие статьи:

Конспект урока по литературе. Программа Г. Меркина, 6 класс

Чехов «Беззащитное существо»

Пришвин «В краю непуганых птиц»

Пришвин «Времена года»

Урок игра по литературе, 6 класс

Сценарий фольклорного праздника, 5-6 класс | Конспект урока литературы в 11 классе. Серебряный век. Символизм (вводный урок)
Опубликовано: 3565 дней назад (31 января 2015)
Просмотров: 10876
+2
Голосов: 2
Бурганова Лилия Фаритовна # 31 января 2015 в 21:10 +2
Ольга Геннадьевна! Ознакомилась с вашей разработкой, обобщила свои знания в области литературы. Урок очень интересный.Спасибо.
Ольга Геннадьевна Пуляева # 1 февраля 2015 в 00:29 0
Спасибо Вам.
Наталья Михайловна # 1 февраля 2015 в 00:38 +2
Замечательное занятие. Творческое, интересное. Дети, как правило, с удовольствием выполняют подобные задания!
Галина Анатольевна Скабара # 1 февраля 2015 в 10:42 +2
Ольга Геннадьевна, здравствуйте! Ознакомилась с Вашей разработкой урока литературы. Задания к уроку подобраны содержательные, интересные, соответствуют теме урока. На мой взгляд, если это урок обобщения, то желательно, чтобы первое задание позволило детям назвать цель урока, а выполнив каждое последующие задание или перед выполнением его прозвучала терминология тропа. Ведь дети должны не только понимать значение тропа в художественном произведении, но и знать их терминологию. Опираясь на знания уже ранее изученных средств художественной выразительности, показать их многообразие, показав таблицу или карточки. Очень сложная тема для понимания учащимися, но необходимая и важная в развитии речи школьников. Желаю творческих успехов!
Ольга Геннадьевна Пуляева # 1 февраля 2015 в 14:14 +1
Спасибо
Светлана Алексеевна Антонова # 17 февраля 2015 в 00:31 +1
Очень интересный урок. Детям дается возможность не только получить знания, но творить!!!! А это так важно и интересно. Спасибо. Вам голос
Светлана Васильевна Новоселова # 17 февраля 2015 в 17:14 +1
Ольга Геннадьевна, здравствуйте! Ознакомилась с Вашей разработкой урока литературы. Хорошо подобраны задания.Очень сложная тема для понимания учащимися, но необходимая и важная в развитии речи школьников. Желаю творческих успехов! Беру в закладки, голосую.
Ольга Геннадьевна Пуляева # 17 февраля 2015 в 22:17 0
Спасибо за добрые слова