Экологические пятницы в школьном оздоровительном лагере. Часть вторая.
Непрерывное экологическое образование.
Описание: Работа призвана познакомить посетителей материала с деятельностью членов экологического клуба друзей дикой природы WWF «Исследователь» в период работы летнего оздоровительного лагеря «Радуга», где юные экологи работают волонтёрами.
Сценарная разработка рассчитана на педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы, биологии и экологии, школьников среднего и старшего звена. Её можно использовать для проведения классных часов, праздников, экологических декад.
Автор: Перковская О. В., координатор экологического центра III уровня по экологическому образованию и воспитанию учащихся МАОУ «Молчановская СОШ №1».
Цель: формирование экологического сознания младших школьников и развитие волонтёрского сознания.
Задачи: развивать наблюдательность, умение находить правильное решение, расширять знания учащихся, показать важность экологических проблем в жизни, учиться правильно вести себя в природе, овладеть более широким мировоззрением на природу, научиться активно включаться в процессы общения, способствовать развитию эмоционально-чувственного отношения школьников к природе.
Участники: Для участия в игре приглашаются команды отрядов оздоровительного лагеря. Уровень игры предполагает возможности учащихся 3-6 классов. Количество участников игры – 8 человек.
Место проведения: Актовый зал.
Подготовка к данному мероприятию:На подготовку команд игроков дается 1 неделя, в течение которой рекомендуется подготовить домашнее задание.
Третья экологическая пятница
Экологическая игра-конкурс «Мир вокруг нас"
Вступительное слово ведущего: Добрый день! Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в этом зале! Начинаем нашу экологическую игру-конкурс «Мир вокруг нас». Слово для приветствия участников конкурса представляется ….!
Слово представляется экологическому клубу «Исследователь».
Сейчас мы начинаем знакомиться с командами, а перед началом «визитки» мы проведем жеребьёвку, которая определит очередность выступления команд. (Капитаны участвуют в жеребьёвке).
Представление команд «Визитная карточка»
Конкурс 1.
Перед состязаниями интеллектуалов команд мы проводим небольшую разминку, которая сможет принести командам дополнительные баллы. Максимально можно получить 2 балла за разминку. Участие принимают все члены команды. Чтобы вам получить эти баллы, необходимо ответить на несколько вопросов.
Ведущий: Нас окружает много предметов, о происхождении которых мы даже и не задумываемся! А ведь эти предметы существовали не всегда. Очень часто предметы напоминают природные объекты, например, рыбацкая сеть-паутина паука. То есть природа часто подсказывает человеку, какие предметы можно сделать.
Задание: Участники должны найти соответствующие природным объектам инструменты, которые изготовил человек. Вот эти природные объекты:
•
комар, одуванчик, глаз, утка, рак, стрекоза, дятел, зубы зверя, носорог.
Ответы.
Конкурс 2. Конкурс капитанов проводится по одной из проблематик с конкретными предложениями:
• Как сберечь лес от пожаров?
• Как сохранить чистый воздух?
• Что надо сделать, чтобы на улицах, в лесу было чисто?
Ведущий:
Человечество развивается по своим законам. Может ли это развитие происходить без окружающей его природы? Если мы развиваемся не в соответствии с законами природы, то природа поставит свои ограничения. Таких примеров было уже очень много. Например: освоение целинных земель, неограниченный вылов рыбы и другие. Если развитие не вписывается в природные процессы, то возникают проблемы человека с окружающей средой. Сейчас о проблемах человека и развития природы нам поведают в своих домашних заданиях капитаны. Приветствуем капитанов.
Пока идёт подготовка капитанов к выступлению по одной из проблем, которую они вытягивают при жеребьёвке, все смотрят фрагмент ролика «Интересные факты из жизни животных».
Конкурс 3. Кругосветка. Проводится по пяти направлениям.
•Как спасти реки и озёра от загрязнения?
1. Речь пойдёт о птичьих базарах. На скалистых берегах холодных морей, где очень плотно гнездятся птицы, птенцов выкармливают рыбой. Казалось бы, у берегов возле скал рыбы должно быть меньше. А на самом деле там её больше. Почему?
Ответ. Всё дело в помёте, который падает со скалистых берегов. Это замечательное органическое удобрение вызывает бурный рост водной растительности, которая одним рыбам является убежищем, а другим кормом. За травоядными движутся и хищники.
2. Сточные воды загрязняют водоёмы, реки, пруды. Это приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Начинается интенсивный рост сине-зелёных водорослей.
Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации.
Ответ. Водоросли размножаясь, покрывают водоём, закрывая проход света к водным растениям. Без света не может происходить фотосинтез, а значит и количество кислорода уменьшается, что приводит к замору рыбы.
3. Огромное количество пластиковых пакетов оказываются по вине человека в воде, чем это опасно для её обитателей? Задание: предположите, в бассейнах каких вод это особенно может принести вред животным и почему?
Ответ. В бассейне морей и океанов, где водятся млекопитающие, которые принимают пакеты за медуз. Плёнка из пластика после проглатывания покрывает желудок животного, что нарушает процесс пищеварения животного и ведёт к его гибели. Птицы тоже страдают. Можно рассмотреть воздействие на птиц.
• «Экологический лабиринт»
(команда сама выбирает вопросы по баллам).
Леса, реки, поля, озера готовят нам массу неожиданных сюрпризов, встреча с которыми грозит иной раз существенными неприятностями.
1. Заблудившись в лесу, практически каждый человек знает, как найти стороны горизонта по деревьям, муравейникам, звездам и другим природным предметам.
Вопрос: А как определить стороны горизонта по ягодам? (3 балла)
Ответ: Ягоды более спелые на южных сторонах пней, кочек, холмиков.
2. Вы отправляетесь в незнакомый лес за грибами.
Вопрос: Какие три вещи необходимо взять в первую очередь? (2балла)
Ответ: 1.Нож. 2. Соль. 3. Спички.
3. Почти всем известен эффект движения «по кругу» по незнакомой местности. Как говорится, «леший водит»! Дело в том, что одна нога у человека почти всегда заметно сильнее другой. И соответственно длина шагов различна. Если вы не будете контролировать направление движения, то через некоторое время рискуете увидеть свои собственные следы.
Вопрос: Как необходимо сориентировать свой маршрут, чтобы не попасться «лешему на удочку» (5баллов).
Ответ: В момент ориентирования надо выбрать азимут, т.е. найти на горизонте какой - либо ориентир и идти к нему.
4. Известно, что человек, попав в экстремальные условия, при наличии воды может обходиться без пищи трое суток, не теряя сил, энергичности, ясности ума. Но от желания покушать он освободиться не может.
Вопрос: Как можно «обмануть» желудок, чтобы избавиться от чувства голода и продолжить искать путь из леса (4балла).
Ответ: Молодые ветки большинства кустарников съедобны. Калорий от такой еды немного, но зато клетчатка очень долго переваривается желудком.
5. Вот уже 6 часов вы пытаетесь выйти из леса. Вы устали и промокли. Вам необходимо отдохнуть, просушить одежду и обувь. У вас только несколько спичек. Вы решили развести костер.
Вопрос: Сколько видов костров вам известно? Если не знаете название какого-либо вида, можете нарисовать, как он выглядит, (0.5баллов за каждый правильный вариант ответа).
Ответ:
1. Шалаш
2. Таежный
3. Колодец
4. Камин
5. Полинезийский
6. Звезда
7. Пушка
6.
Вопрос: Как вести себя, если вы встретились с хозяином леса (медведем)? За правильный ответ 3 балла.
Ответ: Замереть стоя, не смотреть в глаза - это вызов.
• Ядовитые растения
На этой станции участники кругосветки получают знания о ядовитых растениях нашей местности.
Загадка: Что это за растение?
Появились бубенчики –
Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зеленой ножке.
Ведущий. Послушайте легенду об этом растении.
По преданию, это растение появилось из слез морской царевны Волховы, полюбившей юношу Садко. Однажды, узнав о его любви к другой, царевна вышла из морской пучины, чтобы в последний раз послушать земные песни Садко. Она шла, и слезы из глаз ее капали на землю, рассыпаясь жемчужинами, и на этом месте вырастали прекрасные лесные растения. Особенно почиталось это растение у древних германцев. Они посвящали его богине зари. Научное же название этого растения в переводе с греческого означает «лилия долин, цветущая в мае». Речь пойдёт о ландыше.
Участники знакомятся с другими ядовитыми растениями.
• Как узнать животных из Красной книги Томской области?
1. Одно из самых маленьких млекопитающих на Земле до 5 см, занесенное в Красную книгу?
2. Ведет ночной образ жизни, а днем отсыпается в дупле, гнезде. Прыгая с дерева на дерево, может пролететь до 50 метров.
