Формирование социальной компетентности детей средствами музыкально-творческой деятельности.
Проблема развития социальной компетенции школьников – это важная социально и психолого-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы, одна из задач, которая решается в младшем школьном возрасте – обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально значимой цели, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы. Проводимая в стране модернизация образования ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности. Следовательно, школа должна стать социально ориентированной, т.е. таким образовательным учреждением, которое ориентировано на запросы социума,
в котором созданы условия для:
- формирования субъектной позиции учащихся, способных проектировать и реализовывать свои образовательные стратегии;
- развития у школьников способности к свободному и ответственному социальному действию;
- формирования социальной компетентности учащихся – способности брать на себя ответственность, активно участвовать в совместном принятии решений, в цивилизованном разрешении конфликтов.
Поэтому, развитие социальной компетентности младших школьников должно стать одним из важнейших направлений работы в начальной школе.
Однако, следует заметить, что эту работу нельзя ограничить разовыми мероприятиями. Она должна носить систематический характер, реализованная через совместную проектную деятельность, творческие и интеллектуальные игры и другие методы работы, организованные в школе. Учитель должен вести целенаправленную работу по сплочению детского коллектива, привлекать детей к выработке правил взаимодействия, обсуждать с детьми различные ситуации взаимодействия и стратегии, поведения в них.
Таким образом, неоспоримо ясно, что младший школьный возраст – это первый период приобщения ребенка к общественной жизни в социально значимой деятельности. Здесь складывается целый ряд личностных образований, важных для социальной адаптации.
Школьное детство – замечательная пора, когда формируются основные ценности, которым предстоит стать главными ориентирами в жизни ребенка. Слова С.Я Маршака являются подтверждением вышесказанного.
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли пригодиться в жизни тот,
Кто, жить, готовясь, в детстве не живет.
Формирование социальной компетентности у младших школьников, как известно, возможно различными методами и формами работы. И одной из таких форм является музыкально творческая игра «Школьная карусель». Данный вид деятельности был организован в школе с начала учебного года. Было разработано положение игры, составлен план мероприятий, разработанный по этапам и уровням игры. Создана рабочая творческая группа (координаторы-организаторы), в которую вошли учащиеся из среднего звена. Каждый класс становится участником игры, выбирает своего руководителя экипажа и помощников, выбирает название и девиз, песню, атрибутику, готовит свой уголок участника. Таким образом, в игру вовлекается каждый ученик, в журнале фиксируется успех и рост учащегося от уровня к уровню, по месячному плану в течение 9 учебных месяцев. Именно такой циклический ход игры помогает учителю вовлечь в музыкально-творческую деятельность максимальное количество учащихся, помогает любознательным, и склонным к творческой - интеллектуальной и музыкальной деятельности ребятам удовлетворить потребность в новой информации, самоопределению и самораскрытию.
Целью данной игры является создание максимально благоприятных условий для развития музыкально-творческих и интеллектуальных способностей детей, их самовыражения и самоопределения в процессе разных видов деятельности.
Структура и характер игры, которая делится на три основных этапа, включающих в себя 9 уровней помогает решать поставленные задачи, а именно:
- формировать социальные компетентности учащихся;
- формировать гражданственность у учеников начальных классов;
- развивать музыкально-творческие способности и активность учащихся;
развивать познавательную активность детей в процессе разного рода деятельности;
способствовать расширению знаний детей о мире;
Позиции учителя при организации интеллектуальной игры
Разработанное положение музыкально-творческой игры «Школьная карусель», с годовым планом мероприятий на учебный год, построены таким образом, чтобы, А также выбраны символы игры и продумана система оценки.
При организации такого вида деятельности педагог должен отказаться от своей традиционно доминирующей роли в процессе передачи ученикам знаний и стать организатором – консультантом в данной деятельности. Выполнение заданий осуществляется по определенному, поэтапному алгоритму, и при этом каждый ученик может выбрать «свою роль», т.е., то, что захочет или сумеет сделать.
Роль учителя при выполнении заданий изменяется в зависимости от этапов работы. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор. Его цель поддерживать группу, чтобы выполнить стоящую перед ней задачу. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть: консультирует, мотивирует, наблюдает, координирует. Таким образом, роль учителя при организации такого рода деятельности неоднозначна и, безусловно, требует от педагога высокого уровня профессионализма.
