Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность на уроках в начальной школе.
Автор: Веселова Ольга Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ с.Подлесное Марксовского района Саратовской области имени Ю.В. Фисенко

Современная система образования переживает период реформ, носящих принципиальный характер. Если мы привыкли к тому, что главное в образовательной деятельности учеников - приобрести некую сумму знаний, умений и навыков, то нам теперь придется от этого отказаться. При том количестве информации, который обрушивается на наши головы и головы наших детей, эта сумма всегда будет недостаточной. Время требует, чтобы школа научила ребенка ориентироваться в информационном потоке, четко находить и отбирать в нем необходимое количество информации и умело использовать в своей деятельности. И задача школы – дать ученику в руки (точнее, в голову) инструмент, который позволил бы не утонуть в океане информации, а умело и комфортно плыть в нужном направлении. Таким инструментом являются компетентности.
Компетентности – это знания о знаниях и способах деятельности, умение приобретать умения на основании пережитого своего и чужого опыта.Давно известно, что знания, приобретенные в процессе поиска, ценой личных усилий – самые устойчивые, а процесс поиска и интерпретации информации как раз и является той самой средой, в которой могут формироваться ключевые компетентности.
Один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата – метод проектов и организация работы в группах.
Хочу поделиться с Вами своими результатами использования проектной технологии. В 1-2 классах дети делают первые шаги самостоятельной работы. Мне больше нравятся проекты в 3-4 классах, они серьезные, научные. Детям очень интересно работать над проектом, нередко вовлекают в свою работу и родителей. Правда иногда их помощь приводит к отрицательному результату . Например, изучая полезные ископаемые были приготовлены презентации на тему «Нефть». Первая состояла из 4 слайдов и содержала основную информацию: что это, где и как добывают, где применяется в жизни. Вторая презентация, скаченная из интернета, из 10 слайдов, по которой ребенок даже прочитать внятно ничего не мог. Обе презентации были проанализировали с детьми и показаны родителям на родительском собрании, ознакомив их с результатами анализа .
В 4 классе дети после своих выступлений задают классу вопросы, чтобы проверить насколько внимательно дети слушали сообщение. Это организует и дисциплинирует класс. Результатами наших проектов были сборники р.н. сказок, сказок народов мира, минисочинения, коллективное мозаичное панно, буклеты по различным темам. Буклеты получались разными: кто- то использовал апликацию , кто-то сам рисовал или родители помогали сделать рисунки, кто-то использовал компьютерные технологии. Но в любом случае дети достигали поставленной цели.
Обучая учащихся действовать в рамках проектной технологии, учитель стимулирует обучение детей, учит их самостоятельно получать знания из различных источников, пользоваться этими знаниями в жизни, развивает у детей навыки аналитического, критического и творческого мышления.
Считаю, что неоспоримым достоинством проектного метода по сравнению с традиционными, является то, что работа над проектами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, их обобщать, развивает творческий потенциал. Маленькие дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что “самостоятельно добытые” учениками знания усвоятся надёжнее и прочнее. А можно предоставить ребятам возможность самим выбрать интересный проект, незаметно направив их энтузиазм в нужное русло. Очень важно, что цель проектной деятельности сфокусирована именно на достижении практического результата, т.е. проект используется с целью, позволяющей что-то узнать, совместно выполнить, открыть что-то новое, чтобы в результате создать какой-то продукт. Одна оговорка: скорее всего в начальной школе не может идти речь о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а лишь об элементах проектной деятельности в классическом её понимании. Но для малыша – это его проект.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Содержание проектной деятельности младших школьников формируются путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир знаний. Таким образом идет накопление опыта работы.
Организация проектной деятельности укладывается в структуру самой деятельности.
Мотив —> проблема —> цель —> задачи —> методы и способы —> план —> действия —> результат —> рефлексия (представление и самооценка).
Практика показала, что для продуктивной проектной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в сформированности следующих умений:
коммуникативные (умение спрашивать, слушать, делать запрос, выражать точку зрения, договариваться);
интеллектуальные (развитие аналитико-синтетических действий, сравнение, вычленение, перенос общего способа действия, гибкость, вариативность и самостоятельность мышления.)
оценочно-самооценочные (умение адекватно оценивать свою работу и своих одноклассников, обоснованно и доброжелательно оценивать результат и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное, умение, выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.)
Содержание предмета «Окружающий мир», на мой взгляд, даёт большие возможности для занятий этим видом деятельности.
В первом и втором классах провожу подготовку к осуществлению введения в проектную деятельность. Учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.
Так, в первом классе детьми были выполнены следующие проекты «Зеленая аптека». «Насекомые – кто они?», «С лукошком за грибами». Эти проекты не заставляли детей заниматься исследовательской работой, в большей степени они опирались на жизненный опыт и наблюдательность детей.
Во втором классе такие темы как «Животные нашего края, занесенные в Красную книгу», «Достопримечательности Московского Кремля» потребовали вести поиск информации, а что ещё важнее – четко и интересно представить свою работу. Наши проекты носили чаще коллективный характер. Их продуктом стала книжка-раскладушка «Достопримечательности Московского Кремля», альбом «Лекарственные растения», «Грибы нашего края».
В 3-4 классах детям под силу индивидуальные проекты: «Лес и человек», «Занятия человека в зоне степей», «Память о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов», «Я здоровье берегу - сам себе я помогу!»
Были и групповые прикладные проекты «Весенняя регата» .«Воздушный змей» на уроках технологии. Эти проекты более просты в исполнении, т.к. дети умеют и любят мастерить вместе с друзьями.
Для того, чтобы дети смогли целиком увидеть плоды своего труда, необходимо внеурочное время для оформления результатов. Здесь на помощь должен прийти учитель.
Для того чтобы использование данного метода в работе имело успех, необходимо пройти сложный путь обучения детей данному виду деятельности.
Сначала дети учатся:
- планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом;
- затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других;
- потом составлять инструкцию как способ решения проблемы;
- и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: начиная с рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности действий, решающих проблему.
При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с трудностями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деят Творческий мини-проект по развитию речи и ОБЖ в 4 классе Исследовательская работа о родном крае в начальной школе Проектная деятельность учащихся начальных классов

Похожие статьи:

Проектная внеурочная деятельность в начальной школе

Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс

Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир

Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе

Конспект классного часа к 9 мая о Великой Отечественной войне, 3-4 класс
Опубликовано: 3327 дней назад (17 октября 2015)
Просмотров: 1583
+1
Голосов: 1
Морозова Расмия # 18 октября 2015 в 19:32 0
Спасибо за конспект, все очень понравилось!
Ирина Осердникова # 22 октября 2015 в 00:02 0
Спасибо за работу. Проектная деятельность актуальная тема. Некоторые темы ваших работ тоже попробуем осуществить. Мои учащиеся второклассники, пока мы с ними делали только коллективные проекты, и всегда привлекали к работе родителей. Детям работа над проектами нравится с удовольствием представляют свой материал одноклассникам.
Ольга Ивановна Веселова # 22 октября 2015 в 21:28 0
спасибо за отзыв