Сценарий тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста "М.И. Глинка и его "Камаринская"
Цель: ознакомление с биографией и творчеством композитора М.И. Глинки.
Задачи:
расширение кругозора детей;
формирование музыкального вкуса;
обогащение образного восприятия музыки с помощью мультипликационной визуализации.
Предварительная подготовка: слушание с детьми произведений М.И. Глинки: «Детской польки», «Марша Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» и песни «Жаворонок».
Ход мероприятия
Дети входят в зал под звучание «Марша Черномора» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и рассаживаются на места. Перед ними — экран с изображением портрета композитора.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, узнали музыку, под которую заходили в зал и, возможно, догадались, о каком композиторе мы с вами сегодня поговорим.
(Ответы детей.)
1. Страницы жизни и творчества
Михаил Иванович Глинка родился в 1804 году в селе Новоспасском Смоленской губернии в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. Мать будущего композитора, Евгения Андреевна Глинка-Земелька, была троюродной сестрой его отца.
С десяти лет Миша начал обучаться игре на фортепиано и скрипке, а его первой учительницей стала приглашённая гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер.
В 1817 году Михаил Иванович поступил в Благородный пансион в Санкт-Петербурге, где познакомился и подружился с младшим братом А.С. Пушкина, Львом. Впоследствии это знакомство послужило стимулом к созданию произведений на стихи великого поэта.
В пансионе Глинка продолжил занятия музыкой с частными педагогами, а после окончания обучения Михаил Иванович стал самостоятельно совершенствовать свои знания, и вскоре появились его первые композиторские опусы.
За свою творческую жизнь Глинка создал множество замечательных произведений и стал основателем русской классической композиторской школы. Он писал оперы, симфонические произведения, камерно-инструментальные сочинения, романсы и песни.
Композитор много путешествовал по Европе и использовал услышанные мотивы в своём творчестве.
Умер Михаил Иванович Глинка в 1857 году и похоронен на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.
2. «Камаринская»
Сегодня мы познакомимся с произведением Михаила Ивановича Глинки для симфонического оркестра под названием «Камаринская», которое он написал в 1848 году.
Это фантазия на две подлинные русские народные темы, которые постепенно переплетаются и перерастают в единое музыкальное полотно.
Первая тема — лирическая и задушевная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», вторая — бойкая и задорная плясовая с пением. Вот послушайте, какие слова в этой песне:
«Ой, комар ты, наш камаринский мужик,
Собрался в лес, по дорожке бежит.
Он бежит, бежит, пошучивает,
Свои усики покручивает.
Тише, тише топочите!
Пол не проломите!
У нас под полом вода,
В воде не утоните!
Пошла плясать,
Ногой топнула.
Аж хата покачнулась
И дверь хлопнула.
Хорошо, подружка, пляшешь!
Хорошо ты дроби бьёшь!
Только тем и не хороша,
Что припевок не поёшь!»
Музыка этой фантазии очень яркая и образная. Так и представляются картины родной природы и национального быта.
А чтобы вам было легче понять, о чём я говорю, давайте посмотрим мультфильм, в котором звучит эта музыка. Он так и называется «Камаринская».
Итак, давайте представим тихий летний вечер за городом. Речка, поле душистых трав, облака плывут по небосклону, лошадки пасутся на вольном просторе, всё вокруг спокойно и безмятежно. Сумерки спустились на небольшую русскую деревушку...
И только в одной избе не спят, там празднуют весёлую свадьбу. Девушки кружатся в хороводе, а один подгулявший незадачливый мужичонка поздно возвращается домой. Идёт он полем, идёт лесом, наигрывая на дудочке мелодию задорной Камаринской, и, устав, ложится спать под кустом.
И тут начинается волшебство: зайчики играют на дудочке зажигательную плясовую, русалки в пруду водят хоровод, все звери и птицы радуются и веселятся...
Просмотр мультфильма «Камаринская» (режиссёр — Инесса Ковалевская).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ООД для старшей группы по теме: Осень
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в волшебный мир музыкальных инструментов»
Конспект НОД в старшей группе «В гости к Домисольке»
Тематическое музыкальное занятие в ДОУ. Старшая группа
Похожие статьи:
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Как люди используют кожу и дерево
Конспекты занятий в старшей группе детского сада
Конспект музыкального познавательного занятия в детском саду в старшей группе. Музыка - сокровище небес
Конспект музыкального занятия в детском саду в старшей группе ко Дню прилёта птиц - 22 марта
Конспект музыкального занятия в детском саду для детей старшей группы на тему «Мир через спорт»