Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для педагогов детского сада «Что такое синквейн»

Консультация для педагогов ГМО «Синквейн»
Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное. Сегодня я предлагаю вам поговорить о таком интересном методе, как СИНКВЕЙН.

Что такое синквейн?
Синквейн — в переводе с франзуского означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи. Это нерифмованное маленькое стихотворение, которое читается очень медленно.

Дети
Любимые, ласковые
Играют, радуют, умиляют
Дети — цветы жизни
Счастье

Эти строчки похожи на японские лирические стихи, но это не японская поэзия. Это — синквейн.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна:
1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь, отвечает на вопрос КТО? или ЧТО?).
2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, отвечают на вопрос КАКОЙ?, КАКАЯ?
3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета. (ЧТО ДЕЛАЕТ, НА ЧТО ВЛИЯЕТ?)
4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора к тому, о чем говорится
5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Например: Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»
1. Семья
2. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
3. Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
4. Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память…..

Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому, необходимо помогать и поощрять стремление детей составлять синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут и незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.

В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Тема синквейна может быть любой:
- природе
- картине, литературном герое
- маме или о папе
= настроение

Об изучаемом на занятии

Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:
1.Котёнок
Чёрненький, пушистенький
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное

2. Дом
Большой, красивый
Защищает, греет
Нужен всем людям
Убежище

3. Арбуз
Круглый, вкусный
Катится, растёт, зреет
Арбуз – это большая ягода.
Лето

4. Лиса
Хитрая, любопытная
Прыгнула, обманула
Лиса-плутовка всегда выкрутится
Обман.

5.Ежик
Серый, колючий
Фыркает, сворачивается
Ежик живет в лесу
Хищник

Синквейн для воспитателя детского сада - это:
- инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,
- средство творческого самовыражения ребёнка,
- способ обогащения словарного запаса,
- подготовка к краткому пересказу,
- и просто увлекательное занятие.

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для педагогов дошкольных учреждений Консультация для воспитателей ДОУ. Проведение физкультминуток Как научить ребёнка учить стихи Нестандартное оборудование в детском саду
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Презентация | Конспект бинарного занятия в средней группе
Опубликовано: 1246 дней назад (24 ноября 2020)
Просмотров: 1479
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Софья Михайловна Макарова # 26 ноября 2020 в 22:07 0
Очень интересное и познавательное занятие. Обязательно использую данный материал в своей работе. joke