Обобщающий урок литературного чтения во 2 классе по теме "Уж небо осенью дышало…"
Цели:
образовательные:
• обобщить, привести в систему знания детей, полученные при чтении произведений по теме “Уж небо осенью дышало”
• учить детей восприятию литературного произведения как произведения искусства;
• продолжить формировать основы читательской деятельности
а) читательские умения (знание фамилий авторов произведений, название произведения, тема и жанр чтения) и речевые умения;
б) навыки чтения (дальнейшее совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях)
в) обогащение речи учащихся средствами литературы
развивающие:
• на основе элементов анализа через разные формы диалога создать описательный образ осени;
• создать на уроке атмосферу задушевного разговора учителя с детьми;
• постоянно включать детей в самостоятельную активную деятельность (от воспроизводящей до творческой);
• помочь каждому ребенку включиться в коллективную работу, оценить себя: “Что умею? Что знаю?”
воспитывающие:
• формировать эстетический вкус через чтение лучших образцов детской литературы;
• обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать у них эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, в природе, в жизни;
• вызвать стремление к самостоятельному чтению детских книг;
• воспитывать чувство уважения к товарищам, сопереживания.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Форма организации образовательного процесса: «праздник читательских удовольствий»
Методы ведения урока: словесный (беседа), практический, исследовательский (элементы), самостоятельная работа, творческая работа.
Педагогические технологии: информационно-коммуникативные (мультимедийные, интерактивные), технология формирования навыков чтения (тренажёры), здоровьесберегающие, исследовательского обучения (элементы).
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, тетрадь на печатной основе, творческие работы детей, листочки для рефлексии
Ход урока
I. Вступительная беседа
- К нам сегодня в гости в последний раз заглянула осень.
- Почему? (Мы закончили читать по теме “Уж небо осенью дышало” из раздела “О родной природе”+ последний урок литературного чтения осенью)
- Почему так назван раздел? Откуда такое красивое название?
- Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в осени что-то свое: ведь осень – это и радостная, и грустная пора.
- Давайте попробуем разные оттенки осени передать с помощью интонации.
- Нужно произнести слово «осень» -
Спокойно.
Вопросительно?
Удивленно-вопросительно?!
Радостно!
Восхитительно!!
Таинственно…
II. Тема, цель.
Сегодня на уроке я предлагаю вспомнить, какие произведения об осени мы читали,
- перечитать понравившиеся строчки,
- полюбоваться красотой, неповторимостью авторского слова,
- обсудить прочитанное
И если мы подметим, как видит и чувствует осень тот или другой писатель, если каждый из нас расскажет, как он сам видит осень, то, конечно, для всех нас осень станет богаче и выразительней.
Надеюсь, урок будет радостным, светлым, настоящим праздником читательских удовольствий.
III. Систематизация читательских знаний.
- Какие по жанру произведения мы читали? (рассказы, стихи, сказки, загадки)
- Назовите авторов, чьи произведения мы читали. (А.С. Пушкин, Г.А. Скребицкий, Н.И. Сладков, М.М. Пришвин, Э.Ю. Шим, Е.Ф. Трутнева, Е.И. Пермяк, Н.М. Рубцов)
- Работа в парах. Объедините листочки с фамилиями писателей и названиями произведений, которые они написали.
- Что общего у эти произведения? (общая тема-о природе, об осени)
Обобщение прочитанного по теме
1. Краски осени
- Осень – очень разнообразное время года. Она обычно начинается как осень красок.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила…
- В каком произведении мы встретились с Художницей-Осенью?
(-Г. Скребицкий “Осень”)
- Вспомните, как украсила осень разные деревья? (описать деревья на слайде, используя авторские образные выражения)
• Берёзы и клены покрыла осень лимонной желтизной.
• Листья осины, разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь, как огонь, горит.
• Могучий дуб – богатырь обрядила в медную кованую броню.
• Липы одела в тяжёлый убор из золотой парчи
- Люди тоже стараются передать красоту осени красками в своих картинах.
- На доске ваши осенние зарисовки с мыслями об осени. Послушаем некоторые из них …(несколько детей читают свои мини-сочинения)
- Разные периоды осени вызывают разное настроение.
Ветер листьями играет,
их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат -
это значит ...(Листопад)
2. Физкультминутка под музыку
- Представьте себя осенними листочками ...
Кружатся, кружатся листья, Жёлтые, красные листья
В классе у нас листопад По ветру вьются, летят…
3. Лесные разговоры
- Каждый лесной житель осенью занят своим делом. От чего так хлопочет белка? (надо успеть приготовить запасы) – Как вы думаете, о чём они могут разговаривать с вороном? Из какого произведения эти герои?
Э. Шим “Белка и Ворон”
(Чтение по ролям стр. учебника 111)
- А для людей у осени есть дары? (Слайд «Дары осени»)
4. Осенние грибы
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идёт и сеет осень
Душистые … грибы.
Кроссворд (рабочая тетрадь стр.51). Разгадывание названий грибов вместе, на экране появляются названия и грибы в цвете, дети раскрашивают у себя в тетрадях.
- В каких произведениях нам встретились грибы?
(Пришвин “Недосмотренные грибы” и Э.Шим «Храбрый опёнок»)
5.Обобщение
- Что общего у всех произведений раздела «Уж небо осенью дышало…»?
(Все произведения этих писателей о природе. Они знакомят читателей с лесом и полем, озером, лесной опушкой. Они хотят, чтобы те, кто прочитает их книги, сами отправились по неизведанным тропам, научились видеть необыкновенное в самом обычном, научились защищать природу.
- Осень – долгое время.
Начинается она как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голые, грязь, дождь.
- Стихотворением А.С. Пушкина начинается тема, а мы этим чудесным стихотворением заканчиваем наш урок. (Чтение стихотворения «Уж небо осенью дышало..» наизусть)
Вывод по уроку
- Какая она – осень для вас? (Разная – и грустная, и радостная, спокойная тревожная, тихая и ветреная)
Тетрадь стр.55 №3. – Какие чувства вызывает у тебя осень?
Д.З. – тетрадь стр.54 №2 - Придумать загадку об осенней природе, записать. Отгадку нарисовать.
Рефлексия. – Оцените своё настроение, работу на уроке. Жёлтый листик – если всё получилось, всё понравилось и настроение хорошее, оранжевый – если что-то пока не удалось.
(листочки дети приклеивают к своим рисункам на доске)
Уходит осень, красок хоровод
Становится всё серо и уныло.
Но скоро снег на землю упадёт
На солнце засияет всем на диво.
Мороз скуёт все реки и озёра.
Зима раскроет закрома чудес.
Всё разукрасят снежные узоры.
Преобразив величественный лес.
- На память об осени и нашем сегодняшнем уроке вам второй осенний листочек. А в понедельник будем встречать зиму!
Всем спасибо! Урок окончен!
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированный урок по литературному чтению и изо для 2 класса
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. В. Берестов. Честное гусеничное
Конспект урока литературного чтения для 2 класса «С.Я.Маршак. Кот и лодыри»
Конспект урока литературного чтения для 2 класса
Похожие статьи:
Проверочная работа по разделу «Человек среди людей» литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения в начальной школе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе