Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экскурсия в школьный музей. Великая Отечественная война

Экскурсия в школьном музее "Пусть не будет войны никогда!"
Музейный уголок Богданихской школы
Цель экскурсии: формирование гражданско-патриотических качеств в сознании детей и подростков.
Задачи:
1. образовательные: изучение военной истории своей страны, формирование достоверного представления у экскурсантов о сущности Второй Мировой и Великой Отечественной войны;
2. воспитательные: формировать у экскурсантов чувство патриотизма и гражданственности, понимание необходимости уважения и бережного отношения к наследию предков, чувство гордости за их славные деяния и подвиги;
3. развивающие: развивать у экскурсантов умение работать с различными источниками информации, расширение кругозора и воспитание познавательных интересов и способностей.
Обзор источников и литературы
1. При разработке и оформлении экскурсии использовались преимущественно Интернет-ресурсы, т.к. это доступно и иллюстративно.
2. Использованная литература:
1) 900 героических дней: Сборник документов и материалов/Сост.: Х.Х.Камалов и др.; Ленинград: Наука. 1966.
2) Книга памяти Ивановской области
3)Воспоминания о войне. Н.Никулин. Издательство Гос. Эрмитажа. СПб. 2008.
3. Одним из устных источников являются рассказы потомков участников войны - Абрамовой Ольги Александровны (внучка Ефимова Юрия Васильевича участника сражений 1944-44 гг.), Носковой Галины Егоровны (дочь Носкова Егора Ивановича участника Сталинградской битвы).
4. Вещественные источники - военные награды, военные орудия, фотографии, фронтовое обмундирование.
Продолжительность экскурсии - 20 минут.
Возраст посетителей: экскурсия рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста 3-11 классы, т.к. некоторые элементы экспозиции и повествования могут тяжело эмоционально восприниматься детьми самого младшего возраста. Характеристика экскурсии: экскурсия тематическая, военно-исторического содержания. Посвящена нескольким трагическим эпизодам Великой Отечественно войны - обороне Ленинграда, жизни детей блокадного города, страданиям людей военного времени. Отдельная композиция - фотокомпозиция "Лицо" фашизма", содержит свидетельства зверства и насилия этого режима.
Раздел I. «Боль моя, Ленинград…»
Эпиграф
"Пройдут года, придут другие люди,
Легка им будет молодая жизнь,
Но будет проклят тот, кто позабудет,
Что нашей кровью залит был фашизм"
поэт-фронтовик Сергей Орлов
Историческая справка.
22 июня 1941 года фашистские войска Германии под руководством Адольфа Гитлера напали на нашу страну. Так началась самая страшная и кровопролитная Отечественная война, которая длилась 4 долгих года.
Главной своей целью фашисты ставили уничтожение Советского Союза. «Захват жизненного пространства на Востоке и его беспощадная германизация» — так определил Гитлер одну из центральных задач политики Германии. В 1940 г. план Гитлера по захвату СССР получил название «план Барбаросса». Согласно этому плану агрессоры рассчитывали на молниеносный ход войны. Мощным ударом на 3-х главных направлениях — московском (по центру), ленинградском (с севера) и украинском (с юга) — предполагалось уничтожить основные вооруженные силы СССР и еще до наступления зимы через 5-6 недель после нападения пройти парадом победителей по Красной площади поверженной Москвы. Так они планировали...
На этом стеллаже вы видите сохранившиеся с тех времен военные экспонаты – это военные орудия, военные каски солдат, фронтовая фляга и походная фронтовая кружка.
Долгих 4 года полыхали бои. 4 изнурительных года вел советский народ освободительную, Священную войну. Внезапность и мощь удара противника, его численное превосходство привели к тому, что уже через три недели были оккупированы многие территории страны. Враг продвинулся далеко вглубь советской земли.
Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда. Гитлеровское командование придавало особое значение взятию этого города. Гитлер рассчитывал на то, что для Красной армии и боевого духа всего советского народа с падением Ленинграда «может наступить полная катастрофа».
Какую судьбу уготовил Гитлер Ленинграду?
Фюрер решил стереть с лица земли Санкт-Петербург. «Существование этого большого города не будет представлять дальнейшего интереса после уничтожения Советского союза. Мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого города».
Уже 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Знаете ли вы, что означает слово Блокада? Это окружение города войсками противника с целью отрезать от внешнего мира и принудить к сдаче.(*"Википедия") Город был изолирован. В этот же день вражеская авиация уничтожила склады с продовольствием.