Положение об игре «Школьная карусель»
для учащихся начальной школы
Цель игры: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников через включение в длительную игровую деятельность; активизация познавательной активности учащихся.
Задачи игры:
способствовать интеллектуальному, художественно-эстетическому, гражданскому и нравственному развитию ребенка;
способствовать социальной адаптации ребенка к жизни общества;
организовать коллективно-творческую деятельность младших школьников через разные формы организационной работы.
Ожидаемые результаты: включение учащихся младших классов в длительную познавательную творческую деятельность, развитие творческой активности и способностей учащихся, сплочение коллектива, воспитание художественно-эстетического вкуса через разные формы работы.
Участники игры: школьники 1-4 классов.
Сроки проведения: сентябрь – май.
Содержание игры: Игра для младшего школьного возраста «Школьная карусель» рассчитана на один учебный год. Каждый класс получает творческое задание на месяц, по итогам его выполнения проходят тематические мероприятия (концерты, презентации, творческие отчеты, выставки, смотры, фестивали и т.п.) с награждением победителей за предыдущий период.
Каждый учебный год включает в себя 9 уровней в три этапа. Длительность каждого уровня 1 месяц, каждого этапа – 3 месяца, в конце которого каждая группа игроков проходит испытание, и переходит на новый этап игры.
Подведение итогов фиксируется ежемесячно в журнале «Школьная карусель», за каждый пройденный этап командам-победителям вручаются переходные ключи, а в конце года награждаются победители грамотами, дипломами и подарками.
Символы игры.
В игре может использоваться символика, включающая: эмблемы, значки, вымпелы, галстуки, разноцветные ленточки. Каждому званию соответствует свой цвет, используемый в символике. Можно использовать бейдж с именем участника и цветом, соответствующим званию.
Участники могут самостоятельно разработать символику длительной игры «Школьная карусель» опираясь на ключевые понятия игры: радуга, ключи, карусель, муза.
Примерные темы по месяцам:
Сентябрь – «Мы стартуем, начинаем, карусель все запускаем!» Оформление классных уголков (сентябрь-ноябрь). Получение творческих заданий для классов от сказочных героев:
1-е классы – оформление выставки рисунков «Мой первый учитель»
2-е классы – оформление выставки рисунков «Школа детскими глазами»
3-е классы - оформление поздравительных открыток или выпуск стенгазет ко Дню учителя
4-е классы – оформление фото выставки «Не когда стареть учителям!»
Октябрь – Фестиваль поделок «Золотая осень» (изготовление своими руками костюмов, букетов, блюд из природного материала)
1-е классы – конкурс на лучший «Осенний букет»
2-е классы – конкурс на самый красивый венок из листьев «Я веночек сделаю…»
3-е классы – конкурс на самое интересное и вкусное блюдо «Готовим красиво, вкусно и полезно»
4-е классы – конкурс на самый необыкновенный осенний костюм или панно из природного материала
Ноябрь – «Мы за ЗОЖ», конкурс на лучший Дневник игрока, эмблему и девиз.
1-е классы – проведение игры «Мой весёлый звонкий мяч»
2-е классы – проведение игры «Веселые старты»
3-е классы - проведение игры «Быстрее, выше, дальше»
4-е классы – проведение игры «Самые мобильные, самые спортивные»
Декабрь – «Мастерская Деда Мороза и Конкурс «Самый новогодний класс» (оценивается дополнительно во всех классах)
1-е классы – конкурс на лучшую новогоднюю игрушку
2-е классы – конкурс на лучшую новогоднюю игрушку
3-е классы – конкурс на лучшую новогоднюю сказку
4-е классы – конкурс на лучший новогодний спектакль или представление
Январь – «Красавица Зима» - Создание Снежного городка, организация, проведение зимних игр и забав.
