Музыкально-познавательное занятие для старшего дошкольного возраста «Балалайка — символ России»
Описание материала: Приобщение детей к национальным традициям родной страны — одна из важнейших задач музыкального воспитания и образования в целом. Понимание и осмысление детьми богатого культурного наследия России, любовь к её природе и истории являют источник источник подлинного патриотизма, без которого невозможно представить сплочённого и сильного народа, способного противостоять любым сложностям и невзгодам.
Помимо общепринятых мероприятий патриотической направленности (День народного единства, День Победы, День независимости) я стараюсь включать в работу мероприятия, расширяющие знания детей о родной культуре: знакомство с русскими народными музыкальными инструментами, играми, песнями, постановка музыкальных спектаклей на основе народных сказок. Всё это, несомненно, формирует в детских сердцах чувство любви и уважения к своей Родине, способствует укреплению связи между поколениями, является базой для формирования народного самосознания.
Автор: Подколзина Ольга Васильевна, музыкальный руководитель ГБОУ г. Москвы «Школа №1056».
Цель: Расширение кругозора детей.
Задачи:
Познакомить с музыкальным инструментом балалайкой;
Способствовать приобщению к русской национальной культуре, её истории.
Ход занятия
Дети заходят в зал под звучание балалайки, рассаживаются на стульчики.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с одним из самых знаменитых русских народных инструментов. А как он называется, вы узнаете, отгадав загадку:
У меня есть три струны,
Песенные, звонкие,
Любят так по ним бренчать
Музыканты ловкие!
Треугольная спина,
Расписное брюшко,
Как зовут, скажи, меня?
Громко, не на ушко!
Дети: Балалайка!
Ведущая: Верно, ребята, это балалайка. Вы, наверное, узнали её звучание, когда заходили в зал. Как вы думаете, почему балалайка так называется?
(Ответы детей.) Первые балалайки были очень просты в устройстве, и звук их напоминал бренчание. Поэтому их называли «бруньками», «балабайками», «балалайками». Последнее название и закрепилось за этим инструментом.
Первое упоминание о балалайке встречается ещё в XVII веке. На ней играли крестьяне, скоморохи, бродячие музыканты. А в XVIII веке балалайка проникла даже в царские дворцы, где придворные музыканты исполняли на ней популярные в то время танцы.
Но потом балалайка была надолго забыта, сохранившись только в некоторых отдалённых деревнях. Однажды её случайно услышал русский дворянин, создатель первого в России оркестра народных инструментов Василий Васильевич Андреев. Он так заинтересовался балалайкой, что решил её серьёзно видоизменить и превратить в настоящий концертный инструмент. Для этого он ввёл ряд усовершенствований, благодаря которым балалайка стала звучать ярче и красивее.
Такой балалайку впервые увидели за границей в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Инструмент настолько поразил иностранцев, что с тех пор стал считаться одним из символов России, наряду с матрёшкой и шапкой-ушанкой.
И действительно, сложно поверить, что столь незамысловатый инструмент, в котором всего три струны, может так звучать. Сейчас мы с вами послушаем настоящего виртуоза современности, балалаечника Алексея Архиповского. Обратите внимание, какой разнообразный тембр может быть у балалайки, какие интересные приёмы исполнения!
Дети смотрят видеозапись с концерта Алексея Архиповского, после чего делятся своими впечатлениями.
Музыкальный руководитель: Понравилось вам, как звучала балалайка в руках виртуоза Алексея Архиповского?
(Ответы детей.) Не удивительно, что балалайку так любили в народе, правда? Послушайте, какие о ней сложили пословицы и поговорки:
1. Наш Исайка — без струн балалайка. (Говорили о тех, чьи слова часто расходились с делом.)
2. Только дурак двор продаст да балалайку купит. (О том, что нужно внимательно относиться к своим поступкам.)
3. Баять байку про балалайку. (Значит проводить время в пустых разговорах.)
4. Что мне соха — была б балалайка. (Так говорили про тех, кто не любил трудиться.)
5. На словах — что на гуслях, а на деле — что на балалайке. (О тех, кто много и красиво говорит, но мало делает.)
Вот такой замечательный инструмент — балалайка. Не случайно именно её считают символом России и дарят в качестве сувенира многим иностранцам.
Балалайка-три струны, да зато какие —
За душу берут они, точно золотые!
То зальётся соловья переливами,
А потом пойдёт вдруг в пляс между нивами.
Дети выходят из зала под звучание оркестра народных инструментов.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
Музыкально-творческая игра для старших дошкольников «Снежинка серебристая»
Тематический день в детском саду «День животных»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада
Похожие статьи:
Тематическое занятие в подготовительной группе на тему: Семья. Конспект
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему: Осень
Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет
Сценарий музыкальной литературной композиции по мотивам сказки Дж. Родари для детей подготовительной группы
Сценарий музыкального вечера развлечения в детском саду для детей старшей группы