Экспозиция отправляет нас к началу блокады, когда город интенсивно бомбили немецкие самолеты. Так в результате налётов германской авиации 8 и 10 сентября 1941 года на Бадаевских складах сгорели все запасы муки и сахара. (**900 героических дней: Сборник документов о героической борьбе Ленинграда в 1941-1944 гг.; Ленинград: Наука. 1966.). В сознании ленинградцев пожар на Бадаевских складах стал символом начала голода 1941-1942 годов. Так описывает свои воспоминания о бомбежке свидетель событий современник Николай Никулин: «...Когда всё кончилось, мы увидели клубы дыма, занимавшие полнеба. Это горели Бадаевские продовольственные склады. Тогда мы ещё не могли знать, что этот пожар решит судьбу миллиона жителей города, которые погибнут от голода зимой 1941-1942 г.» (**Воспоминания о войне. Н.Никулин. Издательство Гос. Эрмитажа. СПб. 2008.)
Единственной дорогой, по которой доставлялось продовольствие в город, оставалась Ладожская дорога – дорога жизни.
Расчет был сделан на начало в городе голодных бунтов, однако этого не произошло. Наоборот, страшные испытания еще больше сплотили людей. Самым тяжелым временем стала зима 1941-1942 гг.
Так как продовольствия было мало, в Ленинграде была введена карточная система на хлеб. Его выдавали по строго определенной норме и по карточкам. Норма составляла 125 грамм хлеба в день на одного человека. Посмотрите сколько это (Показать копии карточек на хлеб,остановка у весов с блокадной нормой хлеба.
Показать норму хлебного пайка на экспозиции).
Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала. Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, чтобы ни одна крошка не пропала.
В городе начался страшный голод. Всего от голода, болезней и бомбежек погибло около 1 млн. ленинградцев.
Символом страшной блокады стал дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой. В нем она писала свою горькую летопись: «28 декабря 1941 года Женя умерла в 12.30 ночи 1941 года». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.» «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Таню, потерявшую сознание от голода, обнаружили санитары, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе с другими истощенными ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую область. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь девочки, но болезнь оказалась сильнее. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Танины записи вырезаны на сером камне памятника под Санкт-Петербургом.
Раздел 2. "Украденное детство"
Таких детей, как Таня было несколько миллионов!
На этой фотографии запечатлены раненые дети в ленинградской больнице в 1943 году, пострадавшие от обстрелов города.
На следующем снимке мальчик катается на качелях. Но эти качели, словно страшная метафора, подвешены на дуло военного орудия. Это 1944 год Украина.
На следующей фотографии мы видим горстку несчастных детей на фоне того, что когда-то было их домом. Теперь там пепелище, а сами они, возможно, остались сиротами. Рядом снимок 1944 года - мальчишки города Сталинграда на улице, которая когда-то называлась Комсомольская.
В нечеловеческих условиях приходилось выживать детям в те годы. Прячась от бомбежек и обстрелов, детям приходилось долгое время скрываться и жить в землянках. На этом фотоснимке вы видите таких детей в Калининской области в лесу, у землянки, где они жили в дни оккупации в 1942 году.
А здесь село Извеково в марте 1943 года, освобожденное от фашистских захватчиков.
Советский солдат кормит с ложки крохотного ребенка. Видимо, родных у этого малыша не осталось!
Вот такое тяжелое «недетское детство» было у мальчишек и девчонок в военные годы! Вина за это лежит на фашистском режиме и Адольфе Гитлере, идейном вдохновителе и руководителе фашистской Германии. Режим фашизма – это воплощение жестокости и бесчеловечности, крови и смерти. Раздел «Лицо» фашизма» наглядно иллюстрирует сущность этой политики. Данный раздел «Лицо» фашизма» назван так неспроста. Слово «лицо» в кавычках неслучайно, потому что это не лицо, это звериный оскал смерти!
Подраздел "Лицо" фашизма"
В случае победы Гитлер уготовил страшную участь для советских людей: после захвата СССР фашисты планировали осуществить Генеральный план ОСТ, который предписывал истребление десятков миллионов людей и перетасовку народов.
Гитлер разделял всех людей на высшую и низшие расы.
Как вы думаете, кого Гитлер называл высшей и кого низшими расами?