1-е классы – конкурс на лучшего Снеговика
2-е классы – конкурс на лучшую зимнюю фигуру
3-е классы – Создание Снежного городка, организации зимних игр для 1-2 классов
4-е классы – Создание Снежного городка, организации зимних игр для 1-2 классов
Февраль – Конкурс «Мы – патриоты», «А ну-ка, мальчики!» - игры в классах
1-е классы – конкурс на лучшее патриотическое стихотворение или песню
2-е классы – конкурс на лучшее патриотическое стихотворение или песню
3-е классы – инсценировка песни или литературного произведения
4-е классы – инсценировка песни или литературного произведения
Март – Конкурс «Здравствуй, Весна!», «А ну-ка, девочки!» - конкурсы в классах
1-е классы – конкурс на лучшее представление весеннего образа (костюм весны, танец, стихотворение, песня)
2-е классы – конкурс на лучшее представление весеннего образа (костюм весны, танец, стихотворение, песня)
3-е классы – театральные постановки на тему «Весна», «Масленица»
4-е классы – театральные постановки на тему «Весна», «Масленица»
Апрель – Конкурс на самый чистый класс, территорию и лучший школьный вид «Наш уютный, чистый дом, хорошо живётся в нём» (оценивается каждый класс).
1-е классы – конкурс рисунков «И кисть сражается за мир!»
2-е классы – конкурс рисунков «И кисть сражается за мир!»
3-е классы – конкурс будущих поэтов, художников, музыкантов «Нам мир завещано беречь!»
4-е классы – конкурс будущих поэтов, художников, музыкантов «Нам мир завещано беречь!»
Май – «Звездный дождь» Итоговая линейка.
Подведение итогов: самые активные классы по итогам игры награждаются грамотами, дипломами, а самые яркие участники получают памятные призы и подарки.
Описание игры.
Игра начинается с появления сказочного героя - «Всезнайки» или «Умницы», которые знакомят учащихся с правилами игры. Учащиеся узнают о том, что в школе стартует игра «Школьная карусель», которая будет длиться весь учебный год. Ребята являются все участниками, каждый месяц они будут получать новые задания, испытания и подниматься на новый уровень игры. В игре всего 9 уровней, по количеству учебных месяцев. В конце каждого уровня будут подводиться итоги между классами, подсчитываться общие баллы по каждому классу, которые отмечаются разноцветными цветами. Красный цвет – высокий уровень активности, синий – средний, белый – начальный уровень активности учащихся.
Через каждые три месяца, игроки вступают на новый этап игры. Всего за год команды проходят три этапа. В конце каждого этапа (в ноябре, феврале, мае) участники получают по количеству заработанных баллов – символические ключи. Ключи имеют разные цвета: медный, серебряный, золотой, каждый из которых символизирует уровни прохождения и результаты игры. Золотой ключ вручается лучшей команде и соответствует высокому уровню творческой активности учащихся. Серебряный ключ соответствует среднему уровню активности учащихся, деревянный – начальному уровню активности учащихся. Всё это будет отражаться на школьном стенде «Внимание» и фиксироваться в игровом журнале. Лучшие участники будут вписаны в данный журнал.
Участники по ходу игры выполняют задания по предложенным темам, результаты которых оформляются всеми игроками. Дневник участника игры может заполняться в тетради и оформляться в произвольной форме по выбору ребят, с учетом основных предложений практических заданий по темам игры.
По мере роста в процессе реализации программы участникам вручается соответствующий ключ, и делается отметка в Дневнике – печать.
Продвижение каждого участника игры отмечается не только в дневнике «Школьной карусели», но и в классном уголке, где отображаются этапы прохождения игры и успехи ее участников. В школе оформляется стенд, отмечающий продвижение классных коллективов игры «Школьная карусель». Классный уголок и общешкольный стенд помогают наглядно отображать успехи, достижения и победы детей, создают доброжелательную эмоциональную атмосферу проведения игры.
На протяжении всего путешествия игроки объединяются в малые группы (звено, патруль, бригада - по выбору педагога) и выполняют задания на каждой ступени, как индивидуально, так и совместно. Руководит работой группы игроков педагог, классный руководитель, вожатый, который в игре имеет звание Мастера, Руководителя. Количественный состав малых групп может соответствовать цифровым символам игры – «три», «семь».
Игра для младшего школьного возраста «Школьная карусель» рассчитана на один учебный год. Каждый учебный год включает в себя 9 уровней в три этапа. Длительность каждого уровня 1 месяц, каждого этапа – 3 месяца, в конце которого каждая группа игроков проходит испытание, и переходит на новый этап игр.
В конце года по результатам игры, победители награждаются грамотами, дипломами, вымпелами, а самые активные игроки – памятными сувенирами и значками.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие познавательного интереса у младших школьников
Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен
Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика"
Похожие статьи:
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Воспитание в начальной школе по ФГОС