Песочная терапия в развитии дошкольников с задержкой психического развития.
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества – глиной, пластилином, красками – он имеет ряд преимуществ.
Для детей с задержкой психического развития игры с песком имеют особое значение, так как ребенок начнет играть только тогда, когда сможет что-нибудь сделать сам.
Нарушение моторики, двигательные нарушения, трудности связанные с несовершенством таких психических процессов, как восприятие и внимание, у детей с ограниченными возможностями здоровья диктуют необходимость использования особых педагогических подходов к проведению игр с песком.
Игры с песком дают нам возможность развивать тактильную чувствительность и моторику кисти, своей динамичностью привлекают и удерживают внимание ребенка. Нехитрые манипуляции перемешивания, пересыпания, заполнение песком предметов, смешивание песка с водой, просеивание через сито успокаивают ребенка и вызывают положительные эмоции.
Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.
Игры в песочнице позволяют не только решать задачу развития фонематического слуха, но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные логопедом звуки.
Конспект организованной деятельности «Ожившие загадки» для работы с детьми 4 - 5 лет с ЗПР
Автор: Полтавцева Валентина Николаевна, воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР МБДОУ Д/С № 41 «Семицветик» г. Старый Оскол.
Цель: прививать в процессе познавательной деятельности любовь к окружающему миру.
Задачи:
- учить отгадывать загадки, решать творческие задачи;
- развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, память, внимание, умение классифицировать предметы;
- развивать речь, расширять словарный запас;
- воспитывать гуманное отношение к природе, умение играть в песок.
Оборудование: песочница, игрушка - черепашка, фигурки животных, рыбок, деревьев, предметы: ракушки, камушки, маленькие леечки с водой.
Ход ООД:
Утром до прихода детей воспитатель ставит в природный уголок упакованную в яркую обёрточную бумагу стеклянную ёмкость с песком и пластмассовой черепашкой. После завтрака просит желающих детей протереть листочки фикуса, дети выполняют просьбу и обнаруживают свёрток.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у нашей песочницы есть хозяйка? Она, вообще-то, не любит показываться. Но мы постараемся с ней познакомиться. Давайте попробуем сначала угадать, кто же она?
Она отлично всем знакома.
Она всегда и всюду дома.
Нет дома для неё родней –
Дом постоянно вместе с ней.
С такой защитой нет и страха.
Кто это, скажите? (Черепаха)
Ребята, давайте встанем вокруг песочницы и скажем, как нас зовут.
(дети называют)
А какие хорошие дела вы умеете делать?
(дети рассказывают)
Черепашка. Какие у вас имена красивые, может быть, вы и для меня придумаете имя?
(дети предлагают различные имена и решают назвать её – Мила)
Ребята, вы мне очень понравились, я хочу рассказать вам, какая у меня страна.
Страну прошу мою любить,
В ней много волшебства.
Здесь и озёра, и моря.
Пустыни и леса.
Здесь строят горы, города,
Вулканы и дома,
Фигурки оживают вдруг,
О чём-то говоря.
Твори, лепи и фантазируй.
Построй свой мир и расскажи,
Кто в нём живёт, и кто с кем дружит,
И с кем бы ты хотел дружить.
Но вход в страну закрыт для тех,
Кто любит драться,
В глаза песком кидаться.
Кто не строит, а ломает,
Тот в страну не попадает.
Спасибо, вы очень внимательно меня слушали. Теперь вы знаете, как нельзя вести себя в моей стране.
Черепашка. Знаете, ребята, у меня возникают трудности при отгадывании загадок, а вы, как я убедилась, легко с этим справляетесь. Поможете мне?
(дети соглашаются)
Тогда слушайте внимательно.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море (река)
Правильно! А вы покажете мне, какая бывает река и кто в ней живёт?
Дети делают на песке речку и выбирают фигурки рыбок.
Молодцы! А теперь отгадайте такую загадку.
Без конца и края лужа,
Не страшна ей злая стужа.
В луже ходят корабли,
Далеко им до земли (море)
А какое бывает море и кто в нём живёт? Вы и это можете мне показать?
Дети делают море, выбирают ракушки, рыбок, кораблики, камушки.
Молодцы! Я бы не справилась без вас. Вы готовы ещё помочь? Тогда слушайте.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём (лес)
Правильно! А какой бывает лес и кто в нём живёт? Дети показывают
Ребята! А последнюю загадку поможете отгадать?
Мочит поля, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг,
Облаков и туч он вождь.
Ты ведь знаешь, это….(дождь)
Дети отгадывают, берут леечки и поливают над песком.
Черепашка. Какие вы молодцы! Вы помогли мне отгадать все загадки. Теперь я знаю, какими бывают река, море, лес, дождь, животные и рыбки. Спасибо вам! А теперь нам пора прощаться. Если мне понадобится ваша помощь, я могу к вам обратиться?
Дети. Да!
Все прощаются, черепашку Милу в ёмкости ставят на полочку возле песочницы и идут мыть руки.
Рекомендуем посмотреть:
ОД по «Художественно-эстетическому развитию» в средней группе. Рисование «Белый медведь» с использов
Конспект ОД по «Художественно-эстетическому развитию» в средней группе на тему: Рисование военного в
Конспект ОД по развитию речи в средней группе
План-конспект образовательной деятельности по РЭМП в средней группе детского сада