Из речи Гиммлера ближайшего сподвижника Гитлера: «120-130 млн. германцев будут править сотнями миллионов недочеловеков». Из директивы Гитлера министру по делам восточных территорий А.Розенбергу 1942 г.: «Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью. Говоря по-военному, мы должны убивать от трех до четырёх миллионов русских в год». (**Цитата из главы «Восточная ориентация или Восточная политика»; Адольф Гитлер: «Mein Kampf»/Жизненное пространство на Востоке. Википедия).
Каждому фашистскому солдату была вручена памятка с такой установкой. Вот какими «идеями» были «окрылены» солдаты третьего рейха.
Памятка фашиста
«У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание — убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, — убивай».
Остановили врага наши самоотверженные герои - советские солдаты. Ценой своей жизни они сумели остановить фашизм и не допустить страшного будущего. Спасали мир от фашизма и ивановские солдаты.
Третий отдел «Герои-земляки Ивановской земли»
представляет собой мемориальную композицию, посвященную нашим соотечественникам, воинам-землякам, участвующим в войне.
Биографические данные:
1. Куклев Роман Павлович (1916-1945 гг.).
Родился в деревне Десятское Ивановского района. К январю 1945 года гвардии старшина Роман Куклев был старшим механиком-водителем танка 34-го танкового полка 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта. Отличился во время освобождения Польши. Погиб 15 января 1945 года в сражении под Радомом. В том бою он уничтожил 1 танк и несколько огневых точек противника, но и сам был подбит. Несмотря на возгорание в танке и выбытие из строя всего экипажа, Куклев продолжал сражаться, погибнув в бою.
Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
2.Война затронула каждый дом, в каждой семье есть свои герои. В нашей школе учится правнучка одного из героев войны Таня Абрамова. Ее прадедушка Юрий Васильевич Ефимов[/h2] участвовал в сражениях с 1944 года вплоть до дня Победы 8 мая 1945 года. «Артиллерист зенитной артиллерии малого калибра» - так звучала его военная специальность. В составе 125-ой отдельной артиллерийской дивизии он принимал участие в боях за Венгрию, Австрию, Чехословакию. За освобождение городов Европы от фашистских захватчиков награжден медалями: «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За победу над Германией».
3. Носков Егор Иванович (1913-1994 гг.)
Родился в семье крестьян д. Морозиха Вичугского района. Окончил начальную школу. В 1941 году призван в зенитно-прожекторный полк ВВО г. Куйбышев. Участвовал в 1942 году в Сталинградской битве, где был ранен, пуля прошла в сантиметре от сердца. В 1944 году участвовал в штурме Кенигсберга, был ранен повторно и получил контузию. После войны работал на ткацкой фабрике. Имеет награды.
4. Бадин Иван Иванович
призван в 1941 году, участвовал в боях под Москвой, под Нарофоминском пропал без вести. Последнее известие от 29 сентября 1941 года.
Именно они, наши безвестные герои, отвоевали нам мирное будущее, мирное небо и счастливое детство! Давайте никогда этого не забывать!
Закончить экскурсию хочется пожеланиями мира и строчками поэта Анатолия Болутенко:
"Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города.
Люди мирно в квартирах живут.
Пусть повсюду сады цветут.
Пусть спокойно живут города.
Пусть спокойная будет земля.
Не взрываются больше поля.
Не звучит никогда стрельба.
Наполняют пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
Пусть звучит над моей страной
Голос мира земли родной"
Спасибо за внимание! Ждем вас на следующей экскурсии.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект классного часа ко Дню Победы для старшеклассников Война глазами детей. Сочинение Классный час на тему 9 мая День Победы 9 мая в школе. Сценарий "Вечер встречи трех поколений"

Похожие статьи:

Классный час на тему 9 мая День Победы, 9 класс

Урок памяти ко Дню Победы, 11 класс

Классный час «День Победы», 10-11 класс

Сценарий концерта День Победы в сельском клубе

Мероприятия к 9 мая в школе. Сценарии

Музейная экспозиция в школе к 9 мая: Пусть не будет войны никогда! | Рабочая программа элективного курса «Человек и выбор профессии» 9 класс
Опубликовано: 3469 дней назад (25 мая 2015)
Просмотров: 7701
0
Голосов: 0
Игорь Мавлиевич Мухаметнуров # 27 мая 2015 в 06:44 0
Ольга Владимировна, спасибо за тему, очень интересно и задевает за живое. Обязательно запланируем для своего музея. Голосую!
Ольга Владимировна Кораблева # 31 мая 2015 в 20:22 0
Спасибо за внимание к моему материалу!