3. Встречается у нас на западе области. Ночное животное. Малочувствителен к действию
различных ядов, в том числе и змеиного.
4. Редкий реликтовый вид. В нашу область была завезена в 1958 году. Размножается
плохо из-за больших паводков, нападений хищников, часто попадает в рыболовные сети.
5. Обитает в водоемах. Очень хорошо плавает. Между пальцами имеет перепонки. Питается рыбой, иногда лягушками и мелкими зверьками.
• Здоровый образ жизни.
Мы с вами пользуемся большим количеством разнообразных товаров, и практически все они упакованы. Рассмотрите на карточках символы экологической маркировки упаковок и сделайте предположения об их значениях.
Значение данных знаков:
1. Ответ. Упаковку выбрось в урну.
2. Ответ. Изготовлено из переработанного материала.
3. Ответ. Не выбрасывать! Сдать в специальный пункт утилизации.
4. Ответ. Вторичная переработка.
5. Ответ. Упаковка пригодна для последующей переработки.
Четвёртая экологическая пятница
посвящалась домашним животным. Сначала проводился конкурс команд, которые были представлены каждым отрядом.
Конкурс – разминка. За три минуты участникам необходимо вспомнить, как «разговаривают» животные. Конкурс называется «Язык общения», например, корова мычит….
Пока участники, которых команда представила для участия в конкурсе, записывали ответы, для зрителей задавались загадки. От каждой команды вызывают три участника и им задаются загадки о домашних животных. Если отгадают загадку болельщики, то команда может получить за этот конкурс три балла.
1. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).
2. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, но не корова,
С пухом, а не птица,
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт (козёл).
3. Наша добрая подружка
Даёт нам перьев подушку,
Даёт яичек для блинов,
Куличей и пирогов (курица).
4. Глазки изумрудные,
Шубка пуховая,
Песенки любезные,
Коготки железные (кот).
5. По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки (гусь).
6. Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днём он – забияка.
Поутру – часы (петух).
Конкурс капитанов «Устами младенца о домашних животных».
Для этой игры приглашаются капитаны. Они тянут жребий, чтобы узнать какое животное им достается (животное изображено на плакате, а для головы капитанов сделано отверстие). Ведущие делают подсказки. Если команда угадывает животное с первого раза, то получает пять баллов. Если со второго - четыре балла.
Например, животное корова:
1. У нее есть длинный хвост с кисточкой на конце.
2. У этого животного есть рога.
3. Она пригодна в хозяйстве.
4. Домашнее, копытное животное.
5. Дает молоко.
Конкурс «Человеку пригодился».
Команды должны составить маленький рассказ о роли животных, которых им выдают в виде картинок: утки, гуси, корова, лошадь, баран, курица.
Последний конкурс «Раскрась».
Каждая команда получает картинку коровы и даётся три минуты для нанесения кисточками цвета.
Эта экологическая пятница завершилась выставкой домашних животных, на которой были представлены кошки, черепахи сухопутные, черепаха водная, утки, голуби, ангорские хомяки, три вида коллекционных кроликов, морская свинка (розеточная), попугайчики, собачки, кошки. Всего двадцать человек приняло участие в выставке домашних животных, а ребята смогли любоваться двенадцатью породами домашних животных, за полюбившуюся при экскурсии породу каждый участник должен был отдать свой голос. Так были выяснены победители выставки, а все, принявшие в ней участие, получили в качестве сувениров школьные тетрадки с изображением домашних животных.
Победители конкурса зрительских симпатий.
В конце лагеря было проведено антетирование участников экологических пятниц.Мы проанализировали анкеты, которые показали, что задачи нашего проекта реализованы.
Все эти мероприятия помогли нам активно включиться в общение с ребятами, эмоционально, доступно рассказать об экологических проблемах, которые волнуют не только взрослых, но и нас – школьников.
Наша волонтёрская деятельность была отмечена региональными дипломами I и II степени за активную просветительскую работу среди школьников.
Рекомендуем посмотреть:
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей
Мероприятие в летнем пришкольном лагере дневного пребывания. Сценарий «День сюрпризов»
Декада английского в летнем лагере
Мероприятие в летнем пришкольном лагере. Сценарий
Похожие статьи:
Мероприятие в летнем пришкольном лагере без подготовки
Экологическая игра по станциям для летнего лагеря
Интеллектуальная игра в лагере. Сценарий
День сюрпризов в летнем лагере. Сценарий
Рыцарский турнир в летнем лагере. Сценарий