Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисование с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Царевна Лебедь"
Описание: Мы все любим сказки. Дети любят слушать, когда им читают сказки. Но гаджеты вытесняют из нашей жизни обычные книги, заменяя их на электронные. Важно читать детям книги. Настоящие, наши, русские. Важно знакомить детей с творчеством русских писателей. Ведь в наших сказках добро всегда побеждает зло, и каждой сказки хороший конец!
На этом занятии ребята старшего дошкольного возраста нарисуют героя сказки Александра Сергеевича Пушкина – царевну лебедь.
Автор: Останина Виктория Александровна, воспитатель МДОУДСКВ «Радуга» СПДС «Серебряное копытце», город Нижняя Салда.
Цель: рисование иллюстрации к произведению А.С. Пушкина «Царевна Лебедь».
Задачи: - продолжать учить рисовать гуашью;
- закрепить навык тщательно промывать кисть при смене цвета;
- учить использовать метод «примакивания» в работе;
- прививать любовь к чтению сказок русских писателей.
Предварительная работа: Чтение с детьми сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Материалы: лист белой бумаги, кисти разной толщины, стакан с водой, салфетка.
Ход работы
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем рисовать. А кого мы будем рисовать – отгадайте.
Глянь-ка в отраженье вод,
Птица белая плывет,
То не птица, а царица
На нее ты посмотри —
Все в ней дивной красоты.
(Царевна Лебедь)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это Царевна-Лебедь. Скажите, а кто написал эту сказку?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Александр Сергеевич Пушкин. А как называется эта сказка?
Ответы детей.
Воспитатель: сказка о царе Салтане. Я хочу вам сказать, что у этой сказки есть полное название: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Это стихотворная сказка. В ней рассказывается, о трёх сёстрах, которые вошли в царскую семью: одна стала царицей, другая ткачихой, третья поварихой. Сёстры очень завидовали молодой царице и решили погубить её и маленького принца. Они чуть не погибли в бочке, плывя по морю. Но встреча с Царевной Лебедем изменила их жизнь и всё стало у них хорошо. В сказке рассказывается о победе добра над злом.
Воспитатель: Начнём рисовать!
Перед работой нам нужно открыть баночки с гуашью и тщательно перемешать их содержимое. Гуашь имеет свойство расслаиваться. Пигмент опускается на дно баночки, а вода поднимается вверх.
Лист располагаем вертикально.
Начинаем работу с тонирования листа в голубой цвет. Делать это будем так – сначала покроем лист водой с помощью широкой кисти, затем наберём на кисть гуашь синего цвета и широкими мазками от края и до края листа будем добавлять цвет на наш лист. За счёт того, что мы предварительно намочили лист водой, цвет хорошо расходиться и позволяет сделать водную гладь голубой. Если гуашь ложится сильно густо и море-океан получается слишком синим – добавьте воды и больше не набирайте краску на кисть, а только за счет воды растягивайте цвет на весь лист. Мазки располагаем в горизонтальном направлении.
Я предлагаю не закрашивать края листа, оставляя белую рамочку по всем сторонам листа.
Фон готов.
Сейчас будем рисовать другим цветом. Не забываем тщательно промывать кисть при смене цвета. Промакивать о салфетку. Это необходимо, чтобы цвета, используемые нами были чистыми, не смешивались с теми, которыми мы рисовали перед этим. Старайтесь чаще менять воду, по мере её загрязнения.
Набираем жёлтую гуашь и в центре листа рисуем остров. Остров – это будет задний план нашего рисунка.
Вспомним про перспективу в рисунке. Конечно в жизни остров намного больше, чем Царевна –Лебедь. Но он где-то там, вдалеке и кажется совсем небольшим, можно даже сказать – игрушечным.
А лебедь – не очень большая птица по сравнению с целым островом – выходит на передний план нашего рисунка. Она будет ключевой фигурой – то есть главной. Она будет большой.
Остров имеет форму полукруга. Он как бы вырос из воды и видим мы только его верхнюю часть.
Сначала нарисуем его основание, а затем соединим его края выгнутой линией. Заполним цветом. Остров готов.
Промываем кисть, протираем и набираем белую гуашь. По середине острова рисуем башню. По краям забор. Каждый князь защищал своё княжество от захватчиков. Этот забор – защита. А башня – смотровая. На ней всегда дежурит человек, который высматривает врагов, приближающихся с моря.
Теперь будем работать жёлтой гуашью.
Нарисуем две более широкие башни справа и слева от первой. Они стоят за забором.
Нарисуем два окошечка на белой башне. Они будут интересной формы – полукруглые сверху.
Крышу на смотровой башне нарисуем в виде заострённого купола. На самой верхушке купола – нарисуем круг.
Оранжевой гуашью нарисуем крыши на двух жёлтых башнях. Они у нас будут вот такой же интересной формы, как и на первой башне. их сделаем чуть чуть пошире, и заострённый конец башни более выразительным.
Нарисуем окошечки и на жёлтых башнях.
Оттеним окна на белой башне краской и тонкой кистью. А окна на жёлтых башнях оттеним белой гуашью, используя так же тонкую кисть.
Нарисуем волны.
Первая волна немного заходит на остров.
Ниже рисуем ещё волны.
Между ними рисуем небольшие волны.
Теперь будем рисовать Царевну Лебедь. Давайте вспомним, как выглядит лебедь.
Рисуем белой гуашью выгнутую шею.
Голову.
Туловище.
Наша Царевна-Лебедь будет изображена с поднятыми вверх крыльями. Они будут широко расправлены.
Посмотрите, как лебедь расправляет крылья.
Рисуем изогнутую линию, определяющую направление крыльев. Слева и справа от туловища.
Перья будем рисовать методом "примакивания". Набираем на кисть гуашь и прикладываем кисть. Поднимаем. Первое перо готово. Делаем ряд перьев. С двух сторон.
Даём высохнуть.
Делаем ещё ряд перьев. Так же методом «примакивания»: приложили кисть – подняли, снова приложили –подняли.
Дали просохнуть.
Нарисуем третий ряд перьев, касаясь изогнутой линии крыльев, перекрывая оставшееся пространство.
Пока сохнут перья у царевны Лебедь, можно нарисовать клюв. Он по форме напоминает вытянутый треугольник, немного заходящий на голову птицы. Рисуем его тонкой кистью красной гуашью.
Теперь предлагаю слегка оттенить белую гуашь, добавив в неё синей. Сделать это можно на крышечке от гуаши или на палитре. Нам понадобиться совсем немного белой гуаши и маленькая капелька синей. Мы это делаем для того, чтобы показать многослойность перьев в крыле у лебедя.
Сделали ряд перьев.
Теперь промоем кисть и чистой кистью наберём белую гуашь и нарисуем последний ряд перьев, прямо на той изогнутой линии, определяющей направление крыльев.
Чёрной гуашью хохолок, глаз.
Теперь поверх белой гуашью приглушим цвет. Чёрный цвет смешается с белым - мы получим серый оттенок.
Очень осторожно светло серым тоном нарисуем небольшие пёрышки.
Нарисуем волны в самом низу листа.
Нам нужна ярко синяя гуашь. Рисуем большие полудуги, петли. Они немного прикрываю Царевну Лебедь, ведь она плывёт среди волн.
Царевна Лебедь готова!
Воспитатель: Ребята, рассмотрим наших лебёдушек. Располагайте их на доске, прикрепляйте магнитами.
Дети располагают свои работы на магнитной доске.
Воспитатель: Ну что? Нравится?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, скажите, все Царевны получились одинаковые?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, нет. Каждый из вас вложил частичку своей души в свою работу. И они все красивы по-своему, но и отличаются друг от друга. Предлагаю вам на минуточку всмотреться в свою работу и одним словом охарактеризовать свою Царевну-лебедь.
Например вот моя лебедь - скромная. Посмотрите, как она наклонила головку. А ваша лебедь – какая?
Дети думают, рассматривают свою работу.
Воспитатель: Ну что? Подумали? Рассмотрели?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте начнём описывать своих красавиц.
Дети описывают по очереди своих лебёдушек.
Воспитатель: Позвольте закончить нашу встречу красивыми строками стихотворения неизвестного мне автора:
«Есть птица красивая очень на свете,
Название — лебедь имеет она,
Не встретить прекрасней ее на планете,
Она из чудесного будто бы сна,
И вид лебедей — как отрада для глаз,
Когда по воде они ровно плывут,
Спокойный, приятный их снежный окрас
Собой украшают и реку, и пруд.
Степенные, яркие, нежные птицы,
в почете огромном они у людей,
Едва только лебедь на воду садится,
Все взгляд на него переводят скорей»
Воспитатель: Вот и ваши птицы каждая красива по-своему. Очень рада, что у вас всё получилось!
До новых встреч.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Мухомор» для детей старшей группы ДОУ
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста 5 - 7 лет «Декоративная графика»
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике в подготовительной группе. Тема: «Парашютисты
Конспект занятия в детском саду. Рисование по замыслу в подготовительной группе