Конспект урока геометрии 8 класс
Урок геометрии в 8 классе по теме «Третий признак подобия треугольников»
Автор: Учитель математики Рубанченко Светлана Альбертовна, МБОУ «СОШ № 78» г. Барнаул, Алтайский край.
Данный урок предполагает наличие в классе интерактивной доски, но может быть проведён и без неё. Наличие презентации, сопровождающей урок, и дидактических материалов на партах учащихся позволяет значительно оптимизировать время урока. Применение различных форм и методов на уроке позволяют сделать урок интересным и разнообразным, даёт прекрасный эффект при изучении такой трудной для учащихся темы, как «Подобие»
Учебный план 5 часов в неделю
УМК: геометрия 8 класс, Л.С. Атанасян и др.
Тип урока: урок комбинированного типа.
Характеристика класса, в котором был проведён урок. В классе 50% учащихся с хорошей мотивацией к обучению - 10 учеников, 6 – со средним уровнем и 4 ученика – с низкой мотивацией.
Цели урока:
-изучить 3 признак подобия треугольников, формировать у обучающихся умение различать и применять признаки подобия к решению задач различного типа;
-развивать познавательные навыки обучающихся, критическое и творческое мышление, умение рассуждать и доказывать;
-воспитание познавательного интереса к математике, настойчивости, целеустремленности в учебе, корректного отношения оппоненту.
Структуру урока и виды деятельности учителя и учащихся можно посмотреть в таблице (Структура урока 1.gif и структура урока 2.gif)
ХОД УРОКА
1.
Организационный этап.
Сегодня на уроке нам потребуются карандаши и линейки. Проверьте свою готовность к уроку. Откройте тетради и запишите дату сегодняшнего урока.
2.
Мотивация
Мне бы хотелось в начале нашего урока привести вам изречение известного вам древнегреческого учёного Фалеса (Рис. 1 JPG):
- Что больше всего на свете? – Пространство.
- Что быстрее всего? – Мысль.
- Что мудрее всего? – Время.
- Что приятнее всего? – Достичь желаемого.
Я хочу, чтобы каждый из вас на сегодняшнем уроке достиг желаемого результата. А чего мы желаем достичь на любом уроке? (Получить знания)
Перед каждым из вас лежит листок, в котором вы на каждом этапе урока пометите, достигнут желаемый результат или нет.
3.
Проверка домашнего задания
А начинаем мы работу с проверки домашнего задания.
Как связано с именем Фалеса ваше домашнее задание? (Он предложил метод измерения высоты предмета с помощью подобия и измерил высоту пирамиды)
Давайте проверим, как вы применили метод Фалеса при решении домашней задачи. Я хочу напомнить вам, что это задание ГИА из модуля «Реальная математика». (Рис. 2 JPG.)
(Запись решения выполняется учеником на интерактивной доске.)
Какими знаниями вы пользовались при решении этой задачи? (1- й признак подобия треугольников, определение сходственных сторон, нахождение неизвестного члена пропорции и т.д.)
Какой ещё признак подобия треугольников вы знаете? (2-ой признак подобия треугольников)
4.
Постановка проблемы.
Я предлагаю вам решить ещё одну задачу: докажите, что треугольники, изображенные на чертеже подобны (Рис. 3 JPG).
(Мы не можем доказать, так как не дан ни один угол)
То есть нам не хватает полученных знаний. (Должен существовать ещё признак подобия треугольников.) Он и является темой нашего урока (Рис. 4 JPG).
Запишите тему урока в ваших тетрадях.
5.
Усвоение новых знаний
Сейчас я предлагаю вам поработать вместе со мной и доказать теорему. (Доказательство проводится с помощью презентации во фронтальном режиме совместно с учащимися в форме беседы (Рис. 5 JPG))
Мы доказали с вами ещё один признак подобия треугольников. Какова же наша дальнейшая цель? (Научиться применять этот признак подобия)
6.
Первичное закрепление знаний
Посмотрите внимательно, ребята, на задачу, которую я предлагала вам решить (Рис. 6 JPG).
Можем ли мы теперь доказать подобие данных треугольников? (Да, пользуясь третьим признаком.)
Давайте решим эту задачу. (Решают у доски)
VII.
Закрепление знаний
Попробуйте выполнить следующее задание совместно с соседом по парте. Карточки с заданием у вас на партах (Рис. 7 JPG).
Выберите из предложенных пар треугольников подобные, пользуясь третьим признаком подобия. (Учащиеся работают в парах, после чего обсуждаются результаты и проверяется правильность решения)
Валеологическая пауза. Сегодня мы больше обычного работаем с проектором, поэтому нужно дать отдохнуть глазам. Проведите глазами по знаку подобия слева направо и справа налево (Рис. 8 JPG).
Теперь закройте глаза и сделайте то же самое несколько раз с закрытыми глазами.
Откройте учебники. Прочитайте задачу № 561. Какие треугольники называются равносторонними? (Те, у которых все стороны равны). Выполним решение этой задачи с полной записью в тетради и на доске. (Учащиеся решают задачу у доски с записью в тетради)
Можем ли мы применить другой признак подобия для решения данной задачи? (Решают, опираясь на другой признак подобия)
Есть ли ещё способ доказательства этого факта? (Решают третьим способом)
А задачу, которая у вас на карточке № 2, вы будете решать дома. (Рис. 9 JPG)
С помощью каких признаков подобия можно её решить? ( С помощью 2 или 3 признака, если применить теорему Пифагора)
8.
Контроль сформированности умений и навыков
Ребята, я предлагаю вам решить тест на выбор верных утверждений по изученным нами темам. Он покажет, усвоили вы теоретический материал по теме или нет. Подобные задания обязательно есть в модуле «Геометрия» ГИА. (Рис. 10 JPG)
Немного времени, чтобы записать ответы в тетрадь.
Давайте проверим правильность выполнения теста. (Обсуждают каждый вопрос, почему оно истинно или ложно)
У кого все ответы правильные?
Кто допустил одну ошибку?
Остальным надо ещё работать над данной темой.
9.
Подведение итогов урока
А теперь ребята посмотрите на ваши листочки с результатами, которые мы желали достичь на этом уроке. (Рис. 11 JPG)
Есть ли среди вас те, у кого все этапы урока прошли с положительным результатом?
Все вы возьмите карточки на следующий урок. С непонятых вами вопросов мы начнём работу завтра.
Но я могу сказать, что мне понравилась работа (перечислить учащихся, активно работавших на уроке)
10.
Домашнее задание
Запишите домашнее задание. Повторить изученные теоремы о признаках подобия. Обязательно выполнить №560. Дополнительное задание – на карточке.
Спасибо за работу. Надеюсь, что все мы достигли желаемого на этом уроке.
Анализ урока.
Данный урок проведён по одной из самых сложных тем геометрии – «Подобие треугольников». С помощью методов проблемного обучения была достигнута основная цель учителя – научить видеть в треугольниках элементы, соответствующие различным признакам подобия. На уроке задача различения признаков подобия на практике решалась с помощью решения одной задачи разными способами. Признаки подобия широко проверяются на ГИА – 9, что ставит перед учителем проблему особого внимания к таким заданиям. Это задачи из модулей «Реальная математика» и «Геометрия». На моём уроке было уделено внимание двум типам таких заданий..
Рекомендуем посмотреть:
Урок математики по теме Диаграммы в 6 классе
Игра "Поле чудес" по математике для учащихся 5-6 классов коррекционных школ VIII вида
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся коррекционных школ VIII вида
Конспект урока математики в 5 классе «Путешествие в страну Математики»
Похожие статьи:
Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика
Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»
Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии
Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа