Литературное чтение - 2 класс
Автор: Медведева Ольга Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Лицей №1» города Петрозаводска, Республики Карелия
Описание материала: предлагаю Вам конспект урока литературное чтение «Весеннее настроение». Данный конспект будет полезен учителям начальных классов для формирования целостного образа весны средствами предметов литературное чтение, музыка и изобразительное искусство.
Предмет: литературное чтение
Тема урока: «Весеннее настроение»
Класс: 2 класс
Цель урока: формирование целостного образа весны средствами предметов литературного чтения, музыки и изобразительного искусства
Ход урока:
1) Сегодня я пришла к вам с хорошим настроением.
А какое настроение у вас?
А вы знаете, что настроение можно измерять, как и температуру?
У вас на столах лежат градусники. Давайте возьмём цветной карандаш и измерим ваше настроение.
2) А теперь закройте глазки и внимательно послушайте музыку. Попробуйте представить себе картину, о которой вы сейчас услышите.
“ ...Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Она шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нем тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Она шла, и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче и громче.
Снег в лесу потемнел. Сначала на нем выступила облетевшая за зиму коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев – их наломало бурей еще в декабре, – потом зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины и на краю последних сугробов зацвели первые цветы...”
(Константин Паустовский, “Стальное колечко”)
Что вы представляли себе, когда слушали музыку?
А как вы считаете, у весны может быть настроение?
Как мы назовем наш урок?
Что связано для вас со словом весна?
Кладите мне на ладошку свои слова. (Учитель проходит с вытянутой рукой, дети прикасаются к ней и называют слова, которые ассоциируются с темой весеннее настроение)
3) Посмотрите, как много нашлось слов. Оказывается, об одном явлении можно рассказывать по-разному.
А как вы считаете, кто лучше всего может передать весеннее настроение?
Скажите, а с помощью какого литературного жанра лучше всего передавать свои чувства, настроение?
А чем стихи отличаются от прозы?
Сегодня мы познакомимся с произведением великого русского поэта Алексея Николаевича Плещеева
А что вы знаете об этом авторе?
4) Сообщение ребёнка: Алексей Николаевич Плещеев – поэт, переводчик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых. Почти 170 лет назад (1844)
5) Как вы думаете, чему будет посвящено стихотворение, которое мы будем изучать на уроке?
А как вы считаете, какой видит весну автор?
Я прочитаю вам стихотворение «Весна». Внимательно послушайте его и подумайте, какую бы вы нарисовали картину?
Алексей Плещеев
ВЕСНА
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Оправдались ли предположения, касающиеся названия стихотворения?
Что представили себе, когда слушали стихотворение?
А какое по настроению это стихотворение?
Определите, какими звуками наполнена весна
Все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни и довольства жизнью.
6) Работа со словарями
Прочитайте стихотворение про себя и отметьте незнакомые слова.
Какие слова вам непонятны?
А где мы можем узнать о незнакомых словах?
Повеяло-дуть
Лазурь – светло-синий цвет, синева
Миновала-прошла
Буря-ненастье
Подберите слова близкие по значению к слову «засвищут» ( закричат, запоют)
7) Правило работы в группах.
Поработайте в группе и подчеркните олицетворения, которые использует Плещеев? (Олицетворение – изображение неживых предметов в виде живых существ)
Что сказано о лесе и соловьях? (в поведении соловьёв существуют интересные факты, так, например, то что Самцы прилетают несколько раньше самок и строят гнёзда к их прилёту)
8) Давайте подготовим эти строчки для выразительного чтения. Что значит читать выразительно?(Читать целыми словами и без ошибок. Выбрать нужный тон и темп чтения. Выделить голосом главные слова. Передать своё отношение к тому, что читаешь.)
Давайте подумаем, где мы будем делать паузы.
А теперь представьте, что мы с вами у раскрытого окна любуемся весенней природой, в окно повеяло весною. Давайте подышим этими ароматами, что вы чувствуете?
Чем пахнет?
Прочитайте это четверостишие от лица человека, который восхищён красотой и свежестью весны.
Работа в парах.
Прочитайте выразительно первую строфу своему соседу по парте.
3-4 человека у доски (конкурс чтецов.
Чьё чтение показалось более удачным, выразительным?
Кто смог передать настроение?
9) Как вы считаете, можно ли услышать весну?
Ребята, а какой вид искусства передаёт красоту мира через звуки? (музыка)
Представьте, что вы композиторы. Какую бы музыку написали для этого произведения? (веселую, задорную или грустную)
Вот как услышал музыку весны П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник»
Пока вы будите слушать музыку и представлять весеннюю картину, вы должны покрыть снежный сугроб на бумаги лазурью. (На белом листе парафином (свечей) нарисован подснежник. Дети покрывают белый лист бумаги подкрашенной голубой краской водой. Проявляется рисунок подснежника). Затем просмотр видеоролика пробуждение подснежников. Выставка рисунков, создание на школьной доске поляны с подснежниками.
10) Прозвучала музыка. Что же удалось передать композитору этой мелодией? (красоту весеннего дня, хорошее настроение, журчание воды).
Какие строки из стихотворения «Весна» подходят к музыкальному произведению?
Свою пьесу Чайковский назвал «Апрель. Подснежник».
Почему композитор выбрал именно такое название?
А вы знаете, что слово апрель появилось в Древнем Риме и означает тёплый, солнечный.
А что у вас появилось на заснеженном листе бумаги? (подснежник)
Существует красивая легенда о подснежниках: когда на земле появились первые люди, вдруг высыпал снег. Людям было очень холодно. Они огорчились и подумали, что снег никогда не растает. Тогда, желая ободрить людей, несколько снежинок превратились в нежные цветы – подснежники. Люди увидели, сколько стойкости в этих цветах и поняли, что скоро снег растает. Цветы подарили людям надежду на лучшее. С тех пор подснежник стал символом надежды на скорейшие перемены в жизни. Вот такая красивая легенда.
11) А как вы считаете, можно было бы это стихотворение спеть?
Русский народ не забывает лирику Плещеева: его прекрасные стихи звучат в песнях и романсах до сих пор. Послушаем отрывок из романса «Уж тает снег» на стихи Плещеева, музыка Чайковского в исполнении Натальи Шпиллер.
Удалось ли исполнителю романса передать настроение этого стихотворения?
12) Работа в парах
А как вы считаете, можем ли мы увидеть весну?
А кто может показать нам разное настроение весны? (художники)
Давайте подберем с вами краски весны для художников. Ваша задача найти свою пару и выполнить задание по алгоритму. (У каждой пары свое стихотворение. Задание найти слова – цвет, которыми поэт рисует весну)
Посмотрите, насколько разнообразна и великолепна цветовая гамма весны.
Весна волновала сердца и настоящих художников. Сегодня мы будем внимательно рассматривать картину замечательного русского художника Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода»
Но чтобы внимательно всё рассмотреть, давайте дадим нашим глазкам отдохнуть.
Левитан – прекрасный знаток природы.
Что изображено на репродукции? (половодье в русских полях, о грациозных березках, о весне света и воды)
Какие признаки говорят о том, что это весна? (светит солнышко, тает снег, кругом много света и воды)
Какой месяц весны на ней изображен? (апрель)
Как вы догадались, что это апрель?
(в апреле на водоёмах лед тает, кругом разливается вода).
Почему художник назвал свою картину «Весна. Большая вода»
Как бы вы могли назвать эту картину?
Какие краски использует художник?(нежные, розоватые, голубоватые, фиолетовые)
А теперь представьте, что мы попадаем в картину .Какие звуки вы слышите?
13) Работа в группах.
1 группа. Если бы вы были ХУДОЖНИКАМИ…
Какие картины вы бы нарисовали к слову весна?
2 группа. Если бы вы были МУЗЫКАНТАМИ…
Какую бы вы написали музыку для слова весна?
3 группа. Если бы вы были СКУЛЬПТОРАМИ…
Какую бы вы создали скульптуру к слову весна?
4 группа. Если бы вы были ПОЭТАМИ…
Какие слова вы бы подобрали к слову весна?
14) Давайте ещё раз окунёмся в красоту весенних звуков и вспомним, что нового узнали на уроке?
Что было для вас интересным?
А что было трудным?
Давайте снова смерим ваше настроение. Какое оно?
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированный урок по литературному чтению и изо для 2 класса
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. В. Берестов. Честное гусеничное
Конспект урока литературного чтения для 2 класса «С.Я.Маршак. Кот и лодыри»
Конспект урока литературного чтения для 2 класса
Похожие статьи:
Проверочная работа по разделу «Человек среди людей» литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения в начальной школе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе